научная статья по теме КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭФИОПСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭФИОПСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ»

ВОСТОК (ORIENS) :2008 < 4

157

необходимым проведение их структурно-морфологического анализа с учетом типологических различий, существующих между двумя языками. Среди функционирующих в персидском языке арабизмов важное место принадлежит религиозным и религиозно-политическим терминам, которые не только активно используются, но и сохраняются им для мусульманской культуры.

В результате дискуссии, состоявшейся в заключительной части конференции, большинство ее участников признали динамичность и поступательность внешней политики ИРИ в отношении исламских стран, возросшую активность в работе как организаций, объединяющих исламские страны, так и международных и региональных организаций. Безусловно, оказывая поддержку шиитским движениям, Иран главное внимание уделяет проблеме исламского единства, поиску точек соприкосновения со странами с различными течениями ислама. Противостояние с США и главным образом с Израилем в деле реализации идеи сплочения исламских стран имеет для Ирана разнонаправленные последствия, так как конфронтация с США для многих из мусульманских стран является в настоящее время менее предпочтительной, чем безусловная поддержка Ирана. Тем не менее Иран уверенно демонстрирует в последние годы заметные успехи в наращивании своего экономического, военного, научного и культурного потенциала, что создает основу для усиления его влияния в исламском мире.

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭФИОПСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ © 2008 Э. С. ЛЬВОВА, Г. А. БАЛАШОВА

XVI Международная конференция по эфиопским исследованиям (МКЭИ) состоялась в г. Трондхайм (Оорвегия) в июле 2007 г. Первый из таких форумов, объединяющих исследователей многих стран мира, был проведен в Риме в 1959 г., и с тех пор они проходили в различных странах, в том числе России, Германии, США, Франции, Японии, Оорвегии, Эфиопии. Организаторами последней конференции были Постоянный комитет по эфиопским исследованиям и Департамент социальной антропологии Технологического университета.

В работе конференции приняли участие 198 человек из 19 стран мира. Самые многочисленные делегации из Эфиопии (62 человека), США и Германии (по 28), Японии (19); по одному участнику - из Испании, Израиля, Бельгии, Финляндии, Эритреи. Россию представляли три человека - участники последней российской экспедиции в Эфиопию (2006): Г.А. Балашова, член Международного организационного комитета; Э.С. Львова; В.А. Миронова.

Работа конференции была организована по восьми направлениям: "История"; "Антропология"; "Политика и развитие"; "Урбанистика, гендерные проблемы и права человека"; "Лингвистика"; "Музыка и искусство"; "Религии и образование"; "Кино". Каждое из них включало в себя подсекции. Так, в секцию "История" включались доклады по археологии, средневековой и новой истории; "Антропология" подразделялась на подразделы по проблемам этничности, оседлости, центра и периферии, причем отдельно была выделена антропология южных народов страны, до сих пор сохранивших многие элементы традиционной культуры. Добротные этнографические видеозаписи были представлены в секции "Кино". В секции "Политика и развитие" помимо внешних и внутренних проблем Эфиопии в отдельных подсекциях обсуждались вопросы сохранения окружающей среды, практика проведения выборов и др. "Лингвистика", помимо чисто языковых докладов, включала доклады по литературе и на гыэз, и на амхарском языке, как средневековой, так и современной. Секция "Музыка и изобразительное искусство" дополнялась выставками и концертом.

Отдельную секцию составляла "Визуальная антропология", на которой было показано 10 фильмов, снятых учеными Эфиопии, Германии, Франции, Японии. Очень разные по содержанию, в целом они давали разностороннюю картину жизни Эфиопии. Это и ретроспектива немецких фильмов о времени правления Хайле Селассие (с 30-х до 50-х гг. XX в.); остросоциальные фильмы о детях улиц и насущной проблеме возвращения культурных ценностей. Особо следует отметить чисто этнографические фильмы о современной жизни древней касты бродячих музыкантов и певцов ("азмари" или "лалибела"); о паломничестве к новой мусульманской святыне - гробни-

це Аль-Факи, умершего в 1953 г.; о повседневной жизни хамер, одного из южных народов Эфиопии.

Конференция привлекла внимание местной общественности. Были сделаны сообщения о ее работе в прессе, участников конференции в торжественной обстановке во дворце архиепископа принял мэр г. Трондхейма. На открытии выступил посол Эфиопии в скандинавских странах.

На секции "История и археология" был заслушан 31 доклад, из них 3 посвящены археологии; 8 - средневековой истории; остальные - проблемам ХУШ-ХХ вв. и историческому образованию. Как правило, темы были достаточно конкретные, узкие, ограничивались временем императорского правления. История страны после антимонархической революции 1974 г. не затрагивалась ни в докладах, ни в дискуссиях. Несомненно, это показатель лояльности и осторожного отношения к современному правительству Эфиопии - избегание обсуждения и оценок периода 19741991 гг., когда пал авторитарный режим и установилось правление Мелави Зенауи, а тем более последних десятилетий.

Доклады по средневековой истории и периоду XVIII-XIX вв. ценны тем, что ввели в научный оборот новые исторические источники. Многие из последних не так давно обнаружены, другие были известны, но не использовались широко для воссоздания истории страны. Так, A.M. д'Алос-Монер (Германия) привлек малоизвестные португалоязычные материалы для анализа роли и места португальцев в Эфиопии XVI в., показав, что ранее она преуменьшалась эфиопскими историками и преувеличивалась португальскими. Неизданные рукописи некоторых эфиопских монастырей позволили уточнить как политическую (доклад М.-Л. Дерата, Франция), так и церковную (Д. Носницын, Германия) историю. Привлечение искусства как исторического источника, ранее не практиковавшееся, дало возможность проанализировать отношения центра и периферии в гондерский период (К. Боск-Тъесее, Франция). Новым и интересным оказалось обращение к биографиям конкретных деятелей; это дало дополнительные живые свидетельства в обычно сухой политической истории (Е. Соколинская, Германия). Новые данные о состоянии эфиопского общества конца XIX в. представила Э.С. Лъвова (Россия) по запискам армянского архиепископа, два года прожившего в стране. Недавно обнаруженные В.Г.Ц. Шмидтом (Германия) новые правительственные документы позволяют точнее представить внешние связи Эфиопии в 1915-1916 гг.

Однако и уже известные исторические источники оказались широко представлены. Новое прочтение хроник и архивных документов высветило ряд отдельных аспектов средневековой и новой истории Эфиопии, таких как роль женщин в политике (Рита Панкхерст) и конкретные нововведения Менелика II в экономической и социальной сфере (Ричард Панкхерст - оба Эфиопия).

Еще один блок докладов объединял темы, касающиеся связей Эфиопии с зарубежными странами, - от рассказов об отдельных иностранцах, ставших постоянными жителями страны (Л. Прияс, Великобритания, - о чехах), до анализа отношений с Японией, США и панафриканской политики императора и роли колониализма.

Эфиопия всегда занимала особое место среди африканских стран. Она никогда не была колонией, ее история насчитывает тысячелетия, само существование самостоятельного императора-африканца вдохновляло жителей стран континента и чернокожих американцев. Не случайно именно Эфиопия стала штаб-квартирой сначала Организации африканского единства, а затем Африканского Союза. Эфиопия, как следует из докладов этой группы, рассматривала себя как активный субъект, а отнюдь не пассивный объект (как нередко считали европейские и американские историки) мировой политики. В Японии эфиопы видели пример того, чего могут достичь неевропейские страны, и полагали ее возможным партнером в противовес европейским, в частности итальянским, агрессорам. Поскольку Xайле Селассие воспринимал себя как покровитель всех африканцев и их потомков (в том числе и в Центральной Америке), было разрешено переселиться в страну последователям растафарианства, возникшего на Ямайке. О судьбе этих переселенцев, выразителей панафриканизма, повествует доклад Дж. Боначчи (Италия).

Секцию "Антропология" составили 25 докладов. Они были разбиты на несколько тематических подсекций: "Пастушество и модернизация", "Этничность и самосознание", "Этничность и насилие", "Медицинская антропология", "Народы периферии", "Антропология юга". Как видно даже из перечня подсекций, совсем не было сообщений о земледельческих народах Центральной и Северной Эфиопии. Бросается также в глаза, что ни один из докладов не касался ни амхара, ни

тиграи - народов, игравших и играющих важную политическую роль в прошлом и настоящем страны (до 1991 г. преимущественным правом обладали амхара, позднее - тиграи).

Из всех групп оромо, одного из наиболее политизированных народов, значительная часть которого оппозиционно настроена по отношению к нынешнему режиму, привлекли внимание докладчиков только те, которые продолжают вести пастушеский образ жизни (борана и гуджи). Именно эти группы оромо в наибольшей степени сохранили систему возрастных классов (гада), которую многие политические деятели оромо считали образцом демократического общества. Вниманию участников были предложены сообщения о ее современном состоянии. Так, после введения нового административного деления страны на девять штатов территория борана вошла как отдельная административная единица в штат Оромия. И здесь предпринимаются шаги по использованию гада в политических и административных целях. 2адача эта, как показал Тагава Ген (Япония), определяется, с одной стороны, проведением необходимых традиционных ритуалов, а с другой - использованием ее в качестве "посредника между народом борана и современным государством".

Подобная система жива еще и у некоторых народов Юга. Она связана также с тем, что для повышения социального статуса необходимо доказательство бесстрашия и храбрости. Н. Пуас-сонъе (Германия) убедительно показал, что, например, у консо необходимым условием для достижения полноправия и "источником гордости семьи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком