научная статья по теме КОНЦЕПТ ПЫЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ТУРГЕНЕВА Языкознание

Текст научной статьи на тему «КОНЦЕПТ ПЫЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ТУРГЕНЕВА»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2014, том 73, № 1, с. 32-36

_ МАТЕРИАЛЫ _

И СООБЩЕНИЯ

КОНЦЕПТ ПЫЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ТУРГЕНЕВА

© 2014 г. Е. Е. Завьялова

В статье рассматриваются варианты реализации образа пыли в творчестве И.С. Тургенева. Доказывается важность указанной художественной детали, раскрывается многообразие коннотативных оттенков в её трактовке, которое значительно повышает смысловую ёмкость тургеневских произведений.

The article discusses different manifestations of the image of dust in the works of Ivan S. Turgenev. The importance of this artistic vehicle is highlighted. A variety of connotative nuances are offered, which furthers semantic understanding of Turgenev's works.

Ключевые слова: образ пыли, художественная деталь, символ, лейтмотив. Key words: the image of dust, artistic feature, symbol, leitmotif.

Образ пыли занимает важное место в художественной картине мира И.С. Тургенева. Об этом свидетельствует, в частности, история с редактированием стихотворения А.А. Фета "Облаком волнистым...". Первая строфа двустишия имела следующий вид: "Облаком волнистым / Прах встаёт вдали; / Конный или пеший - / Не видать в пыли!"1. В 1856 году, спустя 13 лет после создания текста, Тургенев редактировал сборник поэта и заменил слово "прах" на "пыль", несмотря на появление "нетерпимого" повтора слов "пыль -в пыли", в котором впоследствии его упрекали литературоведы [1; 2].

Примечательно, что это стихотворение - в конечной редакции - Тургенев целиком включает в свою повесть "Переписка". Фетовский текст цитирует главный герой, Алексей Петрович, в послании к Марье Александровне: «Помните, как мы однажды, стоя на дороге, увидели вдали облачко розовой пыли, поднятой лёгким ветром против заходящего солнца? "Облаком волнистым", начали вы, и мы все тотчас притихли и стали слушать:

Облаком волнистым Пыль встает в дали... Конный или пеший -Не видать в пыли.

Вижу, кто-то скачет На лихом коне... Друг мой, друг далёкий -Вспомни обо мне!

Вы замолкли... Мы так и вздрогнули все, как будто дуновение любви промчалось по нашим сердцам, и каждого из нас - я в том уверен - неотразимо потянуло в даль, в ту неизвестную даль, где призрак блаженства встаёт и манит среди

тумана» [3, т. V, с. 28]. Уже по этому фрагменту можно судить о богатом наборе смыслов, широком спектре типовых ассоциативных сцеплений, возникающих в творческом сознании писателя в связи с образом пыли.

Обрисовывая искомый предмет, Тургенев учитывает волновые эффекты света, текучее отражение, демонстрирует необычное восприятие зрительного образа; всё это характерно для импрессионистской живописи2. Нестандартны сами цвета пыли: не только седой ("Милостыня" [3, т. X, с. 149]), почти чёрный ("Певцы" [3, т. III, с. 224]) и чёрный ("Два помещика" [3, т. III, с. 167]), но и белый ("Касьян с Красивой Мечи" [3, т. III, с. 106], "Чертопханов и Недопюскин" [3, т. III, с. 224], "Дворянское гнездо" [3, т. VI, с. 60]), жёлтый ("Бе-жин луг" [3, т. III, с. 90], "Степной король Лир" [3, т. VIII, с. 217]), золотой ("Гамлет Щигровского уезда" [3, т. III, с. 269], "Два четверостишия" [3, т. X, с. 151]), розовый ("Переписка" [3, т. V, с. 28]), алый ("Поездка в Полесье" [3, т. V, с. 135]). Об особом внимании к образу пыли свидетельствует и большое число атрибутивов: "лёгкая" ("Отцы и дети" [3, т. VII, с. 143]), "сухая" ("Перепёлка" [3, т. IX, с. 118], "Милостыня" [3, т. X, с. 149]), "мягкая" ("Бригадир" [3, т. VII, с. 39], "Новь" [3, т. IX, с. 302]), "волнистая" ("Дворянское гнездо" [3, т. VI, с. 60]), "липкая" ("Помещик" [3, т. I, с. 157-158]), "душная" ("Певцы" [3, т. III, с. 210]) и даже "вонючая" ("Новь" [3, т. IX, с. 363]).

1 Курсив в цитате мой - Е.З.

2 О И.С. Тургеневе как о писателе, предваряющем принципы импрессионистов, писала Ж. Зельдхейи-Деак [4].

Анализ вариантов обращения Тургенева к образу пыли позволяет выделить несколько типичных случаев.

I. Ратная пыль. В наброске пьесы "Искушения святого Антония" писатель дважды упоминает о ней, когда изображает битву. Антонио замечает: "Проходит конница... вот - вьётся пыль..." [3, т. II, с. 490]. Карло вспоминает, как он в сражении "наглотался пыли": "жаркий был денёк: мы целый день дрались, как львы" [3, т. II, с. 490]. Более детализированную картину битвы рисует Тургенев в рассказе "Бригадир": "Он <...> в дыму, в пыли - в челе суворовских солдат, простреленное знамя над головой, обезображенные трупы под ногами..." [3, т. VIII, с. 52]. В приведённых примерах пыль - следствие боевых действий. При этом характер описаний согласуется с принципами батального жанра, соотносится с картинами предшественников. Ср.: "Багрова там земля тряслась, / И к небу с дымом пыль вилась; / Россиян твердо грудь стояла, / И слава их во мгле блистала" (М.В. Ломоносов, "Ода на прибытие. Елисаветы Петровны из Москвы в Санктпетер-бург 1742 года по коронации" [5, т. VIII, с. 87]); "Пыль туманит отдаленье; / Светит ратных опол-ченье; / Топот, ржание коней; / Трубный треск и стук мечей. (В.А. Жуковский, "Людмила" [6, т. II, с. 7]); "Мятежники под дымом и пылью с криком бросились к крепости." (А.С. Пушкин, "История Пугачёва" [7, т. VIII, с. 151]).

II. Летняя пыль. Привычный для урбанистического пейзажа образ. В творчестве Тургенева упоминается в тех случаях, когда необходимо наметить оппозиции город - деревня, родина - чужбина. В "Дворянском гнезде" приехавший в поместье Марьи Дмитриевны статский советник Гедеонов-ский сообщает: "Пыль в городе необыкновенная" [3, т. VI, с. 13]. В повестях "Призраки" и "Пунин и Бабурин" пыль - одна из составляющих "физиологического" описания улиц Северной Пальмиры [3, т. VII, с. 204; т. IX, с. 50]. В "Переписке" актуализируется мотив чужбины, "враждебная" пыль - один из его компонентов: ".Вы сидите в душном и пыльном городе, ходите по жгучей мостовой" [3, т. V, с. 38-39]; "Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно" [3, т. V, с. 43]. Если в батальных фрагментах образ пыли связан с темой уязвимости, незащищённости человека (пыль -прах - смерть), то упоминания о городской пыли коррелируют с идеей тщетности, суетности мирской жизни.

Деревенские зарисовки носят более "мирный" характер (см., например, реплику помещика Пор-фирия Капитоныча из рассказа "Собака": "пыли -

не прочихнёшь!" [3, т. VII, с. 240]). В данном случае можно вести речь о пасторальных мотивах: "пыльные, безводные поля" ("На охоте - летом" [3, т. I, с. 59]), "запылённые угловатые листья" огурцов на огороде ("Мой сосед Радилов" [3, т. III, с. 51]) и т.п. Обращает на себя внимание конкретизация описаний, отсутствующая в урбанистических изображениях пургаментарных образов. В рассказе "Бригадир" пыль былых суворовских сражений (о которой мы упоминали выше) противопоставляется житейской, "будничной" пыли: в ней копается курица [3, т. VIII, с. 48], её "высоко взбрасывает" бьющий копытом бык [3, т. VIII, с. 55]. Трансформации, претерпеваемые предметом изображения, подчёркивают диссонанс между героическим прошлым и обыденным настоящим главного произведения; делают более отчётливой идею необратимости времени.

III. Пыль в доме свидетельствует о неухоженности либо заброшенности жилья. В первом случае доминирует социальная проблематика, во втором - философская.

К художественным деталям, дополняющим нравоописательные зарисовки, можно отнести упоминания о слое "липкой пыли" на зеркале в "славяно-русском кабинете" ("Помещик" [3, т. I, с. 158]), о "чёрной пыли" в книжных шкафах ("Два помещика" [3, т. III, с. 167]), сервантах ("Фауст" [3, т. V, с. 92]) и на столах ("Отцы и дети" [3, т. VII, с. 62]), о большом количестве пыли под диваном господской конторы ("Контора" [3, т. III, с. 141]) и т.д. "Словом, всё как водится" [3, т. III, с. 167], -резюмирует писатель, подчёркивая типичность нарисованных картин.

Особенно часто Тургенев пишет про запылённые окна. Этот образ встречается в "Записках охотника" [3, т. III, с. 213], "Постоялом дворе" [3, т. IV, с. 273], "Бригадире" [3, т. VIII, с. 82], "Странной истории" [3, т. VIII, с. 143], "Нови" [3, т. IX, с. 135, 342], он является составляющей описания небогатых жилищ (заезжего дома, деревенского кабака, съёмной квартиры). Но, по меткому выражению М.О. Гершензона, "Тургенев -прирождённый лирик-бытописатель" [8, с. 126], его "физиологические" зарисовки полны символического значения. В данном случае следует учитывать антропоморфические характеристики, основанные на реализации древней мифологемы и на этимологическом родстве лексем "окно" / "око". Запылённые стёкла - знак ограниченности, отсутствия широты во взглядах, искажённого состояния сознания персонажей.

Образ пыли неоднократно вводится в произведения Тургенева в связи с мотивом возвращения.

В поэме "Андрей" главный герой приезжает из Москвы "в отчий запустелый дом" и находит "все комнаты наполненные пылью" [3, т. I, с. 117]. Та же ситуация повторяется с Пантелеем Еремеичем, барином из "Записок охотника" ("Конец Черто-пханова" [3, т. III, с. 312]), и с Фёдором Ивановичем Лаврецким из "Дворянского гнезда". В названном романе подробное описание жилища, в котором скончалась Глафира Петровна, содержит важные для нашего исследования детали: упоминание о "старых, вялых мухах с белой пылью на спине" [3, т. VI, с. 61] (образ, по своей смелости приближающийся к модернистским экспериментам) и о венке "из запылённых иммортелей" [3, т. VI, с. 62] (бессмертник, покрытый перстью, -знак быстротечности времени, который коррелирует с романтическими представлениями о драгоценности воспоминаний). Симптоматично, что главная героиня "Дворянского гнезда" Лиза Калитина перед уходом в монастырь "тщательнее обыкновенного" приводит в порядок вещи в своей комнате и "сметает отовсюду пыль" [3, т. VI, с. 149], что на символическом уровне можно рассматривать как прощание с прошлой жизнью.

В "Отцах и детях" находим пример амбивалентного обыгрывания исследуемого образа. В гостиной Кукшиной гости видят валяющиеся "по запылённым столам" "бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные", "разбросанные окурки папирос" [3, т. VII, с. 62]. В кабинете Василия Ив

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком