научная статья по теме Константин Леонтьев о характере русского народа Философия

Текст научной статьи на тему «Константин Леонтьев о характере русского народа»

ИЗ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ====

Константин Леонтьев о характере русского народа

Исследование русского национального характера, отношения России и русского народа к другим народам и цивилизационным сообществам - важная часть философско-культурологического наследия Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891) - врача, писателя, дипломата, яркого публициста, крупного мыслителя консервативной направленности.

За последние двадцать с лишним лет, когда с имени и произведений Леонтьева в России снят запрет, российская общественность открывает его идеи как бы «заново», чему способствует переосмысление в наши дни итогов первых десятилетий реформ в России и либеральных западных ценностей, активным противником которых был и К.Н. Леонтьев. Представляется, что сегодня пришло время до конца осмыслить его творческое наследие, поскольку, как указывал прот. И. Фудель, «судьбы России, ее будущность и культурная самобытность - вот что тревожит ум К. Леонтьева до конца дней его жизни»1. Н. Бердяев назвал его единственным крупным мыслителем консервативного лагеря,

л

блестящим и своеобразным умом . В начале XX в. К. Леонтьева даже окрестили

3

«русским Ницше» . Нельзя не согласиться с мнением исследователя творчества К. Леонтьева А.А. Королькова о том, что сегодня необходимо его новое про-

4

чтение .

К.Н. Леонтьева зачастую причисляют к поздним славянофилам на основании его антизападничества, критики европеизма, защиты русской национальной самобытности и т.п. Но здесь не все так однозначно. Творчество Леонтьева

Цит. по: ...Из русской думы. М., 1995, т. 1, с. 221.

2 Бердяев Н.А. К. Леонтьев - философ реакционной романтики // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 2007, с. 3.

3 «Не знаю, лестно или нет было бы для самого К. Леонтьева такое сближение, - писал прот. И. Фудель в 1910 г., - но думаю, что ему, смиренному послушнику оптинских старцев, и не снилось, что когда-либо в нем найдут тождество с ярым антихристианином Ницше» (Прот. Фудель И. Судьба К.Н. Леонтьева // К.Н. Леонтьев: Pro et Contra. СПб., 1995, с. 250).

4 См.: Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991, с. 115.

проходило в иных исторических и социальных реалиях. В понимании и анализе самосознания русского народа, мировых цивилизационных процессов он глубже и радикальнее родоначальников славянофильства. В творчестве К. Леонтьева можно усмотреть много точек соприкосновения прежде всего с идеями Н.Я. Данилевского, труды которого он высоко ценил. В одной из самых известных работ К.Н. Леонтьева «Византизм и славянство» прослеживается влияние идей книги Данилевского «Россия и Европа»1.

Национальное для К.Н. Леонтьева есть синоним культурного; проявление национального - всегда культурное явление, и наоборот - культурное всегда имеет свою национальную принадлежность. Нации и государства - организмы особого порядка, «они суть идеи, воплощенные в известный общественный

л

строй» . Нация для Леонтьева - «физическое представление», географически соотнесенная общность индивидов, говорящих на одном языке. Нация в его представлении — совокупность «идеального» и «физиологического». Леонтьев призывал разграничивать понятия «нация» и «национальное». «Национальное» — понятие более отвлеченное; это качество нации, совокупность признаков, которые более или менее свойственны всем людям, составляющим нацию. Национальное, по К. Леонтьеву - совокупность объективных, приобретенных в результате исторического развития культурных признаков. Чем ярче культурные признаки той или иной нации, тем больше, по мнению К. Леонтьева, в ней «национальности», под которой он понимает особенности, своеобразия, «ори-

-5

гинальности», приобретенные в ходе исторического развития .

Культурная самобытность для Леонтьева есть основа национальной отличительности. Истинное бытие нации, ее душа, условия самосохранения и самовоспроизводства - это самобытная культура4. Национальный идеал для Леонть-

1 К.Н. Леонтьев писал: «Данилевскому принадлежит честь открытия культурных типов. Мне - гипотеза вторичного и предсмертного смешения» (Из писем К.Н. Леонтьева А.А. Алексан-

дрову // .. .Из русской думы, т. 1, с. 230). Леонтьев К.Н. Панславизм и греки // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство, с. 106.

3 Леонтьев К.Н. Панславизм и греки, с. 105-107.

4 Леонтьев К.Н. Племенная политика как орудие всемирной политики // Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993, с. 316-326.

ева - духовно-культурная самобытность, сохранение наличной культурной самобытности и создание новых самобытных форм культуры. Культура - сложная система идей, которая вырабатывается всей жизнью нации1. «Дисциплина национальных нравов» для Леонтьева привлекательнее общечеловеческой нравственности2.

На вопрос, как русским явлениям (прежде всего культурным) стать явлениями мирового значения, Леонтьев давал простой ответ: национальное своеобразие, проявление национального характера. Только тогда национальное яв-

-5

ление приобретет мировое значение .

Осмысливая национальный характер народа, Леонтьев наибольшее значение придавал религиозному фактору. Религия для него - «главное обособляющее начало». В иерархии общественной жизни Леонтьев отводил религии высший уровень. «Религия, преобладающая в каком-нибудь народе, вот краеугольный камень охранения прочного и действительного. Когда веришь, тогда знаешь, во имя чего стесняешься и для чего ... переносишь лишения и страдания»4. Основами русского национального характера Леонтьев называет православие, самодержавие и поземельный мир (общину).

Русский народ, на взгляд Леонтьева, весьма своеобразен по духу, он не похож на других. «Великоросс может все, что может другой славянин; но он сверх того способен на многое, на что ни другой славянин, ни грек или француз, и др. европейцы не способны!»5. В характере русского человека, по замечанию Леонтьева, есть нечто неуловимое и необъяснимое, нечто крайне сложное. Великоросса отличает и пламенная религиозность, и женолюбие, и склонность к кутежу6. Русский мужик развит, продолжает Леонтьев, он «умен, тонок, нок, предприимчив; в нем много поэтического и музыкального чувства; местами он неопрятен, но местами очень чист и всегда молодец. Он умеет изворачи-

1

Леонтьев К.Н. Византизм и Славянство // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство, с. 227. Леонтьев К.Н. Из «Варшавского дневника» // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство, с. 415.

3 Там же, с. 432.

4 Там же, с. 413.

Леонтьев К.Н. Грамотность и народность // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство, с. 79.

6 Леонтьев К.Н. Грамотность и народность, с. 81.

ваться в таких обстоятельствах, в которых растеряются грамотные, но тупые французские или немецкие поселяне»1.

Интересно замечание Леонтьева о том, что если и приравнивать к чему-нибудь западному оригинальный дух русского народа, то его скорее можно назвать мирным, умеренным и монархическим социалистом, чем либералом. И вследствие этого он не имеет в себе ничего революционного и разрушительно-го2.

Леонтьев видел в государстве особую форму для обуздания русской народной стихии, «русских пороков». В одном из писем В. Розанову он указывает, что эти пороки очень большие и «требуют большей, чем у других народов, власти церковной и политической. То есть наибольшей меры легализованного внешнего насилия и внутреннего действия страха согрешить... Народ же выносящий и страх Божий, и насилие, есть народ будущего в виду общего безнача-

-5

лия...» . Для Леонтьева, таким образом, нет сомнения в том, что русский народ авторитарен и для него важен авторитет власти и властных структур в целом и самодержавия в частности. Смесь страха и любви в сердцах - вот что, по мнению Леонтьева, созидает нации, объединяет их, ведет к славе и победам, в то время как развитие «демократического индивидуализма» способствует их па-

4

дению .

Он ценил в русском народе его «государственный такт», несмотря на его грубость в личных делах. Этого такта, по мнению Леонтьева, как раз недостает русской интеллигенции, развращенной европейскими предрассудками, оппозиционным ухарством и либеральным фразерством5. Он страстно выступал против европейского либерального индивидуализма, считая, что это путь в никуда. Он считал, что либерализм в России - это роковое заблуждение. В советское время, критикуя взгляды К.Н. Леонтьева о приоритете государства над лично-

1 Там же, с. 77.

Леонтьев К.Н. Из «Варшавского дневника», с. 470.

"3

Письма К.Н. Леонтьева к В.В. Розанову // Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева, с. 134.

4 Леонтьев К.Н. Из «Варшавского дневника», с. 409.

5 Леонтьев К.Н. Из «Варшавского дневника», с. 420.

стью, его объявляли чуть ли не сторонником тоталитаризма. Это, конечно, не так. Духовность, религия, культура - вот главные элементы государственного организма, по Леонтьеву. Культура для Леонтьева - продукт и ядро государственной жизни.

У Леонтьева была своя точка зрения на просвещение народа, которую он высказал в статье «Грамотность и народность» (1870). Леонтьев считал, что грамотность не может быть целью - она есть лишь средство. Поспешные шаги в деле распространения грамотности, осуществленные по европейским рецептам, способны погубить лицо России и оказать разрушительное воздействие на культурно-исторические устои народа. Соглашаясь с горькой правдой, что русский народ безграмотен, Леонтьев полагает, что это наше счастье, а не горе1. На первый взгляд вывод кажется странным и парадоксальным. Мыслитель так разъясняет свою позицию: безграмотный народ, по его мнению, более хранитель «народной физиономии», без которой не будет своеобразной цивилизации. Безграмотный народ лучше, полнее сохранил народный дух, основы народной жизни.

Леонтьев боится, что поспешное и обязательное обучение русского народа космополитической интеллигенцией, оторвавшейся от народных корней, ни к чему хорошему привести не может: «Надобно, чтобы образованная часть русского народа (так называемое общество) приступила бы к просвещению необразованной части его только тогда, когда она сама (т.е. образованная часть) будет зрелее. Обязательная грамотно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком