научная статья по теме КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

ВЕЛИЕВ Исахан Вейшал-оглы,

доктор юридических наук, профессор,

заведующий отделом уголовного права и уголовного процесса Института философии и права Национальной академии наук Азербайджана. E-mail: veliev@rambler.ru;

ДМИТРИЕВ Юрий Альбертович,

доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. E-mail: info@ydmitriev.ru

Краткая аннотация: в статье говорится о конституционной гарантии обеспечения свободы совести, соотношении свободы совести и свободы вероисповедания, а также о законодательной базе обеспечения свободы совести в Азербайджане.

The article speaks about the constitutional guarantee of freedom of conscience, the ratio of the freedom of conscience and freedom of religion, as well as the legislative framework ensuring freedom of conscience in Azerbaijan.

Ключевые слова: свободы совести; свободы вероисповедания; уголовно-правовая защита; мультикультурализма.

Freedom of conscience; freedom of religion; Criminal Defense; multiculturalism.

Обеспечение свободы совести - одного из основных прав и свобод человека и гражданина, считается фундаментальным условием общего развития демократического общества и государства. В этом плане ограничение свободы вероисповедания оценивается как конституционное нарушение прав человека.

Азербайджанская Республика восстановила свою независимость в 1991 г., а в 1995 г. в стране была принята Конституция. Согласно ст. 48 Конституции, каждый обладает свободой совести, правом свободно определить свое отношение к религии, самостоятельно или совместно с другими исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакую религию, выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии.

В целом в юридической литературе мнения по поводу отношения между свободой совести и свободой вероисповедания можно разделить на 3 группы. Одна группа ученых считает, что свобода вероисповедания не является самостоятельным видом свободы и ее изучают или вместе со свободой совести, в ее составе, или же в контексте с идеологией, психологией, духовностью, этикой - категориями, не связанными с юридическими. Свобода совести, по их мнению, является

частью свободы в области религии1. О.Г. Румянцев, В.Н. Додонов и другие свободу совести отождествляют свободу мысли и совести, определяя ее как свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей, и включают в данную категорию свободу вероисповедания, свободу придерживаться атеистических убеждений, а также все аспекты духовной и

2

интеллектуальной жизни человека .

Авторы, входящие в первую группу, свободу совести и, в качестве одной из форм ее проявления, свободу вероисповедания, в большинстве случаев тесно связывают со свободой мысли, что представляется не совсем верным. Смешение этих понятий может привести к размыванию их сути. Так как свобода мысли - это широкое понятие, выражающее все огромное мировоззрение человека не только по отношению к религии, это свобода от любого идеологического контроля.

По мнению авторов второй группы, свобода совести идентична с той частью моральной свободы, в которой речь идет о положитель-

1 Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма-Инфра-М, 2002.

2 Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1996.

ном, отрицательном или же нейтральном отношении к вере. К примеру, по мнению М.В. Баглая, под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога1. Стоящий на аналогичных позициях П. Дозорцев, определяет свободу совести как духовное и юридическое право человека не только на выбор

формы веры в Бога, но и на выбор формы отри-

2

цания этой веры - атеизм .

Согласно И.Н. Вишняковой, свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как общее и частное. По ее словам, свобода совести и вероисповедания означает, с одной стороны, право верить, а с другой - право не верить. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относятся свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов. Исповедовать веру означает открыто признавать ее, следовать ей, то есть жить согласно ее канонам и догмам, вести личную, семейную и общественную жизнь в соответствии со своим религиозным мировоззрением. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни религиозные учреждения - не вправе вме-

3

шиваться в религиозную жизнь человека .

Третий методологический подход к определению понятия свободы совести, представляющий собой наиболее узкую ее характеристику, связан с идентификацией, приравниванием ее в полном объеме к свободе вероисповедания, выбору системы религиозных убеждений. В.А. Четвернин и О.В. Шудра отождествляют свободу совести и свободу вероисповедания, причем в первом случае - применяя категорию как «свободы совести (вероисповедания)», а во втором случае - как «право на свободу совести и вероисповедания», определяя ее как абсолютное право иметь или менять любую религию или убеждения, которое не мо-

1 Баглай М.В. Конституционное право в РФ. М.: Норма, 2006.

2 Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция. 1999. № 2.

3 Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование сво-

боды вероисповедания: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2000.

жет быть ограничено никаким законом4. Схожих позиций придерживается и Н.В. Володина .

По нашему мнению, данный методологический подход к рассмотрению содержания свободы совести представляется теоретически и научно необоснованным. Так как свобода совести и свобода вероисповедания - это разные понятия. Потому что свобода совести отражает в себе не только веру в ту или иную религию, но и неверие в какую-либо религию, а также воспитание нейтрального отношения к верующим и неверующим. Свобода совести является моральным правом, определяющим веру, выбранную по своей воле, в какое-либо мировоззрение в целом. Поэтому мы поддерживаем мысль, что категория свободы совести связана со следующими тесно увязанными между собой самостоятельными элементами: а) право на выбор мировоззренческих убеждений в целом; б) право исповедовать религию; в) право не исповедовать религию; г) право пропаганды религии или атеизма; д) право на нейтральное отношение к религии или атеизму; е) право менять религию. А свобода вероисповедания является личным правом любого человека, под ним понимается право на свободный и самостоятельный выбор и смену религии, исповедовать и распространять ее, выражать какие-либо религиозные взгляды, принимать участие в ритуалах и других религиозных мероприятиях, получать религиозное образование и действовать в соответствии с религиозными убеждениями.

По мнению А.А. Мамедзаде, соотношение свободы совести и свободы вероисповедания можно определить как соотношение целого с частью, т.е. свобода вероисповедания - это составной элемент свободы совести, внутреннее содержание которой значительно шире, чем отношение человека к религии, к выбору той или иной веры, конфессии. Свобода совести, кроме свободы вероисповедания, предполагает и возможность не верить, т.е. придерживаться атеистических взглядов и действовать в соответствии с ними. Свободу совести можно рассматривать в широком пла-

4 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Рук. авт. колл. и отв. ред. В.А. Четвернин. М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 1997.

5 Володина Н.В. Организационно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций в современной России. М., 2000.

не - как способность личности осуществлять внутренний самоконтроль, сформулировать для себя нравственные обязанности, выполнять их и производить самооценку совершенных поступков и в узком плане - применительно по отношению к религии - как право каждого человека самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей по учениям религий или нет, т.е. самостоятельно определять свое отношение к религии, религиозным учениям, а именно, отказаться от них или распространять эти учения, придерживаться антирелигиозных взглядов либо остаться в пассивно ней-

1

тральном отношении к религии .

Вследствие длительного нахождения нашей страны в составе Советского Союза, отношение к свободе совести, взаимоотношение между религией и государством не всегда были адекватным. Хотя на законодательном уровне, в декларативной форме, провозглашалось отделение государства от религии и его невмешательство в религиозные дела, здесь проводилась атеистическая пропаганда, в отношении некоторых религий проявлялась особая дискриминация, не только не разрешалось строительство новых культовых мест, но во многих случаях старые культовые сооружения не позволяли использовать по назначению. Поэтому считаем целесообразным коротко обратиться к вопросу регулирования права на свободу совести в истории законодательства Азербайджанской Республики.

28 мая 1918 г. Национальный совет Азербайджана принял Декларацию о независимости. Азербайджанская Демократическая Республика, проводившая независимую внутреннюю и внешнюю политику, получила признание со стороны многих государств2. Но деятельность демократического государства продлилась лишь до 28 апреля 1920 г. За этот короткий период АДР не смогла провести ни референдум по принятию Конституции, ни какие-либо серьезные правовые нормы, регулирующие вопросы, связанные с свободой совести.

После установления советской власти в стране, 19 мая 1921 г. на I Всеазербайджанском

1 Мамедзаде А.А. Свобода совести: истоки, становление, правовая охрана. СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2013. 147 с.

2 Конституционный Акт о государственной независимости Азербайджанской Республики. Баку: Азернешр, 1991. 13 с.

съезде Советов была принята первая Кон

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком