научная статья по теме КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОМУ ФЕНОМЕНУ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОМУ ФЕНОМЕНУ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОМУ ФЕНОМЕНУ

С.Н. Братановский, доктор юридических наук, профессор

С.А. Кочерга, кандидат юридических наук

В статье исследуются общетеоретические и многоотраслевые подходы к определению образования и образовательного процесса. Раскрывается организационно-правовое значение конституционного права на образование. Анализируются юридические нормы и позиции ведущих исследователей, посвященные отдельным аспектам воспитания и обучения в России. Предлагается авторское решение проблем в этой сфере.

Ключевые слова: административное право, образовательный процесс, воспитание, обучение, государственное управление, свобода использования возможностей.

Образовательный процесс является одним из основ российского общества, предопределяющий будущее наших граждан и формирующий рациональные подходы к развитию государства. Человек становится личностью в процессе получения необходимых навыков и знаний, благодаря которым он приобретает способность самосознания, понимания жизненного уклада и связей между предметами и явлениями окружающей среды, становится мыслящим. Этот процесс также можно назвать социализацией, включающей в себя важнейший признак - адаптацию индивида к выполнению общеобязательных нормативных предписаний, осознанное соблюдение вводимых для всеобщего блага ограничений.

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова. Этот незыблемый демократический принцип П.Д. Саркисов признает наиболее близким к обеспечению возможности гражданином в настоящее время получать знания. Он подкреплен другой конституционной нормой - ч. 4 ст. 29, определяющей свободу в поиске, получении, передаче, создании и распространении в рамках закона любой информации. Наконец, в ст. 43 Конституции РФ провозглашено одновременно право граждан на получение любого вида образования и обязанность государства и родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей предоставить последним образовательный базис

[1, с. 69]. В.М. Максимчук высказывается о том, что образование не следует рассматривать как обязательную форму, наполненную идеологическим содержанием (к сожалению, сегодня можно наблюдать постоянную трансформацию культурных ценностей и попытки навязывания некоторых стереотипов), это явление более многогранно и включает в себя набор бесконечных способов, приемов и условий обучения. Это процесс, вобравший в себя многовековую историю накопления и передачи умений и навыков, является феноменальным с позиций не только исторической, но и философской науки [2, с. 253-254]. Признавая конвенциональность образования в качестве неотъемлемого признака демократической культуры Н.Ф. Ефремова указывает, что именно оно и представляет собой феномен хитросплетений человеческих усилий, умений, желаний и возможностей, которые передаются подрастающему поколению для того, чтобы потомки не отвергли идею общесоциального гуманизма и вывели ее на новую орбиту при дальнейшем укреплении столпов правового государства в России [3, с. 177].

Философский словарь определяет феномен как понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма («вижу вещи») переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам. Феномен неотделим от познания и предполагает переход от явления к сущности [4, с. 451]. По мнению И. Канта феномен - это явление, доступное

чувственности и рассудку, оно противопоставляется ноуменам - «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта [5, с. 299]. Э. Гуссерль выделяет естественно-научное толкование феномена - вещь, взятая так, как она непосредственно предстает в чувственном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем яв-ленность вещей в чувственном созерцании противопоставляется тому, как они есть «сами по себе»: чувственные вещи - это «всего лишь явления» (blosse Erscheinungen) - в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, «возвещает» о себе подлинная природа [6, с. 39].

Отличительным признаком феномена, по мнению А. П. Егорова, является иррациональность явления или совокупности явлений и связанных с ними процессов, которые «не вписываются в апробированную форму, не поддаются определению с позиций законов логики, достижений науки и не подчинены здравому смыслу. К исследованию феноменов человечество стремилось на протяжении всего своего существования, благодаря этому мы имеем сегодня огромное количество научных достижений, невозможных без тяги к познанию окружающего мира. Ключом к раскрытию сущности любого феномена является наука, с помощью которой возможно его выделение, формирование характеристик и подготовка практических рекомендаций. Получить этот ключ может только мыслящий человек, имеющий необходимый уровень образования, достигший определенной степени самоорганизации и готовый к открытиям. Понятие феномена и образовательный процесс личности, предшес-

твующий научному объяснению любой иррациональности, неразрывно связаны между собой. Только благодаря этой связи феномены перестают быть табу и мифами, становятся познанными и обретают новый смысл и пользу для всего человечества» [7, с. 45]. Признавая правоту данного суждения, со своей стороны добавим, что развитие образования как полифункциональной социальной категории способствует не только теоретическому и практическому объяснению существующих феноменов, но и очерчиванию тех феноменов, которые пока лежат за рамками познания. При этом, образовательный процесс сам по себе является феноменом, который способен вскрыть сущность иных имеющихся в изобилии в окружающем мире феноменов.

Следует признать, что многочисленные представители различных наук признают своим долгом раскрыть содержание и дать теоретическую трактовку термину «образование». Изобилие подобных определений свидетельствует об актуальности и востребованности обществом процесса получения знаний и самосовершенствования. Приведем те, которые, на наш взгляд, являются наиболее удачным.

В культурологии под образованием понимается просветительская деятельность, направленная на сохранение культурных идеалов и ценностей и их трансляцию новым поколениям людей, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и нравственном развитии [8, с. 291].

В педагогической науке этот термин включает в себя «совокупность систематизированных знаний, умений и на-

выков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» [9, с. 89].

Социология рассматривает образование в качестве прямого или косвенного социального воздействия, результатом которого выступает сознательное принятие человеком общепринятых правил и норм поведения, моделей профессионального и личностного развития, требующихся для занятия достойного места в обществе [10, с. 49].

Историческая наука исследуемый термин трактует как процесс познания прошедших событий, анализа фактов, преследующий цель признания общечеловеческих ценностей, выявления динамики развития исторических явлений, недопущения повторения репрессий и моделирования на этой основе оптимальных принципов коллективного сосуществования [11, с. 45].

Философия трактует образовательный процесс как мегаформатное осмысление бытия, направленное на обретение нового знания путем осознанной творческой деятельности, способной изменить эмоционально-ценностное отношение к мирозданию [12, с. 588].

Признавая огромное значение имеющихся в различных общественных науках определений исследуемой категории В.А. Болотов и Н.Ф. Ефремова указывают на их связь с правовой действительностью. В широком смысле она проявляется в делегировании государством с помощью правовых норм возможности многоплановых научных исследований и всестороннего развития научных отраслей и форм получе-

ния образования. В узком понимании данного соотношения следует обратить внимание на администрирование современной науки и образования, т. е. с одной стороны, организацию обучения в общеобразовательных учреждениях, вузах, их финансирование и ресурсное обеспечение, с другой - контроль за всеми юридическими лицами, образовательная деятельность для которых является основной [13, с. 47]. В.М. Спи-ваковский, в свою очередь, признает ведущую роль государства в процессе получения образования. Автор отмечает, что специализированные органы исполнительной власти не только поддерживают реализацию образовательных стандартов, но и поощряют существующие научные направления, координируют развитие науки в нужных для российского общества руслах, стимулируют работу ученых. Но эти, представляющиеся современникам не подлежащими сомнению истины, не всегда были транспарантами отечественного образования и науки. Достаточно вспомнить периоды советской истории, когда такие области исследования как немарксистская социология и генетика находились под запретом [14, с. 18]. По мнению А.В. Малько право выступает волевым юридическим инструментом, способным формализовать процесс получения образования и сделать его общедоступным. Правовые нормы определяют градацию процесса обучения, фиксацию результатов получения гражданином знаний и дальнейшее использование образовательного ценза. Без пошаговой регламентации с помощью правовых норм этот процесс станет социально обособленным и превра-

тится в хаотичную погоню за достижениями, которые нужны исключительно узкой общности людей [15, с. 200]. По мнению В.А. Болотова право есть двигатель образования в России, именно он способен воплотить в жизнь демократические идеалы и дать возможность каждому индивиду сформировать свою личность, создать семью, получить желаемую профессию [16, с. 10-11]. Соглашаясь с данными суждениями, считаем необходимым провести исследование законодательных определений термина «образование», содержащихся в нормативных актах.

В преамбуле утратившего ныне силу Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [17] легальная трактовка этой дефиниции

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком