научная статья по теме Консолидирующие ценности для россиян: поиск и конструирование новых интеграторов для общества Философия

Текст научной статьи на тему «Консолидирующие ценности для россиян: поиск и конструирование новых интеграторов для общества»

А.Ю. Нечушкин

доктор социологических наук, профессор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*

Е.В. Воробьева

аспирант Южного федерального университета**

Консолидирующие ценности для россиян: поиск и конструирование новых интеграторов для общества

В публичном дискурсе все чаще звучит риторика, призывающая к социальной справедливости, преодолению апатии, разобщенности, разочарования в пошатнувшихся идеалах старшего поколения. Надо отметить, что это вполне объяснимая, но совершенно недостаточная реакция интеллектуальных элит на важнейший на сегодня запрос общества. Россияне хотят понимать, что именно их объединяет. Не подкрепленные ничем призывы к лояльности и терпимости вряд ли смогут преодолеть бытовую агрессию и этническую нетерпимость. Не говоря уже о часто обсуждаемом разрыве в доходах между самыми богатыми и самыми бедными в современном кризисном социуме.

Конечно, эмоциональные интеграторы не могут в полной мере заменить идеологическую базу, но станут важнейшим элементом преодоления социальной разобщенности, уже ставшей привычной аномии в обществе. Кроме того, в условиях конституционного ограничения на единую идеологию определенная этим набором интеграторов лояльность граждан к государству как Родине может и должна стать важным элементом общественного самосознания.

Очевидно, что для конструирования гражданской идентичности необходима определенная смелость. И упущенное время сковывает «конструкторов» все новыми рамками, факторами, условиями. Достаточно напомнить, что даже в публичных выступлениях известных политиков уже неудивительными стали сосуществование и поддержка абсолютно противоречащих друг другу ценностей.

Известно, что бесплодные поиски национальной идеи в 90-х, а затем длительные дискуссии о необходимости становления гражданского общества были инициированы сверху и затрагивали лишь политические элиты. Причина неудачи очевидна, общенациональная идея не может полностью сформироваться на интересах малых групп. В массовом сознании россиян лишь сейчас впервые стал проявляться еще

* Нечушкин Александр Юрьевич, e-mail: an@aaanet.ru

** Воробьева Екатерина Владимировна, e-mail: ekavorobyova@icloud.co

слабый, но реальный интерес к гражданской идентичности, к общим ценностям. Этническая и религиозная идентичность смогли лишь отчасти дать определенным группам россиян ответы на вызовы времени, на возникающие вопросы о терпимости и мироощущении в большой стране.

Современное состояние гражданской идентичности и недопонимание ее роли для государственного строительства на сегодняшний день заставляют серьезных ученых сомневаться в ее способности выполнять в нынешних условиях свою консолидирующую роль1. Проблему усложняет высокий уровень недоверия ко всем ветвям власти, включая СМИ.

При этом надо учитывать, что существуют перспективные риски формирования общероссийской гражданской идентичности, такие как повышение роли общества в управлении государством. Сама по себе эта тенденция не несет негативного характера, но при отсутствии цивилизованных традиций передачи и делегирования власти возможны коллизии между гражданским обществом и гражданской властью, перекосы и даже определенные эксцессы2.

Но усилия власти не могут привести к единомоментному снижению уровня аномии в обществе. Более того, «новая» гражданская идентичность должна постепенно и органично «лечь» в сознание масс. В каком направлении предстоит вести поиск консолидирующих ценностей, которые признают, по Пушкину, «и гордый внук славян, и... тунгус, и друг степей калмык»?

Представляется, что условно можно выделить четыре основных направления поиска.

Первая группа - набор характеристик, отражающих мироощущение гражданина крупнейшей мировой державы: величие, мощь, гордость за страну, ее достойное место в мире, патриотизм по-прежнему являются очень важными сплачивающими факторами.

Вторая группа отражает единство культуры и истории, объединяющих роль русского языка, поиск моральных авторитетов.

Третья группа - мобилизующие нормы идентификации: сохранение традиционных ценностей, угроза потери идентичности, способность объединятся в минуты общей беды или внешней угрозы.

И самая неочевидная на сегодня, четвертая группа - уникальные характеристики, свойственные россиянам. Они могут быть как традиционными, так и сконструированными, например, способствующими социально-экономическому рывку страны (предприимчивость, изобретательность). А может снова заработать старая российская традиция - общенародная поддержка или вера в ставшую

1 Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011.

2 Там же; Большаков А.Г., Зазнаев О.И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12 (26), ч. II. С. 38-41.

государственной и общественно одобряемой идеологему, например, Москва - Третий Рим и тому подобные.

Таким образом, необходим поиск четкой системы социальных норм, частично утраченных или не устоявшихся в обществе.

Готово ли государство выстраивать идентификационную парадигму? Можно отметить, что потребность в создании новой ценностной системы есть и у власти, и у части национально ориентированного бизнеса. Кто сможет удовлетворить этот запрос? Может ли некий созданный или существующий государственный институт или политическая партия стать источником гражданской идентичности? Скорее всего нет. Общепризнанным и вызывающим доверие в массах идеологическим центром должна выступить интеллектуальная элита. А государственные институты и политические партии могут быть серьезным и надежным инструментом для проведения в жизнь и усвоения в народе этих идей. Как ни странно, но при традиционном недоверии к государственным институтам россияне по-прежнему предпочитают видеть исполнителем одобренной обществом идеи не общественные организации, а «наделенные государственным статусом» структуры.

Как приобщить большинство россиян к идентификационным процессам, донести до людей новые конструкты. И готовы ли они принять что-то новое? Если посмотреть на эмпирические данные, полученные в ходе комплексного социологического исследования, проведенного в трех

о

регионах Юга России в 2014 г.3, то очевидно, что большинство населения (более 60 %) готово к переменам и воспринимает их позитивно. При этом из 20 % условных «нигилистов» многие просто еще не задумывались над самоидентификацией и, возможно, впоследствии также станут «проводниками» в процессе освоения обществом гражданской идентичности.

В современной России решение идентификационных задач в прикладном плане столкнется с конфликтом восприятия поколений и двумя возрастными факторами: фактор, который обусловливает старшее поколение, в массе уже сформировавшее некий личный ценностный ряд, но восприимчивое к государственным СМИ, и очевидный молодежный фактор. Российская молодежь, с одной стороны, свободна от воспоминаний о временах Советского Союза, но с другой - далека от политики. Так что процесс поиска инструментария для формирования гражданской идентичности еще далеко не очевиден.

Тем не менее современная социология фиксирует возрастающий интерес и устойчивый запрос россиян на артикуляцию их гражданской идентичности. Ситуация на Украине только подчеркнула эффективность пропаганды консолидирующих ценностей как фактора стабильности и

3 Исследование «Оценка факторов, противодействующих консолидации в обществе на Юге России» проведено осенью 2014 г. РРО «Всероссийское педагогическое собрание» совместно с региональным отделением ВПП «Единая Россия». Презентация результатов состоялась 14.12.2014 г. в РИК «Единая Россия».

уверенности в завтрашнем дне. Необходимость изучения и освоения набора ценностей, консолидирующих российское общество, представляется в этой связи приоритетной задачей исследователей, имеющих прикладное значение4.

жих ценн

21

1

18

1

201

Рисунок 1- Распределение ответов на вопрос: "Готовы ли Вы принять для себя набор консолидирующих общероссийских ценностей'

Да, готов(а) полностью обновить взгляды

Да, готов(а) с учетом разумного баланса между новым и старым

Да, но считаю важным сохранить традиционные ценности

Нет, меня все устраивает в сегодняшней самоидентификации

Мне безразличны объединяющие ценности

10 15 20 25 30 35

40

34

0

5

Насколько эта трансформация обеспечит выполнение стоящих перед обществом задач? В современной околокризисной ситуации, усиленной непростой внешнеполитической обстановкой, эффективность от консолидации представляется достаточно убедительным аргументом. Пора пересмотреть «созерцательный» подход к обсуждению ценностей и вплотную подойти к их формированию. Более того, в условиях благоприятного «демографического окна», пока 60 % населения составляют трудоспособные люди в возрасте от 20 до 60 лет, можно использовать новые консолидирующие ценности как мощный ресурс для социально-экономического скачка.

Через освоение нового набора ценностей можно возродить и пропагандировать дух предприимчивости в российском гражданине. А без него сложно как диверсифицировать производство, т. е. соскочить с «нефтегазовой иглы», так и снизить до допустимых пределов уровень коррупции в обществе. Ведь укоренившаяся коррупция во многом объясняется не только нравами, но и зачастую неспособностью достаточно зарабатывать иным способом. Еще одна задача, стоящая перед учеными, -это внутренняя неготовность россиян к реальному импортозамещению во всем: производстве, оказании услуг, разработке технологий, создании культурных и социальных ценностей. Здесь также возможно продвижение

4 Нечушкин А.Ю. Освоение консолидирующих ценностей как продолжение «неоконсервативной революции» в России. 2015.

через формирование гражданской идентичности, освоение новых консолидирующих ценностей.

Но объективность методов социологии в том, что они не предлагают, а анализируют сдвиги в массовом сознании5. Представленные в этой статье соображения направлены на поддержа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком