научная статья по теме КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

ВЕСТНИК ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА Том 9, № 3, 2013, стр. 87-91

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 21(470.6)

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

© 2013 г. С.С. Орлов1

В статье реконструирована география религиозных организаций основных конфессий на территории Краснодарского края и Республики Адыгея: православия, ислама и неопротестанских вероисповеданий.

Ключевые слова: традиционные религии, сектантские организации, конфессиональная карта.

Конфессиональная карта Адыгеи и Краснодарского края, как и других субъектов России, а также других республик бывшего СССР несет на себе отпечаток трех исторических эпох. Во-первых, это эпоха царизма с опорой на православие и терпимостью к другим конфессиям, во-вторых, эпоха большевизма и политики формирования нового человека, свободного от религии, и, в-третьих, постсоветская эпоха, характеризуемая стихийным, в определенном отношении подкрепляемым извне, возрождением религиозности.

Существенной особенностью Русской православной церкви является то, что до 1917 г. она была государственной, входила в политическую систему организации власти Российской империи, долгое время являлась высшим воплощением легитимности существовавших в нашей стране социально-экономических и политических порядков.

Привилегированный статус Русской православной церкви основывался на признании православия одним из важнейших компонентов русской культуры. Православие считалось залогом уникальной национально-культурной идентичности русского этноса и его развития в качестве государствообра-зующего фактора.

Православное миссионерство способствовало постепенному внедрению народных стереотипов духовного существования, развитию просвещения, культуры среди находившихся под тяжким социальным гнетом масс, выработке определенных вкусов и представлений, критериев оценок событий повседневности, готовности к оказанию помощи ближнему; делало привычными цивилизованные формы общения, в том числе их преемственность в семье, обществе. Все это способствовало национальной

1 Адыгейский государственный университет, 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 208, тел.: 8 (8772) 57-02-73, e-mail: gaura_2012@mail.ru

консолидации, смягчению традиционного и специфического местного социального противостояния.

Воинствующий атеизм советской власти ознаменовался не только идейной борьбой с религией, но и преследованием верующих, уничтожением священнослужителей и разрушением культовых сооружений. Игумен Дамаскин (Орловский) в своем исследовании о гонениях на православную церковь в годы советской власти приводит текст указа "О мерах усиления антирелигиозной работы" от 24 января 1929 г. ЦК ВКП(б), который положил начало массовым арестам священнослужителей, мирян и закрытию храмов. В нем, в частности, писалось: "религиозные организации... являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы. НКВД обратить внимание на то, что до сих пор жилые, торговые муниципализированные помещения сдаются в аренду под молитвенные дома, нередко в рабочих районах. Школы, суды, регистрации гражданских актов должны быть полностью изъяты из рук духовенства. Партийным комитетам и исполкомам необходимо поставить вопросы об использовании загсов в целях борьбы с поповщиной, церковными обрядами и пережитками старого быта. Кооперативным организациям и колхозам обратить внимание на необходимость овладеть вегетарианскими столовыми и другими кооперативными объединениями, созданными религиозными организациями..." [1]. Последствия ленинско-ста-линской политики (даже с учетом периода заигрывания с церковью в годы Великой Отечественной войны) оказались катастрофическими - церковные организации были сведены к минимуму, а в обществе возобладало безверие.

Перестройка и либерализация политического режима в Советском Союзе в конце 1980-х, распад СССР и последовавший за этим острый кризис 1990-х гг. заставили обратиться к религии зна-

чительную часть российского общества. Религия достаточно быстро заняла опустевшую нишу, заместив отчасти утраченную идеологию и духовные ценности. Многими она была воспринята как часть культурной традиции, как элемент идентичности, поэтому возрождение религии шло параллельно с актуализацией национального самосознания. Для русского населения такой религией выступило православие, для горских народов Северного Кавказа -преимущественно ислам (исключение составляет большинство осетин).

В южных регионах России доля православных в общем числе верующих всегда отличалась по своей численности от доли верующих по России в целом. В настоящее время, по официальным данным, в двух федеральных округах - Южном и СевероКавказском - проживает до 80% православного населения. Практически полный исход русских и русскоязычного населения из Чечни и Ингушетии, сокращение их численности в других республиках Северного Кавказа, массовые миграции горского населения на равнинные территории изменили ареалы проживания народов, исповедующих православие и ислам. Это, естественно, повлияло на конфигурацию этноконфессиональных границ на Юге России, в особенности в восточных районах Ставрополья и Ростовской области, а также в юж-

ных и восточных районах Калмыкии, на юге Астраханской области.

Однако эти изменения практически не затронули Кубань, которую смело можно отнести к своеобразному "православному ядру" Юга. Более того, по данным переписи 2010 г., русское население Краснодарского края даже увеличило свою долю в общей массе жителей. Исключение составил район Большого Сочи, но и здесь достаточно значительную часть мигрантов составили армяне - последователи Армянской апостольской церкви. Всего на территории Краснодарского края зарегистрировано более 700 организаций, представляющих последователей 28 религиозных направлений. Самой многочисленной конфессией - и по числу верующих, и по влиянию на общественно-политическую ситуацию в крае - является Русская православная церковь (рис. 1). В Краснодарском крае зарегистрировано более 300 приходов Екатеринодарской и Кубанской епархии Московского патриархата Русской православной церкви. Важно также отметить, что на Кубани более 40 православных церквей имеют статус объектов истории и культуры Краснодарского края и охраняются государством. Из 14 действующих в краевом центре православных храмов 2 являются памятниками архитектуры. А это означает, что ежегодно из краевого бюджета выделяются

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

89

средства на восстановление и реставрацию православных храмов.

Общее число зарегистрированных организаций (504) представителей православного вероисповедания значительно больше, чем у остальных конфессий в Краснодарском крае и Адыгее. Самое большее количество зарегистрировано в Краснодаре (43) и Сочи (39). Наибольшее число православных религиозных организаций приходится на РПЦ (426 в Краснодарском крае, в Адыгее - 52).

В исламской общине происходили сходные процессы, однако возрождение религиозности и восстановление (строительство новых) мечетей осуществляется более интенсивно. Известный российский исследователь В. Бобровников отмечает: "Последнее десятилетие XX века и первый десяток лет нового тысячелетия прошли для мусульман российского Кавказа под знаком бурного исламского подъема <...> Метаморфоза произошла не только во внешнем облике городов и селений, но также в частной жизни и организации общества. Ислам стал основой социализации и идентификации большинства кавказских мусульман. Открылись исламские школы и вузы." [2]. При этом, однако, все зарегистрированные исламские религиозные организации на территории Республики Адыгея и Краснодарского края относятся к ареалу проживания адыгских народов: адыгейцев, шапсугов и черкесов.

Соприкосновение двух этнокультурных полей - исламского и православного - при недостатке опыта социокультурного взаимодействия и незначительной аккультурации создает напряжение, проявляющееся в эпизодических конфликтах. Исламское религиозное возрождение в постсоветский период стало поводом для широкого обсуждения. Причин для этого было предостаточно: религиозная мотивация поведения сепаратистов, прозвучавшая в ходе Первой чеченской войны; попытка построения исламского государства в независимой Ичкерии; переход вооруженного антироссийского подполья на Северном Кавказе от идей этнического сепаратизма к идеям построения исламского халифата средствами джихада; вооруженное противостояние светским режимам исламской оппозиции в странах Центральной Азии; соперничество между так называемым традиционным или народным исламом, сохранившимся и в советский период, и представителями салафизма; активное вторжение исламских норм в социальную жизнь; религиозная регламентация семейных отношений и пр., а также уже упомянутый вынужденный массовый отток русского населения из республик Северного Кавказа, Закавказья и Центральной Азии.

Как справедливо отмечают исследователи, Республика Адыгея - пожалуй, один из самых инте-

ресных регионов традиционного распространения ислама в России, и в то же время один из наименее изученных. Об этом свидетельствует хотя бы самый беглый взгляд на издаваемую справочную литературу по исламу в России. Так, выходящий на протяжении уже нескольких лет энциклопедический словарь "Ислам на территории бывшей Российской империи", несмотря на то, что выдержал издание нескольких выпусков, не содержит ни одной статьи, посвященной истории или современному состоянию ислама в Адыгее. Это, конечно, достаточно показательно. Действительно, обстоятельных исследований по исламу в Адыгее до сих пор нет. Те немногие работы, что появились в последнее время, в основном представляют собой публикацию социологических исследований, проведенных в республике, или же в значительной мере основаны на них [3-5].

Исламская жизнь в республике достаточно сложна, а исламское самосознание верующих адыгов поддерживается с помощью установившихся форм религиозного поведения. 1990-е гг. - время активного строительства в Адыгее мечетей и организации исламских общин. До 1992 г. в республике не функционировало ни одн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком