научная статья по теме КОЖАНАЯ ОБУВЬ ИЗ ПОГРЕБЕНИЙ МАРТИРЬЕВСКОЙ ПАПЕРТИ НОВГОРОДСКОГО СОФИЙСКОГО СОБОРА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КОЖАНАЯ ОБУВЬ ИЗ ПОГРЕБЕНИЙ МАРТИРЬЕВСКОЙ ПАПЕРТИ НОВГОРОДСКОГО СОФИЙСКОГО СОБОРА»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2012, № 1, с. 143-151

ПУБЛИКАЦИИ

КОЖАНАЯ ОБУВЬ ИЗ ПОГРЕБЕНИЙ МАРТИРЬЕВСКОЙ ПАПЕРТИ НОВГОРОДСКОГО СОФИЙСКОГО СОБОРА

© 2012 г. Д.О. Осипов

Музеи Московского Кремля (dmitriyosipov@mail.ru)

Ключевые слова: Мартирьевская паперть, Софийский собор Новгорода Великого, кожаная обувь, погребения, каменные саркофаги.

The article gives a description and attribution of the footwear found in 1999 in the course of architectural and archaeological investigations at Martirievskaya porch of St. Sophia cathedral in Novgorod. Seven stone sarcophagi yielded everyday and ritual footwear, which gives additional information on the topography of the pantheon. The most interesting find is that of leather boots with textile edging. Analysis of their design allows reconsidering the interpretation of the burial as that of Metropolotan Varlaam, who died in 1601.

На протяжении 700 лет Софийский собор Великого Новгорода использовался для погребения высших церковных иерархов, князей и членов княжеской семьи. Однако пребывание в соборном некрополе останков даже самых прославленных деятелей не сопровождалось их охранительным почитанием, что привело к утрате точных знаний о конкретных местах древних погребений. Сложившуюся ситуацию не проясняют скупые сообщения летописей и церковных синодиков, фиксировавших только факт захоронения, но не его конкретное место. В то же время интерес к проблеме идентификации погребений некрополя Новгородской Софии до сих пор вызывает многочисленные споры исследователей, начало которым положили описания и путеводители 10-х годов XX в. (Муравьев, 1909; Романцев, 1914).

Самая яркая работа в историографии этого вопроса - книга В. Л. Янина "Некрополь Новгородского Софийского собора" (1988), в которой исследование топографии софийского пантеона построено на анализе письменных источников, перекрестных сравнений разновременных показаний, а также на использовании данных археологических и архитектурных исследований.

Через 11 лет после выхода этой книги в южной галерее Софийского собора (Мартирьевской паперти) были организованы новые архитектурно-археологические исследования (рис. 1), в результате которых были вскрыты семь каменных гробниц, расположенных в южной ее части. Вл.В. Седову (1999), руководившему этими исследованиями, удалось получить богатейшую коллекцию вещевого материала, состоявшую из архиерейского обла-

чения и деталей светского костюма. Особую ценность представляет уникальный комплекс тканей с золотным шитьем (Седов, 2008. С. 64-89). Стратиграфическая характеристика погребений в сочетании с находками погребального инвентаря дали исследователю возможность пересмотреть принадлежность отдельных погребений и получить новые сведения о характере формирования некрополя на этом участке паперти.

Среди погребального инвентаря присутствовала и кожаная обувь, которая в силу ряда причин не была своевременно опубликована. В то же время благодаря проведенной консервации и реставрации удалось сохранить практически весь объем "археологической кожи", найденной при раскопках 1999 г1. С любезного разрешения Вл.В. Седова, предоставившего материалы своей коллекции, мне хотелось бы устранить это досадное упущение, тем более, что публикация этого интереснейшего материала до сих пор не утратила своей актуальности. Кроме того, атрибуция обуви может послужить дополнительным источником информации при идентификации погребений.

Первые археологические раскопки Мартирь-евской паперти были проведены в 1946-1948 гг. А.Л. Монгайтом, вскрывшим ряд каменных саркофагов, одну гробницу из плинфы, а также погребения в деревянных гробах (1947. С. 42-50). При описании облачения погребенного в каменном сар-

1 Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Д.И. Соловьева (1999а) за качественную консервацию, реставрацию и сборку обувных моделей из Мартирьевской паперти.

Рис. 1. План Мартирьевской паперти (до начала раскопок Вл.В. Седова).

кофаге ладьевидной формы2, которое связывалось с архиепископом Василием Каликой, умершим в 1352 г., А.Л. Монгайт, в частности, упоминает сафьяновую обувь алого цвета (1949. С. 99-104). Однако подробное описание, фотографии или рисунки кроя найденной А.Л. Монгайтом обуви не сохранились.

В 1955 г. архитектурно-археологические исследования в западной и восточной частях Мартирь-евского притвора были продолжены архитектурно-археологической экспедицией М.К. Каргера, обнаружившего еще 18 разновременных погребений (1955. С. 196-199).

В коллекции фонда "Археология" Новгородского государственного объединенного Музея-заповедника хранится пара беспаспортных туфель из раскопок Софийского собора (НГМ. № КП 7544, 7544а), предположительно переданных в музей экспедицией М.Н. Каргера. Она представляют собой одночастные туфли, скрепленные переметочным швом, проходящим по оси подошвы. Подобные туфли, хорошо известные по раскопкам в древнерусских городах, в том числе и в Новгороде Великом (Осипов, 2006. С. 80-85; Пежемский, 1998. С. 152), принадлежат к так называемой покойницкой обуви.

Ниже уровня поздних склепов ХУП-ХУШ вв. М.К. Каргер обнаружил восемь более ранних погребений (№ 1-8), от вскрытия которых, по рекомендации Отдела по делам культуры Новгородского областного исполкома, воздержался (1955).

При благоустройстве паперти, проведенной в 1999 г. по решению Совета при Софийском соборе, потребовалось архитектурно-археологическое доследование, в результате которого эти погребения3 были вскрыты. Сохранность найденной в них обуви различается, поскольку часть саркофагов была повреждена в результате земляных работ предшествующего периода. В непотревоженных захоронениях обувь сохранилась значительно лучше, что дало возможность убедительно реконструировать форму ее раскроя и сборки.

Погребение № 1 совершено в каменном саркофаге под известняковой плитой, лежащей параллельно северной плоскости южного пилона паперти на расстоянии 33 см от него. В.Л. Янин отождествляет его (по нумерации исследователя - № 20) с Ростиславом Храбрым, умершим в 1180 г. (1988. С. 119-134), в то время как Вл.В. Седов предполагает, что для такой интерпретации нет достаточного основания (2008. С. 86).

2 Погребение № 5 по А.Л. Монгайту.

3 Вл.В. Седовым сохранена нумерация погребений, данная М.К. Каргером.

В 1950-е годы саркофаг оказался расколотым, поэтому к 1999 г. от кожаной обуви сохранилось лишь четыре высохших фрагмента, один из которых определяется как часть верха. Сохранившийся фрагмент представляет собой часть носка туфли, согнутого мереей внутрь и прошитого переметочным швом, проходящим по оси подошвы. Такая конструкция верха в совокупности с тонкой (не более 0.8 мм) кожей с большой долей вероятности может быть атрибутирована как "покойницкая" обувь, аналогичная модели из погребения № 2, которое будет описано ниже.

В этой связи хотелось бы отметить, что все известные на сегодняшний день находки покойницких туфель, имеющих подробное описание и рисунки кроя, происходят из погребений, датирующихся не ранее конца ХУ в. (Осипов, 2006. С. 80-85). Плохая сохранность кожи делает ее атрибуцию гипотетичной, однако в таком случае нельзя исключить того, что в саркофаге в более позднее время могло быть совершено повторное захоронение.

Погребение № 2 - крайнее с севера - расположено в западной части паперти в ряду других захоронений. В каменном саркофаге было обнаружено погребение мужчины, облаченного в фелонь, украшенную греческими крестами (так называемые кресчатые ризы новгородских архиереев). В ногах костяка зафиксирована керамическая поливная слезница и остатки кожаной обуви (Седов, 2000. С. 28). По мнению Вл.В. Седова, данное погребение, совершенное во второй половине XVI в., с большой долей вероятности можно идентифицировать с упоминаемым в источниках митрополитом (до 1589 г. - архиепископом) Александром, умершим в 1591 г. (2000. С. 110).

Найденные в саркофаге туфли представлены классическим образцом погребальной обуви, изготовленной из кожи молодой особи крупного рогатого скота (теленка). От бытовых моделей покойницкие туфли отличаются тонкой кожей, характерным швом "на живую нитку" и отсутствием каких-либо креплений на ноге. Сакральный смысл погребального обряда подразумевал определенную последовательность действий, начинавшихся с того, что покойнику закрывали глаза в соответствии с представлением о слепоте умерших (Карский, 1916. С. 301). Покойницкая обувь, абсолютно не приспособленная для повседневного ношения, также должна была демонстрировать зеркальное отношение реального мира к потустороннему (Осипов, 2006. С. 84). Естественно, что следы износа на подошве туфель, найденных в погребении № 2, отсутствуют. Цельнокроеная обувь скреплена переметочным швом, проходящим по оси подошвы (рис. 2).

Рис. 2. Туфли из погребения № 2.

В Новгороде аналогичные туфли были обнаружены в комплексах погребений (перезахоронения) с кладбища у ц. Василия Парийского, также имеющих позднюю дату (Пежемский, 1998. С. 152).

Погребение № 2а находится под кирпичной подкладкой погребения 2. Оно было совершено не в каменном саркофаге, а в деревянной колоде и может датироваться в пределах ХГГ-ХГУ вв. (Седов, 2000. С. 110). Погребение сохранилось плохо: единственный маловыразительный фрагмент кожи найден у правого тазобедренного сустава (Седов, 2000. С. 36). Следы шовных отверстий отсутствуют. Линию обреза сохранил лишь один край детали, остальные оборваны. Со стороны мереи проделаны два параллельных несквозных надреза. По форме кроя найденный обрывок более всего напоминает внутреннюю деталь сапожного задника так называемой полужесткой конструкции4. Возможно, сапог был изготовлен из ткани. Принадлежность обрывка к покойницкой обуви следует исключить.

Погребение № 3, расположенное в западной части паперти к югу от погребения 2, также принадлежит священнослужителю, на что указывает найденное облачение: саккос и желтое шелковое покрывало. Ноги погребенного были обуты в кожаные сапоги, отороченные зеленой тканью по верхнему краю голенища. Вл.В. Седов считает, что саркофаг был вторично использован, и отождествляет погребенного в нем с митрополитом Варлаамом, у

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком