научная статья по теме КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ В СОЦИОЛОГИИ - ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУПИК? Социология

Текст научной статьи на тему «КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ В СОЦИОЛОГИИ - ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУПИК?»

Теория. Методология

© 2015 г. И. ШУБРТ

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ В СОЦИОЛОГИИ -ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУПИК?

ШУБРТ Иржи - заведующий кафедрой исторической социологии факультета гуманитарных исследований Карлова университета (Прага, Чехия) (E-mail: Jiri.Subrt@ ff.cvni.cz).

Аннотация. В 1937г. П.А. Сорокин и Р.К. Мертон опубликовали статью о социальном времени. Они констатировали, что большинство исследователей в области общественных наук соглашаются с возможностью использования астрономической концепции равномерно протекающего, квантитативного времени. Они пытались ввести концепцию "социального времени" как методологический инструмент, использование которого позволит глубже понять социальную периодичность. Г. Гур-вич и другие социологи способствовали закреплению понятия социальное время в социологии. Вместе с тем в статье обозначены проблемы в использовании этого понятия.

Ключевые слова: социология • социальное время • квалитативное время • квантитативное время • темпоральность • движение

Журнал "Социологические исследования" (№ 11, 2013) опубликовал статью В.А. Артемова "Эскиз социологической концепции социального времени". В ней автор говорит о принципиальной задаче в разработке теории социального времени с учетом потребностей эмпирического исследования [Артемов, 2013: 9]. Мы сосредоточим внимание на этой теме и попытаемся показать, с какими предпосылками и проблемами связано данное понятие.

Концепция "социального времени" появилась в 1937 г., когда П.А. Сорокин и Р.К. Мертон опубликовали в "American Journal of Sociology" статью "Social Time: A Methodological and Functional Analysis"1. Эта статья до сегодняшнего дня - одна из ключевых на данную тему. В ней авторы констатируют, что большинство исследователей в области общественных наук молча соглашаются с предположением о возможном использовании астрономической концепции равномерно протекающего, квантитативного времени в социальном исследовании. Однако, по их мнению, речь идет лишь об одной из возможных концепций, которые создает философия, психология, экономика и другие науки. Сорокин и Мертон в этой статье попытались представить социальное время как теоретическое понятие и методологический инструмент, использование которого может вести к более глубокому пониманию социальной реальности [Sorokin, Merton, 1937]. Позже Сорокин продолжил эти попытки в книге "Sociocultural Causality, Space, Time", в которой он противопоставил "социокультурное" время и "метафизическое" время [Sorokin, 1964a (1943)].

1 Сорокин П.А., Мертон Р.К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа. Перевод Н.В. Романовского // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 112-119.

Истоки и влияния. Сорокин усматривал несколько причин необходимости постулировать социальное (социокультурное) время, указывая на отличия между пространством географическим и социальным пространством. Он констатирует, что так же, как географическая карта Земли не схожа с социально-политической картой, природно-географическое пространство не схоже с пространством социальным [Сорокин, 1993 (1920)]. Позднее он дополнил данную идею: в контексте социальной стратификации и мобильности обозначил социальное пространство как пространство, где находятся социальные позиции, между которыми существуют пространственные дистанции [Sorokin, 1964b (1927)]. Движение индивида, при котором сохраняется его статус, называется "горизонтальной мобильностью", а движение, сопровождаемое изменением статуса, обозначается как "вертикальная мобильность".

Стимулом для Сорокина стали также взгляды Э. Дюркгейма. Дюркгейм рассуждает о времени как о категории; и в этом плане он развил определенную философскую традицию. На него оказали влияние Аристотель и Кант, их трактовка категорий и мнение о том, какую роль они играют в нашем мышлении. Однако в отличие от подхода философов Дюркгейм понятие категорий подвергает значимой социологической интерпретации. Он считает, что все категории обладают социальным происхождением по той причине, что содержание, которое они выражают, имеет общественный характер. Т.е. речь идет о разных аспектах социального существования [Dürkheim, 2002 (1912): 472]. Автор объясняет данное явление тем, что основой категории времени является ритм коллективной жизни, а основой категории пространства является пространство, населенное обществом. Причины, по которым так происходит, он объясняет тем, что отношения, выраженные в этих категориях, люди могут осознать только в обществе и его посредством [там же: 476].

Таким образом, с точки зрения теории познания, время - одна из основных категорий нашего мышления, которая была абстрагирована из ритма коллективной жизни, ее коллективных действий и их повторения [там же: 18]. С онтологической позиции основой конструкции данной категории (и ряда других категорий) является само общество (или ритмы, происходящие в нем). Рассуждения Дюркгейма частично продолжил Н. Элиас [Elias, 1988]. С точки зрения Элиаса, как и у Дюркгейма, время представляет собой социальную конструкцию. По мнению Элиаса, интересно в особенности то, что человек обладает тенденцией проецировать свои специфические человеческие (социально конструированные) представления о времени на физическую реальность, т.е. использовать этот, по сути, социальный инструмент в качестве объяснительного принципа природных или космических событий. Таким образом, человек, по сути, навязывает природе и вселенной свое собственное понимание времени.

Следующим источником для развития концепции социального времени была философия А. Бергсона [Bergson, 1994 (1889)], который различает "внутреннее", квалитативное время, названное им "длительностью" ("la durée"), и "внешнее", квантитативное время, измеренное при помощи часов. "Durée" обозначает появление - то, что не существует во времени, а создает время неустанным приливом нового. Он повлиял на учеников Дюркгейма А. Юбера и М. Мосса, у которых заметен сдвиг в понимании смысла этого слова. В их представлении понятие "durée" не служит для описания внутреннего временного переживания, а выражает квалитативный характер социального тока времени. Юбер и Мосс [Hubert, Mauss, 1929 (1905)], констатируют, что это время состоит из элементов, которые не являются идентичными. Это прерывистое время, оно не протекает равномерно, а содержит в своем течении "остановки", т.е. критические даты, прерывающие его континуальность. Отдельные части времени не индифферентны по отношению к процессам, которые в них происходят; напротив, существует идея активных качеств, присутствие или отсутствие которых делает данные периоды похожими или непохожими друг на друга. Ритм сакральных и профанных периодов заметно отличается от чисто математического деления времени.

Существовали и другие влияния - из смежных наук. Сорокин и Мертон указывают, что в тот период отмечены различия трактовок времени и в других науках.

Специфический характер времени стали изучать в области экономики (А. Маршалл, О. Бём-Баверк), психологии (В. Джеймс). Появилась концепция физиологического времени, которое не является равномерным и отличается, прежде всего, тем, что замедляется в биологических индивидах. Изучением физиологического времени в 1930-х гг. занимался А. Каррель [Carrel, 1948], продолживший идеи Л. де Нуи. Де Нуи во время Первой мировой войны заметил, что у молодых людей заживают ранения быстрей, чем у старых: рана величиной в 20 кв. см у десятилетнего мальчика заживет примерно через 20 дней; у двадцатилетнего человека через 31 день; у тридцатилетнего - через 41 день; у сорокалетнего - через 55 дней; у пятидесятилетнего - через 78 дней; у шестидесятилетнего - через 100 дней. На основании этих данных была построена кривая биологического времени, которое замедляется во время старения индивида и по отношению к которому физическое время ускоряется. Сорокин и Мер-тон считают, что если существует многообразие времен - астрономическое, экономическое, психологическое, биологическое и др. - можно предположить, что есть и социальное время, которое отличается от других типов времени и, с точки зрения социологии, является наиболее важным.

Нельзя не упомянуть об источнике вдохновения, которого мы не найдем у Сорокина и Мертона, но который берет свое начало в теории относительности Эйнштейна, когда раз за разом авторы аргументируют "дилатации" (растяжения, замедления) времени. В рамках теории относительности под "дилатацией" подразумевается физическое явление, которое наблюдается у объектов, двигающихся с большой скоростью (у двоих перемещающихся наблюдателей дилатация взаимна, т.к. каждый из них воспринимает время другого наблюдателя как более медленное). В общественных науках можно встретить простую констатацию, что если происходит неравномерное протекание времени у физических явлений, подобное можно предположить и в социальной реальности.

Квалитативное, дисконтинуальное время. Астрономическое время является равномерным, однородным, чисто квантитативным и непрерывным. Социальное время так характеризовать нельзя; здесь присутствуют дни, посвященные каким-либо функциям, например, базарные, выходные, периоды времени, обладающие специфическими качествами благодаря деятельности, значениям и ассоциациям, которые с ними связывают, а также критические даты, разрывающие континуальность времени. Социальное время обладает квалитативным характером, оно не протекает равномерно, и его нельзя произвольно делить на части [Sorokin, Merton, 1937: 621-623].

Независимость социального времени от астрономического времени они демонстрируют, к примеру, на том факте, что неделя не является результатом разделения лунных фаз, т.к. в различных культурах у недели может быть разная длительность: четыре, пять, шесть, а также восемь и десять дней. Семидневная неделя берет свое начало в еврейских племенах [там же: 624-625]. Постоянной чертой большинства недель, по мнению Сорокина и Мертона, является то, что обычно они связаны с рынком. Единицы измерения времени всегда были связаны с периодически контролируемыми социальными событиями, а не с на

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком