научная статья по теме КОСМОЛОГИЯ С ПОЗИЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЫТИИ КАК О ТОТАЛЬНОСТИ Философия

Текст научной статьи на тему «КОСМОЛОГИЯ С ПОЗИЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЫТИИ КАК О ТОТАЛЬНОСТИ»

Космология с позиции представлений о бытии как о тотальности

В.В. КИЗИМА

В статье уточняется современная модель трехкомпонентной структуры Вселенной через выделение четвертой составляющей на основе постнеклассического её рассмотрения как тотальности.

The article refines the modern model of three-component structure of the Universe by way of extraction the fourth component on the basis of post-nonclassical consideration of the Universe as unity of variety forms of its being.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: космология, бытие, метафизика тотальности, универсальная модель, тоталогенез, pg-переход, меон, амер, сизигия, онтико-онтологическая дуальность, причинно-кондициональная самодетерминация.

KEY WORDS: cosmology, being, metaphysics of totality, Universe model, totallogenesis, pg-transition, meon, amer, syzygy, ontico-ontological duality, causal and conditional self-determination.

Современная космология представляет собой пестрое зрелище, требующее упорядочения. Она порождает больше проблем и вопросов, чем решений и ответов. Теоретическая мысль зашла в тупик. Ни одна из теорий не имеет убедительного экспериментального подтверждения и даже потенциально ценные идеи вуалируются непродуктивным концептуальным фоном и не имеют условий для развития.

Причина теоретического хаоса кроется в отсутствии заслуживающего доверия единого смыслового базиса, движение мысли "снизу вверх" оказывается недостаточным и должно быть дополнено движением "сверху вниз" - от универсальной модели бытия, построенной на мировоззренческих представлениях, к Вселенной как одной из форм бытия. Физика и астрономия, раз они вторглись в область, где их компетенции недостаточно, должны быть согласованы с метафизикой, рассматривающей мир во всей его полноте. А. Эйнштейн в свое время подметил, что "логическая основа" физики "все больше и больше удаляется от данных опыта", в результате чего логическая система мышления физика выстраивается "лишь свободным вымыслом" [Эйнштейн 1965, 59].

Выход указал Н. Бор, который, по свидетельству В. Гейзенберга, отстаивал приоритет понимания смысла изучаемого явления перед попытками "скорее угадать правильные

© Кизима В.В., 2015

математические формулы с помощью заключений по аналогии, чем вывести их" [Гейзен-берг 1987, 50]. В то время речь шла о смыслах квантовой механики. Сегодня необходимы новые космологические смыслы. Они не могут появиться путем подгонки гипотез под техники вычислений или представлений о гипотетических полях. Идея мультиверсума А.Д. Линде неубедительна в своих образных сравнениях квантовых флуктуаций вакуума с "пеной". Не спасает и то, что произвол "свободного вымысла" ограничивается разного рода эмпирическими правилами запрета, поскольку, когда речь идет о Вселенной как целом, остается неясной природа самих этих правил. Недооценивается потенциал антроп-ного принципа Б. Картера. Допуская наряду с нашей Вселенной, породившей человека, другие, но "без свидетелей", где возможна иная физика, он прямо требует учета надфизи-ческих форм бытия и поворота к метафизическим вопросам.

Таким поворотом может быть обращение к потенциально продуктивным философским идеям, высказывавшимся в прошлом и проверенным временем, но оставшимся недооцененными. Сегодня для перехода от частичности в понимании бытия к его полноте важно возвратиться к рассмотрению его как единства многообразия, обладающего свойством внутренней согласованности - сизигийности. Идея бытия как единства многообразия впервые была сформулирована еще в Упанишадах в виде тезиса "многое есть одно". Тем самым была поставлена проблема: как возможно единство многообразия? С этого вопроса, как считали многие философы, и началась истинная метафизика. Несмотря на логическую противоречивость, понятие единства многообразия упорно сохранялось, а не отбрасывалось как логическая ошибка, хотя о неразрешимости заключенного в нем противоречия прямо говорили Аристотель, позже Николай Кузанский, а сегодня пишет С.С. Хоружий. С другой стороны Кант и Гегель именно с единством многообразия связывали понятие тотальности как полноты бытия и использовали его. Сегодня идея единства многообразия как центральная проблема метафизики рассматривается в работах Ю. Ха-бермаса и Ж. Лиотара. А процесс глобализации выдвинул вопрос о сочетании единства и многообразия в социуме в качестве коренной не только теоретической, а и практической проблемы. В этих условиях появление метафизики тотальности (МТ) и соответствующей модели бытия стало неизбежным.

Метафизика тотальности (тоталлогия) возникла на основе преодоления односторонности классической и неклассической форм научной рациональности [Кизима 2005], и указала универсальные понятия и принципы, которые "работают" в любой реальной ситуации [Кизима 2009]. Они позволяют рассматривать бытие как постоянно развертывающееся в себе, но сохраняющее себя единство многообразия, в котором не только отношения, а и их компоненты меняются вполне определенным образом [Кизима 2011; Кизима 2012]. Взгляд на Вселенную как на тотальность хотя и предполагает физическую эмпирику и теоретические обобщения, но далеко выходит за естественно-научные рамки. Новый подход максимально содержателен, поскольку каждый элемент многообразия несет информацию о его единстве с другими и тем ухватывает бытие голографическим образом. За словом "бытие" в этом случае предполагается модель, применимая к любой бытийной ситуации.

С идеей тотальности органически связано и идущее от гностиков представление о сизигии, понимаемой как взаимное соответствие элементов единства многообразия. Г. Лейбниц, рассматривая, почему Бог создал наш мир именно таким, а не другим, пришел к выводу, что в нем все совозможно друг другу, тогда как другие миры потому и не имеют места, что в них указанная совозможность отсутствует. Лейбниц применял этот критерий не только к физическим, а и к любым процессам. Он писал: ".. .не все возможные виды со-возможны во вселенной, как бы велика она ни была, и это относится не только к вещам, которые находятся вместе в одно и то же время, но также и ко всему следованию вещей, т.е. я полагаю, что имеются необходимым образом виды, которые никогда не существовали и не будут существовать, так как они несовместимы с тем следованием тварей, которое избрал Бог. <... > .природа не допускает пустоты в принятом ею порядке, но не всякая форма или вид годятся для любого порядка" [Лейбниц 1983, 309, 310]. Идею сизигии отстаивали и многие другие мыслители. Прокл говорил о принципе причастности все-

го всему: "Все становящееся единым, становится единым, в силу причастности единому" [Прокл 1993, 11]. Николай Кузанский рассматривал сизигию как сопричастность на примере соответствия друг другу органов человеческого тела как условия жизни человека в единстве разнообразия. К сизигии обращались и другие мыслители - В. Соловьев, К. Юнг, П. Флоренский, Н. Лосский. Учитывая этот опыт, можно допустить, что понятие сизигии несет фундаментальный смысл, который должен проявляться и может использоваться повсеместно, в том числе в качестве базового смысла космологии.

Представляется, что проблема совозможности (сизигии) сегодня может служить космологическим смыслом, уяснение которого способно объединить весь накопленный космологический материал и решить не только проблему мультиверсума, а и другие, не менее острые вопросы. В метафизике тотальности (МТ) на основе сизигийной идеи разработана универсальная модель бытия, применимая в том числе и к космологии. О ней речь пойдет ниже.

Понятия и принципы тоталлогии

Принцип онтико-онтологической дуальности. Данный принцип решает проблему единства многообразия. Он фиксирует, что любой объект, будучи в каждой конкретной ситуации неповторимым онтически, всегда является также и частью разных онтологических сред, а потому одновременно полионтологичен. Человек онтичен как член семьи, явно пребывая в кругу семьи, но в то же время неявно является частью города, где живет, страны, природы. При этом в каждой из онтологий он онтичен иначе: в семье как член семьи, в городе как житель города и т.д., и в этом смысле полионтичен. Тем самым МТ снимает трудность произвола "свободного вымысла" в науке, требуя в любых гипотезах учитывать онтико-онтологическую дуальность явлений. С этой точки зрения споры в начале ХХ в. по поводу корпускулярно-волновой двойственности микрочастиц касались лишь частного случая всеобщей онтико-онтологической дуальности. А учитывая полионтизм и полионтологизм любой ситуации, реальная картина является еще более сложной, но именно она наиболее близка к истинной полноте бытия. В общем случае, как уже отмечалось, не только человек находится в мире, а и весь мир находится в человеке, а утверждение единства многообразия мира в качестве фундаментального принципа имеет отношение не только к микро-, а и к макромиру, касается не только физики и космологии, а и всего сущностного многообразия мира.

Принцип монадно-парсической дуальности. Компоненты многообразия в МТ называются дискретами. Принцип онтико-онтологической дуальности, примененный к дискретам, позволяет утверждать, что любой дискрет тотальности имеет двоякую природу. Он выступает, во-первых, онтически как локальная относительно неделимая монада, во-вторых, будучи частью породившей его многоуровневой среды (его условий), является парсом (pars - часть). Одни свойства дискрета определяют его монадный характер, внешнее поведение в отношении к другим монадам в соответствии с традиционным принципом причинности. Другие (немонадные в наличной ситуации) имеют парсический характер, связанный с внутренней жизнью дискрета под влиянием его средового контекста. Таким образом, онтико-онтологическая дуальность любого дискрета имеет монадно-парси-ческую (mp) форму и, в таком случае, разрешается прежде неразрешимая проблема единства многообразия бытия, поскольку монадность явлений задает многообразие мира, а их парсичность - его единство, причем эти стороны не существуют одна без другой, но и не компенсируют друг друга. Дискрет как парс преодолевает свою монадную локальность и сливается со средой, выступает как част

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком