научная статья по теме КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВСЕОБЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В СССР: ПОПЫТКА РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ (1936-1939 ГГ.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВСЕОБЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В СССР: ПОПЫТКА РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ (1936-1939 ГГ.)»

30 Там же. С. 576, 605, 606, 613.

31 Ленин В.И. ПСС. Т. 45. С. 357.

32 Там же.

33 XII съезд РКП(б). С. 483.

34 Пайпс Р. Россия при большевиках. М., 1997. С. 183.

35 Карр Э. Большевистская революция. 1917-1923. М., 1990. С. 305-308.

36 Сталин И.В. Соч. Т. 4. С. 354.

37 Известия ЦК КПСС. 1989. № 9. С. 192-193, 198-200, 205-209; Ленин В.И. ПСС. Т. 45. С. 211-213, 556-560.

38 Сталин И.В. Соч. Т. 5. С. 158.

39 Подробнее о процессе подготовки первой Конституции СССР см.: Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998. С. 511-522.

40 XII съезд РКП(б). С. 696.

41 Ленин В.И. ПСС. Т. 45. С. 361-362.

42 Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик. Разделы первый и второй. Приложения.

43 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Утверждена XII Всероссийским Съездом Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. 11 мая 1925 г.

44 XII съезд РКП(б). С. 582.

45 Там же. С. 516.

46 См.: Лемке М. Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг. СПб., 1909; Меньшиков Л.П. Охрана и революция. Ч. I, II, III. М., 1925-1932; Роуд Ч., Степанов С. Фонтанка, 16. Политический сыск при царях. М., 1993; Перегудова З.И. Политический сыск в России (18801917). М., 2000.

47 Долуцкий И.И., Ворожейкина Т.Е. Политические системы в России и СССР в XX веке. Т. 2. М., 2008.С. 42.

48 Медушевский А.Н. Указ. соч. С. 522.

49 Там же. С. 524, 525.

© 2010 г. Ф.Л. СИНИЦЫН*

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВСЕОБЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В СССР: попытка реализации и противодействие (1936-1939 гг.)

Как известно, советское правительство провозгласило введение института свободы совести1 в качестве одного из своих приоритетов2. Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 2 февраля 1918 г. гласил: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволише-ния, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются»3. Норма о свободе совести была представлена в ст. 13 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 4 Конституции РСФСР 1925 г. и ст. 124 Конституции СССР 1936 г.: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами»4. Однако свобода совести в советском государстве трактовалась, в целом, однобоко и некорректно - только как свобода не верить в Бога, свобода вести антирелигиозную пропаганду. Утверждалось, что «в Советской стране исповедовать любую религию - это дело совести каж-

* Синицын Федор Леонидович, кандидат исторических наук.

дого, и вести антирелигиозную пропаганду - это долг (курсив мой. - Ф.С.) каждого сознательного гражданина»5. Советская пропаганда обличала «панскую Польшу», где «подавлялась свобода совести» путем введения уголовного наказания за атеизм6, но умалчивала о преследовании Православной церкви в этой стране. На практике, свобода совести не только не гарантировалась советским государством, но открыто им нарушалась. Одним из основных нарушений было поражение духовенства в гражданских правах. Ст. 65 Конституции РСФСР 1918 г. гласила, что «не избирают и не могут быть избранными: ... монахи и духовные служители церквей и религиозных культов». В ст. 69 Конституции РСФСР 1925 г. это положение было дано с уточнением - «монахи и духовные служители религиозных культов всех исповеданий и толков, для которых это занятие является профессией»7. Однако такое уточнение большой роли не играло.

Религиозное обучение детей и миссионерская деятельность в СССР были запрещены. Хотя положения ст. 4 Конституции РСФСР 1925 г. в первоначальном варианте обеспечивали возможность ведения как антирелигиозной, так и религиозной агитации, в 1929 г. в Конституцию была внесена поправка, отменившая свободу религиозной агитации8. Пропаганда давала такому положению вещей лицемерное объяснение: якобы «религиозная агитация... глубоко враждебна нашему народу, нашему государству, науке, всей нашей культуре»9. В то же время, государство открыто поддерживало и финансировало антирелигиозную пропаганду. Массовым тиражом выпускалась антирелигиозная литература и периодическая печать, работали 47 антирелигиозных музеев10. 13 октября 1922 г. при ЦК ВКП(б) была создана Комиссия по антирелигиозной пропаганде («Антирелигиозная комиссия»), руководителем которой стал видный партийный и советский деятель Е.М. Ярославский. Решающую роль в развитии «безбожного движения» в стране сыграла издававшаяся с 1922 г. газета «Безбожник». Вокруг нее быстро сложилась сеть корреспондентов и читателей. В августе 1924 г. в Москве было образовано «Общество друзей газеты "Безбожник"» (ОДГБ). В апреле 1925 г. I съезд ОДГБ постановил создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, с июня 1925 г. получившее название «Союз безбожников» (СБ). В июне 1929 г. в Москве на II съезде СБ было принято решение о переименовании организации в «Союз воинствующих безбожников» (СВБ)11. СВБ вел агрессивную антирелигиозную пропаганду, в том числе, при помощи издававшихся массовым тиражом газеты и журнала «Безбожник», журнала «Антирелигиозник», ряда местных антирелигиозных газет и журналов.

Однако в 1936 г. в ряде аспектов государственной политики по отношению к религии произошли определенные изменения. В постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1936 г. Крещение Руси было признано «положительным этапом в истории русского народа»12. Христианство, в целом, стало рассматриваться как «прогрессивное явление» в истории Киевской Руси13. Даже антирелигиозная печать утверждала, что Крещение Руси было «крупнейшим историческим событием», имевшим «большое значение»14. В принятой 5 декабря 1936 г. Конституции СССР была отменена норма о дискриминации духовенства в отношении избирательных прав. Ст. 135 Конституции гласила, что «все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от... вероисповедания, социального происхождения... и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от... вероисповедания,.. социального происхождения... и прошлой деятельности»15. Пропаганда тиражировала этот факт, утверждая, что «в СССР безбожники и верующие пользуются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности»16. После того, как 1 февраля 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о демократизации избирательного механизма в стране17, обсуждение вопроса о наделении «лишенцев», в том числе священнослужителей, избирательными правами, проходило в условиях, когда действительно допускались разные точки зрения. Сталин изначально был против сохранения института «лишенцев»18. Ярославский поддерживал его, утверждая, что «было бы неправильно судом лишать всех священнослужителей избирательных прав, т.е. ставить... в положение преступника», так как

«не только в нашей стране верующие истолковали бы это как стеснение, ограничение свободы вероисповедания, но и во всем мире враги наши использовали бы этот факт против нас»19. Наконец, в ноябре 1936 г. на Чрезвычайном VIII съезде Советов Сталин окончательно высказался против выдвинутых поправок о запрещении отправления религиозных обрядов и лишении избирательных прав служителей культа и других «эле-ментов»20. Были также отвергнуты поправки о введении уголовной ответственности «классово-враждебных элементов» за «нелегальные собрания» и «подстрекательство к проведению своих кандидатур на выборах»21.

Сразу после опубликования проекта новой Конституции СССР 12 июня 1936 г., заложенные в ней изменения были с надеждой встречены в среде священнослужителей. Некоторые из них считали, что в проекте Конституции много библейского», а ст. 124 Конституции «свидетельствует о примирении советских граждан с Богом»22. В с. Котельники Московской обл. священник и церковный староста разъясняли верующим, что «Бог вразумил большевиков»23. В августе 1936 г. в Звенигороде священник высказался, что «вера будет крепчать», так как раньше народ «боялся ходить в церковь, а теперь - свобода совести»24. В Лужайском сельсовете Шахунского района Горьковской обл. священник «устроил молебен и приветствовал Конституцию»25. Курский архиепископ Артемон и Дмитриевский епископ Иоасаф полагали, что с принятием Конституции будет отменена регистрация духовенства в советских административных органах, будут открыты свечные заводы, разрешены колокольные звоны26. Среди духовенства Грузии повсеместно распространилась уверенность, что «скоро откроют все церкви». Аналогичные настроения в отношении открытия мечетей бытовали в Нахичеванской АССР27. В Тамбовском районе Воронежской обл. священник говорил, что изменение Конституции «произошло в результате того, что на Советский Союз воздействовали иностранные государства», и что «скоро вообще власть переменится»28.

Священнослужители полагали, что теперь они «считаются трудящимися», поэтому они «будут впредь исполнять свои религиозные обязанности и одновременно служить в советских учреждениях», в результате чего их положение укрепится. Они надеялись, что ст. 124 Конституции «означает поворот партии и советской власти в сторону признания за религией и религиозными организациями... положительной роли». Священник одного из сел Ковернинского района Горьковского края сказал: «Братья! Наступили счастливые для всего мира дни. Кем я был раньше? Лишенцем. А теперь и мне дали свободу и меня зовут в Совет». Священнослужители рассчитывали, что будет разрешена религиозная пропаганда вне храмов, восстановлен Закон Божий в школах29. Некоторые священнослужители открыто приветствовали нововведения, представленные в Конституции. Священник одного из сел Дедовичского района Ленинградской обл. прислал в сельсовет письмо, в котором благодарил советскую власть за предоставление ему голоса и предлагал свою п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком