научная статья по теме «КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ, А РУБЛЬ ГОЛОВУ СТЕРЕЖЕТ»: ДЕНЕЖНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ НАСЕЛЕНИЯ И КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ РОССИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ, А РУБЛЬ ГОЛОВУ СТЕРЕЖЕТ»: ДЕНЕЖНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ НАСЕЛЕНИЯ И КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ РОССИИ»

УДК 379.8

ELENA VASILYEVNA DIANOVA

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Department of Russian history, Petrozavodsk state university 185910, Russian Federation, Petrozavodsk, Lenin prospect, 33

E-mail: elena-dianowa@yandex.ru

«The pence takes care of the ruble and the ruble guards the head»: monetary mentality of the population and credit cooperation of Russia

In this article an attempt in historical refraction to consider features of monetary mentality of residents of Russia is made, on the basis of folklore material to find out features of their financial consciousness and behavior, including such important component of the relation to money as thrift. For creation of idea of monetary mentality and the traditional relation to accumulation and saving the analysis of "monetary" proverbs and sayings is carried out. It is known that for determination of level of financial literacy of the population small genres of folklore were used by the Russian economists and figures of credit cooperation, trying to sort out features the peasantry relations to loan and supplementary operations. And they drew a conclusion that owing to specifics of historical development of Russia the financial consciousness of its inhabitants remained at a low level, instead of saving prodigality and squandering were widespread that had an adverse effect on national well-being and development of economy At the same time in article it is shown that thanks to efforts of cooperative figures at the beginning of the XX century certain success in development of credit cooperation was achieved, gradually formed savings behavior yielded the results. However the followed events of revolution of 1917 and policy of military communism depreciated all accumulation that has an adverse effect on financial consciousness of the population.

Key words: folklore, money, monetary mentality, financial consciousness, thrift, credit cooperation, loans, deposits.

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ДИАНОВА

кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» 185910, Петрозаводск, Россия, Республика Карелия, пр. Ленина, 33 Тел.: 8 (8142) 71-10-20; E-mail: elena-dianowa@yandex.ru

В данной статье предпринята попытка в историческом преломлении рассмотреть особенности денежного менталитета жителей России, на основе фольклорного материала выяснить особенности их финансового сознания и поведения, в том числе такой важный компонент отношения к деньгам, как бережливость. Для создания представления о денежном менталитете и традиционного отношения к накоплению и сбережению проводится анализ «денежных» пословиц и поговорок. Известно, что для определения уровня финансовой грамотности населения малые жанры фольклора использовали русские экономисты и деятели кредитной кооперации, пытаясь выяснить особенности отношения крестьянства к ссудным и вкладным операциям. Причем ими был сделан вывод о том, что в силу специфики исторического развития России финансовое сознание ее жителей оставалось на низком уровне, вместо сбережения были широко распространены мотовство и расточительство, что отрицательно сказывалось на народном благосостоянии и развитии хозяйства. Вместе с тем в статье показано, что благодаря усилиям кооперативных деятелей в начале ХХ в. были достигнуты определенные успехи в развитии кредитной кооперации, постепенно формировавшееся сберегательное поведение дало свои результаты. Однако последовавшие события революции 1917 г. и политики военного коммунизма обесценили все накопления, что отрицательно сказалось на финансовом сознании населения.

Ключевые слова: фольклор, деньги, денежный менталитет, финансовое сознание, бережливость, кредитная кооперация, ссуды, вклады.

«Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет»: денежный менталитет населения и кредитная кооперация России

В условиях рыночной экономики и товарно-денежных отношений весьма актуальным является вопрос об отношении общества к деньгам и всеми связанными с ними операциям. В настоящее время появилось понятие «денежный менталитет», которое включает в себя финансовое сознание и «денежное» поведение людей, отношение к деньгам, в том числе к своей национальной и иностранной валюте [1, с. 56].

Современные психологи установили важную закономерность: то, как люди относятся к деньгам (насколько ценят их, стремятся заработать и накопить), какую роль отводят им в своей жизни, оказывает влияние на темпы экономического развития страны. В свою очередь отношение к презренному металлу, «желтому дьяволу» (золоту), звонкой монете или бумажным купюрам является «важным

компонентом экономического сознания масс и конкретных людей, а деньги - это инструмент реального экономического управления ими». Изучая денежное поведение, ученые выявили различные компоненты содержательной стороны отношения к финансам: деньги выступают как мерило удачливости и благополучия, как социально-приемлемый атрибут бытия, как способ обеспечения комфорта; как консервативная коммерческая ценность [2, с. 85, 88].

Денежный менталитет, финансовое сознание являются элементами экономического сознания, они занимают особое место в его структуре, связывают воедино все его составляющие (отношение к собственности и труду, потребительские предпочтения и др.). Отношение к деньгам включает в себя различные виды финансового поведения: получение и накопление денег, их сбережение,

распределение и расходование, отношение к займам и денежным кредитам. У людей деньги вызывают самые разные ассоциации: это символ власти, собственности или материального благополучия. В то же время деньги могут восприниматься как моральное зло и быть объектом презрения. Отношение к деньгам никогда не было нейтральным, оно всегда «эмоционально заряжено, нередко противоречиво и наполнено различным символическим содержанием». Исследователи А.Л. Журавлев и А.Б. Ку-прейченко справедливо отмечают, что «представления о деньгах, их источниках, приемлемых способах получения, правилах распределения, сбережения, расходования имеют культурно-историческую специфику» [3, с. 65-66]. Экономисты настаивают на необходимости формирования финансовой грамотности населения, уровень которого в настоящее время все еще остается недостаточным.

Денежный менталитет и финансовое сознание менялись под влиянием многих социальных, политических и хозяйственных факторов. По мнению ученых, к особенно важным с экономико-психологической точки зрения трансформациям в экономическом сознании следует отнести увеличение значимости денег, усиление мотива сбережения и накопления, повышение мотивации труда с ориентацией на результат [4, с. 454]. Вместе с тем на протяжении столетий в экономическом сознании населения сохранялась некая константа, не зависящая от смены исторических эпох. Эта константа определялась особенностями менталитета того или иного народа, поэтому отношение к деньгам и материальным благам нужно рассматривать с учетом национального характера.

«Деньги много могут, а правда царствует»

Многие лингвисты находят убедительные примеры, для того, чтобы подтвердить отражение менталитета в языке и определить роль языка в формировании менталитета [5, с. 13]. Для выявления особенностей менталитета русского народа можно обратиться к этимологии некоторых слов, передающих «мыслительные стереотипы национального сознания в социально-психологической сфере». К таким словам относятся «богатство», «благополучие», «достаток», «состоятельность». Лингвист Л.В. Савельева считает, что «лексико-семантическое поле богатства как по своей этимологии, так и по употреблению в речевых формулах культуры обнаруживает достаточно бесстрастное, отнюдь не прагматическое отношение к материальным благам» [6, с. 95].

Деньги как всеобщий эквивалент стоимости всех товаров, продукт исторического развития получили отражение в фольклоре, особенно в пословицах и поговорках, потому что они играют многофункциональную роль в жизни общества. Они являются средством обмена, «присвоения» и «отчуждения». Ученые отмечают, что «глубинная суть такого сложного и ёмкого явления, как деньги, наиболее адекватно реализуется через пословицы и поговорки», благодаря меткости, мудрости, краткости, сочности паремий, в которых «ясно проявляются ум, культура, трудолюбие и другие особенности каждого народа». Пословицы и поговорки о деньгах, в свою очередь, являются «своеобразным первичным материалом практически для всех экономических теорий и взглядов на деньги, товар, богатство» [7, с. 68].

Профессор И.М. Снегирев (1793-1868), стремившийся «постичь дух русского народа», собрал богатый материал народных пословиц и поговорок, где в полной мере отразились традиционные обряды, обычаи и нравственные установки русских. В сборнике И.М. Снегирева «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» можно найти пословицы и поговорки «о деньгах на каждый случай»: «Де-

нег нет пред прибылью, а грош заведется пред гибелью. Денег много, да разума мало. Денег много, великий грех, а денег намале (мало - Е.Д.), грешнее того. Денег нажить немного труда, да худо наживешь, и слава худа. Денежка и на камне дыру вертит. Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет. Денежка не Бог, а милует. Деньги не Бог, да много милуют. Денежка любит счет, а хлеб меру. Денежка вперед лучше горе берет. Денежная беда не беда. Деньгам все повинуются. Деньги вводом, а добрые люди родом. Деньги без глаз. Деньги временем хлопотны. Деньги идут к богатому, а злыдни к убогому. Деньги копил, да нелегкова купил. Деньги железо, а платье тлен. Деньги много могут, а правда царствует. Деньги в мире не мякина, человек же не скотина, знает деньгам господина. Деньги лакомому мука, свободному честь, а изменнику смерть. Деньги найдут друга. Деньги наживное дело» [8, с. 90-91].

В сборниках пословиц и поговорок российского педагога и собирателя образных выражений М.И. Михельсона (1825-1908) представлен целый ряд «денежных» народных афоризмов: «Денежки, что голуби: где обживутся, там и ведутся. Деньги, что гальё (галки),

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»