научная статья по теме КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ МОРДОВИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ МОРДОВИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY

УДК 930.1(091)(470.345)(045)

DMITRIY VICTOROVITCH VLASENKO

the applicant of the department of national history and ethnology of the Mordovian state pedagogical institute ntd2006@yandex.ru

Confessional history of Post-Soviet Mordovia: review of historiography

The article is the characteristic of the main directions in the study of the religious history of the Republic of Mordovia in the 1990s - middle of 2010s. Special attention is paid to research on the history of the Russian Orthodox Church and the Muslim Ummah (community) as the most numerous and influential denominations, the interaction of the denominations with the authorities and interfaith relations in Post-Soviet Mordovia

Keywords: Republic of Mordovia, confessional history, historiography, Russian Orthodox Church, Muslim Ummah, religious minorities.

ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ ВЛАСЕНКО

соискатель кафедры отечественной истории и этнологии Мордовского государственного педагогического института

ntd2006@yandex.ru

В статье дана характеристика основных направлений изучения конфессиональной истории Республики Мордовия в 1990-х - середине 2010-х гг. Особое внимание уделяется исследованиям, посвященным истории Русской православной церкви и мусульманской уммы (общины) как самых многочисленных и влиятельных конфессий, взаимодействию конфессий с властями и межконфессиональным отношениям в постсоветской Мордовии.

Ключевые слова: Республика Мордовия, конфессиональная история, историография, Русская православная церковь, мусульманская умма, религиозные меньшинства.

Конфессиональная история постсоветской Мордовии: историографический обзор1

К настоящему времени проблемы и перспективы конфессионального «ренессанса» в регионах постсоветской России стали темой для многочисленных исследований ученых практически всех гуманитарных специальностей - историков, этнологов, религиоведов, политологов, философов, филологов и др. Такая ситуация представляется закономерной, поскольку религиозные процессы играют важную роль в жизни любого многонационального субъекта РФ, среди которых и Республика Мордовия.

В современной Мордовии все публикации по указанной тематике можно условно разделить по нескольким научным направлениям: история и современное состояние традиционных конфессий, их влияние на культуру и быт народов в республике, положение религиозных меньшинств, борьба с деструктивными культами, состояние межконфессионального диалога, взаимодействие с местными властями.

Различные аспекты деятельности Саранской и Мордовской епархии РПЦ в начале 2000-х гг нашли отражение в публикациях экспертов Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов ИЭА РАН А.В. Мартыненко и Н.В. Шилова [21]. Кроме того, в 2013 г. в МордГПИ была опубликована коллективная монография, в которой прослеживается история РПЦ на территории Мордовии от Октябрьской революции 1917 г. до начала XXI в. [5]

Что касается конфессиональной истории мусульманской общины (уммы) на территории Мордовии, то в 2009-2011 гг. в Саранске был защищен ряд кандидатских диссертаций по современной умме Республики Мордовии - от социологического анализа конфессиональной принадлежности татар РМ до проявлений салафитского экстремизма в рассматриваемом регионе [4; 10; 25]. Со-

временное состояние мусульманской уммы республики анализируется также в публикациях одного из работников Духовного управления мусульман (ДУМ) РМ М. Ш. Салимо-ва [26]. Значительный вклад в изучение истории уммы указанного периода внесли А.В. Мартыненко и Н.В. Шилов [13; 14; 22]. В их трудах прослеживается взаимосвязь между событиями в умме РМ с общей ситуацией в российской умме, оказывающей на мусульман Мордовии многостороннее и многоуровневое влияние. В 2005 г. в Институте этнологии и антропологии (ИЭА) РАН был издан текст С.В. Грачева, А.В. Мартыненко, Н.В. Шилова, представляющий собой анализ православно-мусульманского (и шире -христианско-мусульманского) диалога в его межконфессиональном и межкультурном измерениях, а также на разных уровнях - глобальном, российском и региональном. В частности, названные авторы прослеживают фактическое зарождение и формирование диалога между Саранской и Мордовской епархией РПЦ и уммой (мусульманским сообществом) Республики Мордовия во второй половине 1990-х - начале 2000-х гг., отмечая при этом важную роль в данном диалоге организационной площадки региональных вузов [9]. Тема межкультурного взаимодействия Русской православной церкви и российской мусульманской уммы, в том числе на территории современной Мордовии, также анализируется в монографии Н.Е. Ефремова [11]. Данный автор фактически солидарен с А.В. Мартыненко и Н.В. Шиловым в трактовке рассматриваемого явления, прежде всего, как социального партнерства с намеренным избеганием поиска каких-либо точек соприкосновения в догматике и религиозной культуре по аналогии, скажем, с диалогом между Римско-католической церковью и отдельными арабо-мусульманскими интеллектуалами.

1 Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-01-00074 «Этнорелигиозные аспекты социокультурных процессов в постсоветской России (по материалам Среднего Поволжья)».

36

Историография

Клио № 5 (101) 2015

Проблеме межконфессионального диалога(преимущественно между РПЦ и мусульманской уммой) в Республике Мордовия посвящена также коллективная монография Ф.А. Айзятова, М.Ю. Бареева, Ю.В. Буровой, Е.А. Коваль, А.С. Лузгина и А.К. Моисеева [1].

К числу обобщающих работ по современной этно-конфессиональной ситуации в Мордовии можно отнести публикации О. А. Богатовой, специалиста-исполнителя мониторинга, проводимого на базе Мордовского государственного университета [6]. Необходимо также отметить монографию Н.В. Шилова «Этнополитическое развитие Мордовии в условиях постсоветского транзита», опубликованную в 2014 г. и включающую в себя специальный раздел по конфессиональной ситуации в постсоветской Мордовии [27, с. 145-218].

Большой вклад в изучение истории православия на территории Мордовии в общем контексте развития религиозной жизни мордовского народа внесли научные труды докторов исторических наук Н.Ф. и Е.Н. Мокшиных. Начатая еще в советский период разработка профессором Мокшиным этноконфессиональной проблематики получила свое логическое продолжение в его совместном труде с Е.Н. Мокшиной «Мордва и вера» [23], а затем уже в авторской монографии профессора Мокшиной «Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века» [24].

Необходимо констатировать, что на сегодняшний день научные публикации о различных религиозных меньшинствах Мордовии малочисленны и представлены небольшими статьями по некоторым протестантским общинам [2; 3; 7], кришнаитам [19], иудаистам [16], ези-дам (курдам-зороастрийцам) [20], бахаи [12], а также по сторонникам мордовского (прежде всего эрзянского) язычества [8]. Конфессиональные меньшинства Мордовии остаются крайне малоизученным феноменом и, образно выражаясь, все еще ждут своего исследователя.

В связи с этим особенную актуальность представляет собой исследование различных аспектов этноконфес-сиональных процессов в Среднем Поволжье постсоветского периода, включая, с одной стороны, культурное и организационное возрождение конфессий, их вклад в развитие культуры и образование, их социальное партнерство с государством; с другой стороны - деструктивные явления, выполняемое коллективом ученых МордГПИ (г. Саранск) в рамках указанного гранта РГНФ. Промежуточные результаты исследования за 2014 г. представлены в нескольких научных публикациях, в том числе в рецензируемых научных журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук [14, 17, 18].

Литература и источники

1. Айзятов Ф.А. Межконфессиональный диалог как основа религиозной политики региона (на примере Республики Мордовия): коллективная монография / Ф.А. Айзятов, М.Ю. Бареев, Ю.В. Бурова и др. Саранск, 2012. 228 с.

2. Асанова Ю.Ш. Деятельность мокше-эрзянской лютеранской церкви в Мордовии // Проблемы истории, культуры и права: сборник статей. Саранск, 2001. С. 45-48.

3. Асанова Ю.Ш., Шилов Н.В. О деятельности религиозной организации «Свидетели Иеговы» // Проблемы истории, культуры и права : сборник статей. - Саранск, 2002. С. 18-22.

4. Бареев М.Ю. Конфессиональная ситуация в татарском этносе Республики Мордовия : (социологический анализ): авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. Саранск, 2009. 20 с.

5. Беляева Н.Ф. Русская православная церковь в Мордовии в советский и постсоветский периоды: от гонения к возрождению: коллективная монография / Н.Ф. Беляева, В.И. Лаптун, А.В. Мартыненко и др. Саранск: МордГПИ, 2013. 113 с.

6. Богатова О.А. Этнокультурная идентификация и религиозные практики населения Мордовии // Финно-угорский мир. 2009. - № 3. С. 88-101.

7. Власенко Д.В. Протестантизм в Мордовии в 1990-е - начале 2000-х гг. // Гуманитарные науки и образование : научно-методический журнал. 2013. № 2 (14). С. 139-141.

8. Власенко Д.В. Феномен язычества в Республике Мордовия / Д. В. Власенко // Этноконфессиональные процессы в регионах постсоветской России: общее и особенное : сб. науч. статей / отв. ред. Т.Д. Надькин; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2014. С. 132-135.

9. Грачев С.В. Православное христианство и ислам в Мордовии: проблемы межкультурного диалога / С.В. Грачев, А.В. Мартыненко, Н.В. Шилов. М., 2005. 35 с.

10. Девятаев А.С. Ислам в Республике Мордовия в 1990-е - начале 2000-х гг. (социокультурный и этнополитический аспекты развития): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Саранск, 2010. 24 с.

11. Ефремов Е.Н. Русская православная церковь и российская умма: основные направления социального партнерства и межконфессионального диалога в постсоветский период: монография. Саранск, 2014. 184 с.

12. Мартыненко А.В. Бахаи в России // Вестник Евразии. 2006. - № 1(31). С. 124-144.

13. Мартыненко А.В. Православно-исламский межкультурный диалог в Республике Мордовия: потенциал, проблемы, перспективы // Гуманитарные науки и образование: н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком