научная статья по теме Концепция политического панславизма И. И. Дусинского Философия

Текст научной статьи на тему «Концепция политического панславизма И. И. Дусинского»

М.К. КОВТУНЕНКО аспирантка кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

Концепция политического панславизма И.И.

Дусинского

И.И. Дусинский (1879-1919) - русский политический мыслитель и публицист начала XX в. К сожалению, его творчество сегодня известно лишь узкому кругу специалистов. Одним из вопросов, который серьезно изучал И.И. Дусинский, был славянский вопрос. В рамках этой проблематики мыслитель предложил свою концепцию политического панславизма.

Вначале обратимся к историографии рассматриваемой темы, в которой можно выделить историографию жизни и творчества самого Дусинского, а также историографию исследований панславизма. Что касается литературы, посвященной биографии и творчеству Дусинского, здесь можно выделить несколько групп. Первая группа - это статьи, посвященные исследованию личности и биографии Дусинского. В настоящее время это направление исследований получило развитие благодаря работам сотрудников Научной библиотеки Одесского национального университета имени И.И. Мечникова М.А. Подрезовой, В.В. Самодуровой, С.Е. Березина, В.В. Левченко, в которых в научный оборот впервые вводятся факты и архивные документы, дающие более детальную информацию о жизни И.И. Дусинского. Второй крупный библиографический блок - это работы, посвященные исследованию основных идей И.И. Дусинского в их связи с геополитикой и панславизмом, таких авторов, как М.Б. Смолин, А.В. Репников, А.М. Матвеева, А.А. Григорьева.

Что касается историографии панславизма, то классическими исследованиями советского периода считаются работы С.А. Никитина, В.К. Волкова, В.А. Дьякова. На современном этапе большой вклад в исследование панславизма и связанных с ним теоретико-методологических проблем внесли сотрудники кафедры истории социально-политических учений МГУ имени М.В. Ломоносова А.А. Ширинянц, А.В. Мырикова, Б.А. Прокудин.

Иван Иванович Дусинский родился 8 апреля 1879 г. в Харькове в семье ветеринарного врача. В 1899 г. окончил Каменец-Подольскую мужскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета. В 1903 г. он блестяще выдержал выпускные испытания и был удостоен диплома 1 -й степени, после чего был оставлен при кафедре классической филологии для приготовления к

* Ковтуненко Марина Константиновна, e-mail: mk.kovtunenko@gmail.com

профессорскому званию. Тем не менее сам Дусинский выбрал для себя другое направление службы в университете и в 1904 г. подал прошение о назначении на вакантную должность помощника библиотекаря Новороссийского университета, которое было удовлетворено в 1905 г.1

Помимо университетской карьеры Дусинского с 1908 г. можно говорить и о другой составляющей его творчества - публицистической и общественной деятельности. В 1908-1917 гг. Дусинский работал в нескольких одесских газетах, например, «Русская речь», заведовал иностранным отделом газеты «Одесский листок», сотрудничал в газете «Родная страна». Во время Первой мировой войны было известно его обращение «Славянам» (1915 г.)2 До недавнего времени сведения о жизни Дусинского после 1917 г. и о его смерти были крайне скудны. Новая информация об этом драматическом периоде его жизни стала доступна благодаря публикации архивных материалов следственных дел в

о

«Одесском мартирологе»3. 3 мая 1919 г. Дусинский был арестован особым отделом Красной армии. На допросе он описал свои политические взгляды и общественную деятельность по созданию летом 1917 г. организации «Русский народно-государственный союз», а также созданию в ноябре 1917 - феврале 1918 г. независимого печатного органа «Свободное слово». 8 мая 1919 г. Дусинский был приговорен к расстрелу по обвинению в контрреволюционной деятельности4.

Рассмотрим более подробно концепцию политического панславизма Дусинского. Проанализировав большой массив фактического материала о расстановке политических сил в мире и геополитическом положении Российской империи, мыслитель приходит к выводу: внешняя политика России должна носить двойственный характер - национальный (русский) и племенной (славянский). Относительно племенной славянской политики Российской империи Дусинский выдвигает проект построения всеславянской державы, осуществления перехода «от русского государства национального к славянскому государству

с.

племенному»5.

Политический идеал Дусинского предполагает политическое объединение славянских племен «под сенью крыльев русского державного орла»6, а также предусматривает принцип национального самоопределения славянских племен в пределах гарантированной им

1 См.: Березин С.Е. Антиковед, библиотекарь, публицист: новые материалы к биографии И.И. Дусинского (1879-1919). // Вюник ОНУ, т. 16 вип. 1/2 (5/б): Бiблiотекознавство, бiблiиографознавство, книгознавство. Одесса, 2011, c. 249.

Смолин М.Б. Энциклопедия имперской традиции русской мысли. М., 2005, c. 111.

3 См.: Одесский мартиролог. Данные о репрессированных Одессы и Одесской области за годы советской власти: историко-мемориальное издание. Одесса, 2005, с. 125-135.

4 См.: Самодурова В.В. Геополитический изгой. Жизнь и смерть И.И. Дусинского (1879-1919) // Материалы Международной научно-практической конференции «Человек в тоталитарном обществе: рефлексии XXI века» (23-27 июня 2013 г.). Доступ: http://liberte.onu.edu.ua/info/kultura (дата обращения 13.05.2014)

5 Дусинский И.И. Геополитика России, М., 2003, с. 50.

6 Там же, с. 55.

территории. Эти особенности легли в основу разработанного Дусинским проекта всеславянского государства. Создавая свой проект, автор ставит и решает следующие вопросы: в какой форме должно произойти политическое объединение славянства, каким образом должен быть решен польский вопрос, каким образом в состав всеславянского государства могут быть включены неславянские племена и, наконец, каковы пути и способы достижения всеславянского государства.

Чтобы ответить на вопрос, в какой политической форме должно произойти славянское объединение, Дусинский проводит сравнительный анализ современного ему опыта федеративного государственного строительства на примере Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, США и некоторых колоний Великобритании и приходит к выводу, что идеальная модель для панславянского государства должна приближаться «к такому типу, который... может быть образован путем органического соединения особенностей швейцарской республики и германской империи»7. Таким образом, при построении всеславянской федерации, по мнению Дусинского, необходимо создать национальные племенные образования, «уделы» с максимальной степенью автономии в рамках территории и правом на национальное самоопределение (швейцарская модель), а существующее историческое деление внутри этих автономий тоже необходимо сохранить (германская модель).

Итак, формула всеславянского государства такова: за всяким славянским народом признается одинаковое право на самобытное развитие и национальное существование в пределах гарантированной ему территории, на которой он являлся бы полноправным хозяином. Всеславянская держава «должна состоять из ряда автономных национальных областей: русской, болгарской, сербской, хорватской, словенской, словацкой, чешской и польской». При этом «Австрия, Черногория, Сербия, Болгария и еще некоторые другие политические единицы должны . войти в состав всеславянской державы со своими

о

монархами, с династиями»8.

В создании союзного федеративного всеславянского государства по предложенной модели Дусинский видит несколько затруднений. Прежде всего, это вопрос о неславянских народностях, проживающих на территориях, которые должны по проекту войти в состав всеславянского государства. На этот вопрос мыслитель дает однозначный ответ: «всех их надо принять на равных правах со славянами в состав союзного государства»9.

Другой проблемой при создании всеславянского государства является польский вопрос, которому «ввиду его запутанности и большого значения» Дусинский посвящает целую главу своей книги. Сложность польского вопроса заключается в том, что «этнографическая территория

7 Дусинский И.И. Геополитика России, с. 66.

8 Там же, с. 74.

9 Там же.

польского народа очутилась в руках трех могущественных держав, но единство польского национального сознания и культуры сох-ранилось...»10. Следовательно, польский вопрос касается трех государств и находится как бы на пересечении славянской политики и национальных политик России, Германии и Австро-Венгрии, причем для каждой страны решение польского вопроса имеет разные приоритеты. Для России решение польского вопроса оказывается наиболее сложным. С одной стороны, Россия - государство национальное, поэтому принцип главенства национальной политики должен поддерживаться на ее территории, в том числе в польских губерниях. С другой стороны, польские губернии «представляют исконную территорию расселения польского народа, одного из главных представителей славянского племени».

Таким образом, именно при попытке решения польского вопроса возникает дилемма между политикой национальной и политикой общеславянской, которые в этом пункте оказываются диаметрально противоположными. Как же решает эту дилемму Дусинский? Мыслитель пишет: «Польский вопрос необходимо решить согласно требованиям нашей славянской политики». Однако решить его в духе предоставления Польше национальной автономии стоит только в тот момент, когда уже будет создана общеславянская федерация, в противном случае автономия Польши будет беспочвенной и как бы «висящей в воздухе»11.

Подводя итог анализу проекта создания всеславянского государства Дусинского, можно выделить следующие его черты и особенности. Во-первых, панславизм И.И. Дусинского носит ярко выраженный политический характер и предполагает политическое объединение славянства. Во-вторых, модель всеславянского государства -двухуровневая федеративная: необходимо создать национальные племенные образования, «уделы» с максимальной степенью автономии в рамках территории и правом на национальное самоопределение (швейцарская модель), в то же время существующее историческое деление внутри этих автономий необходи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком