научная статья по теме КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ГЕОПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ РЕЛИГИЙ География

Текст научной статьи на тему «КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ГЕОПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ РЕЛИГИЙ»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ, 2014, № 2, с. 21-30

— ТЕОРИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГЕОГРАФИИ

УДК 911.3:2

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ГЕОПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ РЕЛИГИЙ

© 2014 г. С.А. Горохов

Институт географии РАН Поступила в редакцию 20.09.2012 г.

Статья посвящена определению конфессионального геопространства как объекта изучения географии религий. Детально анализируется структура религиозной сферы в контексте категории «пространство». Особое внимание уделено выявлению общих элементов конфессионального и географического пространств.

В современных научных работах, посвящён-ных изучению социальной сферы, в последнее время отмечается особый интерес к исследованию пространственных отношений, названный "пространственным поворотом". Термин "пространство" ныне широко используется как в различных отраслях географической науки, так и, собственно говоря, фактически во всех других областях научного знания - от философии до физики и от политологии до медицины. Повышенное внимание к категории "пространство" свидетельствует об осознании научным сообществом того факта, что лишенный корректно выстроенной пространственной перспективы взгляд на человека, культуру, социальные отношения и те формы, в которые они отливаются, не просто страдает односторонностью, но порой формирует искажённое представление о действительности, что может иметь самые негативные социально-политические и культурные последствия (см. подробнее [4]). В связи с этим именно от географии - науки, имеющей глубокую "пространственную" традицию, - требуется разработка новых подходов к изучению пространства человеческой деятельности. Последнее, безусловно, столь многогранно, что не может являться объектом единичного исследования. В этой связи в настоящей работе, не претендуя на полноту охвата, мы считаем возможным подробно остановиться лишь на одном из результирующих анализа данного феномена. В качестве такового предлагается итог применения пространственной парадигмы исследования к той стороне человеческого бытия, которая претерпевает непрерывную трансформацию практически со времени появления Homo

sapiens и вплоть до настоящего момента - конфессиональной1 сфере.

Последняя, без сомнения, все заметнее воздействует на организацию современного общества в целом. Известный американский политолог и геополитик С. Хантингтон выразил ныне фактически господствующее в научных кругах мнение, что "век двадцать первый, судя по всему, обещает стать эпохой религиозного возрождения" [27]. Во всем мире происходит возвращение религии в политику, идеологию и экономику, что дает право говорить о наступлении конца эпохи секуляризма и "реванше Бога" в глобальных масштабах. Тем не менее, до настоящего времени в отечественной географии наблюдается явный дефицит работ, посвященных изучению конфессиональной сферы, с чем связана относительная несформированность теоретического и методологического аппарата ее исследования.

Формирование в географической науке пространственной парадигмы обусловлено, пользуясь терминологией В.Н. Стрелецкого, "хо-рологизацией географических знаний" [23], в значительной мере связанной с влиянием идей И. Канта, относившего географию к числу хорологических (пространственных) наук. В определении самого термина "пространство" выделяются несколько трактовок, связанных с неоднозначным пониманием данного феномена в философии и естествознании. Так, при субстанциональной интерпретации пространства, опиравшейся на труды античных авторов и И. Ньютона, оно пони-

1 Несмотря на существующие отличия, в настоящей работе термины "конфессия" и «религия» рассматриваются нами как синонимы.

малось как особая сущность - вместилище материальных объектов. В то же время в реляционной трактовке, восходившей к трудам Г.-В. Лейбница, пространство ассоциировалось с миром этих объектов, с порядком сосуществования вещей. Г.-В. Лейбниц акцентировал внимание на том, что он рассматривает "пространство, так же как и время, чем-то чисто относительным: пространство -порядком сосуществований, а время - порядком последовательностей. Ибо пространство с точки зрения возможности обозначает порядок одновременных вещей, поскольку они существуют совместно, не касаясь их специфического способа бытия. Когда видят несколько вещей вместе, то осознают порядок, в котором вещи находятся по отношению друг к другу" [14].

Однако, как пишет В.Н. Стрелецкий, для географов на первых порах концепция пространства-вместилища казалась более понятной и практически значимой, в то время как «осмысление "заполненного" анизотропного пространства как мира всего сущего, отношений между объектами, пробивало себе дорогу труднее и дольше» [23].

Тем не менее, опираясь на понимание феномена "пространство" Г.-В Лейбницем, мы вправе применять данную категорию к "измерению" не только физических объектов (обладающих собственным физическим пространством), но также явлений не материальных, таких как культура и религия, и даже воображаемых или условных. Важным представляется также то, что понимание пространства как порядка одновременных вещей позволяет, как отмечает А.С. Титков, устанавливать "структурное соответствие между упорядоченностью географического пространства, с одной стороны, и упорядоченностью какого-либо явления, социального или природного, с другой; оно может быть понято и описано как упорядоченность данного явления одновременно в двух или более пространствах - в географическом пространстве и в условных пространствах категорий и признаков, значимых для данного явления" [24, с. 35]. Таким образом, изучение конфессиональной сферы2 "пространственными средствами"

2 Вплоть до настоящего времени конфессиональная сфера является объектом изучения практически всех - за редким исключением - общественных наук. К сожалению, в число "конфессиональных аутсайдеров" фактически входит та ветвь географии, которая занимается изучением территориальной организации общества. Действительно, в советский период приоритет в изучении религий оставался за историей (точнее, тем ее направлением - этнологией, которое включено в число исторических наук в соответствии с номенклатурой ВАК); в дальнейшем религия так или иначе стала фигурировать в паспортах специальностей наук фи-

должно предваряться установлением "соответствия" двух пространств - географического и конфессионального.

Наиболее емкое (хотя и не лишенное в своей основе некоторых противоречий) определение конфессионального пространства предложено, на наш взгляд, отечественным философом и социологом Р.А. Лопаткиным. По его мнению, оно "... определяется наличием, функционированием и взаимодействием в пределах определенного физического пространства агентов и групп агентов представляющих различные религии..." [15]. Данный взгляд является своего рода развитием идей П.А. Сорокина и П. Бурдье о пространстве как порядке социальных позиций, структурируемом статусами социальных акторов (см., например, [6, 22]). В числе последних Р.А. Лопаткин выделяет, с одной стороны, различные религиозные институты, включая образовательные учреждения и специализированные СМИ, с другой - конфессионально идентифицирующих себя индивидов и их группы различных масштабов. В отечественной географии религий в настоящее время преобладающей является схожая точка зрения, в соответствии с которой "... религиозное пространство понимается как соотношение территориальных сфер влияния основных религий" [20, с. 6]. Очевидно, что основное отличие данного определения от предложенных выше "социальных" аналогов заключается в его территориальной сути. В то же время оно не лишено вполне серьезных противоречий.

Действительно, представляя собой "способ существования объективного мира, неразрывно связанный со временем" [19], пространство само по себе не "нуждается" в территории. Территория может выступать лишь в качестве одной из одновременно существующих форм организации пространства, и не более того3. Иной подобной формой является религия, то есть конфессиональное и географическое пространство как таковые существуют одновременно, не порождая одно другое и не входя полностью в состав друг в друга. С другой стороны, нельзя исключать возможность существования акторов, определяемого и

лософских, социологических, политических, культурологии. "Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география" пока же подобной чести удостоена не была. Как, впрочем, и экономические науки...

3 В этой связи трудно согласиться с мнением Е.Г. Трубиной, фактически отождествляющей понятия "пространство" и "территория": "... как всем известно, пространством занимается география и на, первый взгляд, резонно считать, что, раз происходит поворот к пространству, то это к географии должны по нарастающей стать открытыми другие дисциплины" [26].

территориальными, и конфессиональными категориями одновременно. В том случае, если нам удастся подтвердить данный факт, то мы будем иметь возможность "определения" конфессионального пространства с географической (территориальной) точки зрения. На настоящем же этапе следует признать не совсем корректным употребление словосочетания "конфессиональное пространство России" и ему в территориальном отношении подобных. Действительно, в этом случае мы a priori подчеркиваем наличие территориальной структуры конфессионального пространства, что, строго говоря, требует доказательств. Поиск таковых необходимо начинать, как представляется, с анализа компонентной структуры конфессиональной сферы, поскольку именно существование последней и определяется, в конечном счете, категорией "конфессиональное пространство".

В среде отечественных специалистов по географии религий преобладает мнение, что к числу элементов конфессиональной сферы "... кроме ... людей, носителей религиозного сознания в форме веры или религиозно-культурной традиции, можно отнести материальные объекты, организации, общественные институты, ... участвующие в воспроизведении культа, ... осуществляемую ими религиозную и нерелигиозную деятельность" [20, с. 18]. Некоторые исследователи включают в число элементов конфессиональной сферы (вместо или паралле

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком