научная статья по теме КОРПУС БАЗОВЫХ ТЕКСТОВ УЧЕНИЯ КАЛАЧАКРА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КОРПУС БАЗОВЫХ ТЕКСТОВ УЧЕНИЯ КАЛАЧАКРА»

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

КОРПУС БАЗОВЫХ ТЕКСТОВ УЧЕНИЯ КАЛАЧАКРА

© 2015 А. М. СТРЕЛКОВ

В данной работе представлено первое системное исследование корпуса базовых текстов учения Калачакра (до этого имелись лишь два неполных общих обзора данного корпуса [Chandra, 1966, p. 5-20; Newman, 1985, p. 54, 63-64]), который включает в себя фрагменты, возводимые традицией к коренному тексту, а также шесть комплектных (дошедших в полном объеме) сочинений (имеются неполные исследования четырех из семи текстов корпуса [Стрелков, 2010(1); Newman, 1987(1); Newman, 1987(2); Orofino, 2009; Strelkov, 2011; Wallace, 2004; Wallace, 2010 и др.]). В ходе проведенного исследования выявлены структура этого корпуса, а также структура, тематика и функциональное назначение входящих в него текстов, определены хронологические рамки их создания и частично реконструированы этапы формирования данного корпуса.

Ключевые слова: Калачакра, тантра, хридая, Шамбала, Калапа, иерархическая многоуровневая система.

Учение Калачакра (санскр. "Круг времени")1 - одна из поздних буддийских тантр, сформировавшаяся в начале XI в. Тантра здесь - название класса буддийских учений (как и аналогичные одноименные индуистские учения2, возникавшие в Индии в период второй половины 1-го - начала 2-го тыс.), и одновременно наименование класса их базовых текстов [Tshe tan..., 1993, с. 573]. Нужно отметить, что тантра как религиозное учение представлена лишь текстом, возводимым к абсолютному источнику (Будде, Бодхисаттве) и выступающим единственным легитимным носителем данного учения. Составление такого анонимного текста традиция приписывает адресату проповеди или самому проповеднику. Вне этого текста (текстов) нет данного учения3. Проповедь, представленная таким текстом, является целостным специфическим руководством в отношении пути религиозного спасения. Помимо коренного текста могут иметься и производные от него (или дополнительные к нему) тексты, также классифицируемые в этом учении как тантры.

В отношении коренного текста учения Калачакра - сочинения "[Парама-]Ади-Буд-да" (санскр. "[Наивысший] Изначальный Будда")4 (спецификатор - "Мула-тантра",

1 Очерк учения Калачакра см.: [Стрелков, 2013, с. 49-57].

2 Тантрийские учения и в буддизме и в индуизме совмещают архаические магические представления и практики (сексуальная магия, элементы некромантии, использование опьяняющих веществ и др.) с положениями развитой религии (теория спасения, этика и др.). Буддийские и индуистские тантры имеют много общего в плане магической составляющей, но отличаются - в соответствии с религиями, к которым принадлежат, - в отношении религиозных положений.

3 Шастры (здесь - тексты, толкующие вопросы, изложенные в базовом тексте (текстах) тантрийского учения) рассматриваются адептами этого учения как тексты, созданные в его традиции, но не как его тексты.

4 Появившееся (не позднее VIII в.) в махаяне понятие "[Парама-]Ади-Будда" обозначает изначального Будду, никогда не появлявшегося в сансаре (феноменальном мире) и полагающегося источником ("отцом", "прародителем") всех прочих Будд (рассматриваются как его эманации).

санскр. - "Коренная тантра") - имеется ряд традиционных свидетельств, а также несколько десятков возводимых традицией к этому тексту фрагментов (в санскритском оригинале и тибетском переводе), бытующих в виде цитат в ряде индийских и тибетских сочинений. Две из шести комплектных тантр этого учения (первая и вторая в приведенном ниже списке) считаются в его традиции извлечениями из "Мула-тантры".

Шесть комплектных тантр учения Калачакра:

"Секоддеша" (санскр. "Разъяснение посвящений");

"Шри-Калачакра-нама-тантра-раджа" (санскр. "Царь-тантра, именуемая Сиятельный Круг времени", спецификатор - "Лагху-тантра", санскр. - "Краткая Тантра");

"Шри-Калачакра-тантроттара-тантра-хридая" (санскр. «Сердце (суть) тантры, последующей (дополнительной) в отношении тантры "Сиятельный Круг времени"»);

"Шри-Калачакра-лагху-тантра-раджа-хридая" (санскр. «Сердце (суть) краткой царь-тантры,[именуемой] "Сиятельный Круг времени", спецификатор - "Лагху-тант-ра-хридая");

"Шри-Калачакра-гарбха-нама-тантра" (санскр. «Тантра, именуемая Средоточие [тантры, именуемой] "Сиятельный Круг времени"»);

"Шека-пракрия" (санскр. "Метод посвящений").

Возможно, имелся и текст, исходный в отношении "Шри-Калачакра-тантроттара-тантра-хридаи" (обсуждение этого вопроса см. ниже).

Указанные шесть сочинений имеются в тибетском переводе5 и лишь два из них ("Секоддеша", "Лагху-тантра") - в санскритском оригинале6.

Данные шесть тантр перечислены здесь в порядке их расположения в Ганджуре (bka' 'gyur)1 позднейшей лхасской редакции (1921). Во всех прочих редакциях отсутствует "Лагху-тантра-хридая" (в нартанской редакции (snar thang) отсутствует и "Шри-Калачакра-гарбха-нама-тантра").

Все тантры учения Калачакра - анонимные сочинения, история составления которых в его традиции либо мифологизирована, либо не рассматривается (см. ниже).

"ПАРАМА-АДИ-БУДДА"

Общая информация о сочинении приведена в "Вималапрабхе" (санскр. "Чистый свет"), комментарии к "Лагху-тантре", созданном в период с конца 1030 гг. до 1040(41) г. (цитируется Наропадой)8. Указывается, что оно включает в себя 12 000 строф размера ануштубх (8 слогов в паде9) и состоит из пяти глав: о Вселенной ("Лока-дха-ту-патала"); об индивиде ("Адхья-атма-патала"); о посвящениях в учение Калачакра ("Абхишека-патала"); о его практике ("Садхана-патала"); о ее итоге ("Джняна-пата-ла") [VimalaprabhätTkä..., 1986, p. 12, 18]. Также перечисляется (в пяти группах, сопоставленных с пятью главами) 81 тема "Мула-тантры" [ibid., p. 12-14] (перевод см.: [Newman, 1981(1), p. 248-260]).

Цитаты, возводимые к "Мула-тантре", приводятся в ряде калачакринских шастр, а также в ряде индийских и тибетских сочинений, обращавшихся к данному учению. В "Вималапрабхе" содержится наибольшее число цитат - 40 фрагментов общим объемом 1696 слогов (примерно 2% заявленного объема "Мула-тантры"). Что "Секоддеша" и "Лагху-тантра" являются извлечениями из "Мула-тантры", указано в их коло-

5 Время выполнения всех этих переводов - конец 30-х гг. - вторая половина XI в.

6 В виде цитат имеется набор фрагментов, составляющих полный санскритский оригинал "Секоддеши". На их основе Р. Ньоли выполнил его реконструкцию [Sehoddesa, 1966]. Известны семь санскритских манускриптов "Лагху-тантры".

7 Отдел тибетского буддийского канона, содержащий тексты с записью проповеди, приписываемой Будде.

8 Дата смерти этого индийского махаянского учителя [Dung dkar..., 2002, с. 2268], подтверждаемая историческими данными.

9 В индийском стихосложении четверть строфы-четверостишия.

фонах, комментариях к первому тексту и пространном названии второго, а также в послесловиях к каждой из его пяти глав.

Первый вопрос, который ставится в науке относительно коренного текста учения Калачакра, - о том, существовал ли он. Н. Найхом высказал суждение, что термины "мула-тантра" и "лагху-тантра" в этом учении относятся к "Шри-Калачакра-нама-тант-ра-радже" [Nihom, 1984, с. 22]. Дж. Ньюман возразил ему, указывая, что термин "мула-тантра" закреплен за его коренным текстом, "Парама-Ади-Буддой" [Newman, 1987(2), с. 95]. Полагая этот текст существовавшим, он опирается на суждение Будона10 (bu ston, 1290-1364) о том, что "Секоддеша" является его частью, а также на наличие в целом ряде индийских сочинений цитат из него.

В пользу того, что "Мула-тантра" учения Калачакра существовала, говорят свидетельства его авторитетных адептов XI-XIII вв.

Автор с нарицательным именем Калачакрапада11 пишет:

Я, изучая "Мула-тантру" и другие [сочинения],

Исходя из любви [к живым существам], написал комментарий

[Dus kyi 'khor lo'i zhabs, л. 27б].

Наропада приводит в "Шри-Парамартха-санграха-нама-секоддеша-тике" несколько цитат из "Мула-тантры", называя их источник. Атиша (982-1054)12 в автокомментарии к "Бодхи-патха-прадипа-панджике" сообщает, что получил "Парама-Ади-Будда-тантру" посредством устного наставления от своего гуру Соньёмпы (bsod snyoms pa) [Newman, 1987(2), p. 97-98]. В жизнеописании представителя тибетской школы Сакьяпа Ешей Ринчена (ye shes rin chen, 1248-1294) говорится, что он «прекрасно знал "Калачакра-мула-тантру"» [Ko zhul..., 1992, с. 824].

Я предполагаю, что "Мула-тантра" учения Калачакра - сохранившееся в виде ряда фрагментов реально существовавшее сочинение. Основания данного предположения -наличие фрагментов, возводимых к этому сочинению, выявленное представление ряда из них в "Лагху-тантре" (см. ниже), а также сообщения о нем в индийских и тибетских текстах XI-XIV вв.13.

В учении Калачакра сюжеты о его проповеди и составлении "Мула-тантры" мифологизированы. Проповедником выступает Будда Шакьямуни, местом проповеди -внутреннее помещение ступы Шри Дханьякатака (предположительно в Восточной или Южной Индии)14, адресатами - царь Шамбалы15 Сучандра (главный проситель, составивший по возвращении в свою страну на основе этой проповеди "Мула-тантру") со своим окружением, а также сонм богов и иных существ нечеловеческой природы; временем - год Железо-дракон или Железо-змея16.

Какие датировки создания и утраты (как комплектного текста) "Мула-тантры" можно получить из имеющихся свидетельств? Появление в Индии учения Калачакра и его первых текстов традиционные источники датируют годом Прабхава (первый год

10 Один из основных кодификаторов тибетского буддийского канона, крупнейший тибетский специалист в области учения Калачакра.

11 Согласно традиционным источникам, первый, либо второй или третий индийский адепт учения Калачакра (см.: [Стрелков, 2013, с. 68-78]).

12 Один из крупнейших индийских махаянских учителей, имевший среди своих учителей и Наропаду.

13 Приведенные сообщение Атиши и данные о Ешей Ринчене следует рассматривать как исторические свидетельства.

14 О Шри Дханьякатаке см.: [Стрелков, 2010(2), с. 49-56].

15 В учении Калачакра - потаенная сакральная страна его первоначального распространения (после проповеди в Индии тем, кто был готов его тогда воспринять - группе шамбалинцев и существам нечеловеческой природы), из котор

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком