научная статья по теме «КОСМИЧЕСКИЙ» ГОЛОС ЮРИЯ ГАГАРИНА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВЫХ КОСМИЧЕСКИХ МАГНИТОФОНОВ «ЗВЕЗДА» И «МАЛЫШ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««КОСМИЧЕСКИЙ» ГОЛОС ЮРИЯ ГАГАРИНА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВЫХ КОСМИЧЕСКИХ МАГНИТОФОНОВ «ЗВЕЗДА» И «МАЛЫШ»»

Воспоминания

Н. В. ТУМАРКИН

«КОСМИЧЕСКИЙ» ГОЛОС ЮРИЯ ГАГАРИНА

История создания первых космических магнитофонов «Звезда» и «Малыш»

«С таким магнитофоном Гагарин летал в космос?!» - восторженно спрашивали меня в Киевском музее космонавтики у маленького стенда с 10 компактными звукозаписывающими устройствами. Да, без этой техники, созданной в киевском НИИ электромеханических приборов, без магнитофона «Звезда» мир не услышал бы знаменитое гагаринское «Поехали!» Я разрабатывал всю эту космическую звукозаписывающую технику: и приборы первого поколения для записи переговоров первого в мире космонавта Гагарина, и технику, предназначавшуюся для полета на Луну, и звукозаписывающую аппаратуру, летавшую на всех космических кораблях, вплоть до «Бурана». В Киеве меня полушутя называют «отцом гагаринского голоса».

История создания первого космического магнитофона «Звезда» имеет свою предысторию, которая причастна, среди прочего, к мифу о том, что Гагарин был не первым космонавтом, поскольку до его полета многие радиолюбители зафиксировали голосовую передачу из космоса.

«Космические» знаки судьбы

В молодости, будучи студентом, я запоем читал труды Академии имени Жуковского и института № 17 (фактически, «Телефункена», после войны перевезенного из Германии в Москву). Кроме того, я заядлый радиолюбитель. Все это пригодилось в работе над созданием первых «космических» магнитофонов. Впервые магнитофон я увидел в 1958 г. Тогда я работал в Особом конструкторском бюро («почтовый ящик 24», сейчас это киевское радиотехническое предприятие «Квант»). У нас создали отдел звукозаписи. Нам дали немецкий «минифон» и попросили сделать прибор поменьше. Немецкий магнитофон представлял собой железный ящик размером с две коробки папирос. Качество воспроизведения звука было невысокое. Писал он на проволоку примерно полчаса. Мы разработали и начали производить более качественную звукозаписывающую аппаратуру: первые в Советском Союзе «черные ящики» и аппаратуру по заказу Комитета государственной безопасности. Но вскоре наша жизнь круто изменилась, соприкоснувшись с большой межгосударственной политикой. К нам поступил особый заказ. Причем, это был не приказ, а просьба изготовить звукозаписывающий аппарат для совещания

© Н. В. Тумркин. ВИЕТ. 2014. № 1. С. 148-155..

глав правительств и государств, в котором должны были участвовать глава правительства СССР Н. С. Хрущев, президенты США Д. Эйзенхауэр и Франции Ш. де Голль и премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан. Аппаратура была нужна для записи разговоров, фиксации договоров и некоторых иных целей. После нескольких неудачных попыток сделать такую аппаратуру в Москве и Киеве обратились к нам. Я защищал диплом по полупроводникам, которые тогда только начали появляться. Учиться приходилось по единичным на тот момент в Киеве книгам и статьям. Когда стали искать специалистов в этой области, я оказался среди разработчиков заказанной звукозаписывающей аппаратуры. Задача предстояла непростая: сделать партию (пять штук) магнитофонов карманной величины для записи конфиденциальных переговоров, которые бы хорошо записывали (в том числе и телефонные разговоры) и при этом не шумели. В 1958 г. хороших аналогов мы не знали, но, тем не менее, сделали нужные аппараты быстро - всего за полтора месяца. Аппаратура оказалась высококлассной и на правительственном уровне было принято решение о создании на базе нашего отдела целого института. Так в 1959 г. в Киеве возник Институт электромеханических приборов, который быстро вырос в гигантский сверхсекретный институт-завод, за изделиями которого по разным каналам следили специалисты всего мира. Здесь создавались приборы, опережавшие подобные образцы многих передовых электронных держав. Мы работали на морской флот, авиацию и космос.

Космическая «Звезда» для Гагарина

В том же 1959 г., всего через два месяца после создания института, к нам обратились с просьбой сделать специальное звукозаписывающее устройство для космонавтов: магнитофон, который сможет работать на борту космической ракеты. Именно с просьбой. Из Москвы приехал доктор наук Юрий Сергеевич Быков и попросил сделать записывающий аппарат с высокой виброустойчивостью, миниатюрного размера, выдерживающий большие линейные перегрузки и сложные газовые среды. По словам Быкова, с этим заданием уже не справились три института. Поэтому нам не приказывали, а просто просили взяться за разработку такого устройства.

Звукозаписывающий аппарат для работы в космосе должен был выдерживать очень большие нагрузки - удары, вибрацию и линейные перегрузки, обычные аппараты не могут работать в таких условиях. На его создание были брошены все силы. Это было общее дело, новое, интересное. И с великим энтузиазмом мы сделали аппарат, который назвали «Звездой», всего за три месяца. Такие сроки немыслимы даже сейчас. Уже в первых космических полетах с собаками Белкой и Стрелкой аппарат был установлен на борту космического корабля для отработки каналов и системы связи. Качество связи было еще недостаточно хорошим, но сама система работала отлично: на Земле записывалась информация и сбрасывалась на аппарат в космосе и наоборот. Затем доработанная «Звезда» летала с манекеном, прозванным Иваном Ивановичем. Там качество уже было хорошим и радиолюбители слышали «голос из космоса». Так, после полета с манекеном пошли слухи, что до Гага-

рина в космос уже летал человек. Появилась версия, что первый покоритель Вселенной погиб. В действительности, весь шум поднялся из-за того, что на спутнике испытывалась «Звезда». Я анализировал все записи и могу профессионально утверждать, что первый «живой» голос, а не магнитофонная запись из космоса, принадлежит Юрию Гагарину. Так рождались и разбивались космические мифы. Сначала у нас, потому что мы были первыми, а потом и у американцев.

«Если американцы - завтра, то мы - сегодня»

Мы с нетерпением ждали первого полета с человеком. Помню, как из Москвы приехал Александр Шокин, министр радиоэлектронной промышленности СССР. Его замучили расспросами: когда же полетит человек? Шокин отвечал полушутя: «Если американцы полетят завтра, то мы - сегодня». А кто? «Не могу сказать. Кандидатура еще не определена, но есть человек, который выдерживает ускорение 15 §». 15 g - это перегрузка, при которой человек становится тяжелее в 15 раз. После 15g он перестает дышать, а соответственно, и разговаривать. К слову сказать, от нас требовали, чтобы аппарат выдерживал 30 g, а потом и 100 g. Мы удивлялись: ведь записывать уже будет некого. Но... на всякий случай.

Опережая время и передовые технически развитые страны

Помню, работу начал с того, что купил в аптеке... резиновую губку для изготовления простого вибростенда. Было понятно - летать магнитофону придется в непростых условиях. Схему аппарата целиком изготовили на полупроводниках. Тогда еще не существовало печатных плат. Но мы сразу решили, что паять схему на проволочках для космоса очень рискованно. Поэтому в текстолите специально профрезеровали канавки, покрыли медью, залили оловом, поставили заклепки. Это был прообраз ныне повсеместно признанного печатного монтажа (печатных плат). Первый космонавт должен был летать 90 минут. Аппарат в силу миниатюрности был рассчитан (по заказу) лишь на час непрерывной записи. Поэтому пришлось придумать как экономить записывающее время и найти техническое решение для того, чтобы магнитофон работал только десять секунд после окончания каждой фразы, а затем выключался. Для этого мы впервые применили автопуск. Японцы подобное изобретение запатентовали лишь через год. В этом магнитофоне также была применена автоматическая регулировка усиления, чтобы выравнивать уровни голоса и избавляться от шумов.

Кстати, поначалу мы думали, что в кабине космонавта будет космическая тишина. Но оказалось, что космические корабли очень шумные. Здесь работает много вентиляторов, аппаратура скрипит, воздух шумит, и все это негативно сказывается на работе микрофонов. Сложность была еще и в том, что поначалу из-за особой секретности нас не допускали на космический корабль. Поэтому мы не сразу учли некоторые существенные детали. К при-

меру, не предусмотрели, как управлять работой магнитофона в невесомости. А здесь обычные кнопки неприемлемы, так как они создают немалые проблемы космонавту. В невесомости человек, нажимающий на выключатель, улетает в противоположную сторону. Поэтому одним пальцем в космосе на кнопку нажимать нельзя. Была разработана специальная кнопка, сжимаемая с двух сторон. Еще больше проблем возникло из-за борьбы с вибрациями и перегрузками. Окончательно нам поставили условие: аппарат должен выдерживать перегрузки до 100 g (при этом вес космонавта приблизился бы к 10 т). Казалось бы, зачем рассчитывать приборы на такие огромные величины, если космонавт глохнет уже при 15 g? Однако из Москвы ответили, что есть разные люди и разные ситуации. Работайте! Оказалось, требование было поставлено не зря - при посадке на Землю случались сильные удары. Они были и при неудачных стыковках и расстыковках. Человек при этом сидит в кресле и как-то амортизирует. А на магнитофон обрушивается резкий удар. При этом клавиши, крышка, части прибора - все может сломаться. Можно лишь отдаленно представить себе, в каком состоянии находились первые космонавты и приборы, когда после взлета все вокруг начинало вибрировать и дрожать! Вибрация была, действительно, серьезной проблемой. Многие знают хрестоматийную историю о том, как когда-то в Петербурге рота солдат, шагавшая в ногу по Египетскому мосту, попала в резонанс с мостом и он разрушился. С тех пор было запрещено шагать по мостам строевым шагом. Нам тоже пришлось заняться специальными виброисследованиями. Аппарат проверили на вибростенде и установили, что на низких частотах (30-40 Гц) он не боится вибрации. Наиболее опасны частоты 200-300 Гц. Более высокочастотные вибрации опять не страшны. По итогам опытов были поставлены специально нагруженные амортизаторы и резонанс переведен на частоту порядка 30 Гц. Так удалось добиться, чтобы аппараты работали надежно.

Космической триумф и космические коррективы

12

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком