научная статья по теме КРАСКА В НАСКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ОКУНЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КРАСКА В НАСКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ОКУНЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 3, с. 79-88

КРАСКА В НАСКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ОКУНЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ

© 2014 г. Ю.Н. Есин*, Ж. Магай**, Э. Руссельер***, Ф. Вальтер***

*Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Абакан (esin2006@yandex.ru) **Музей доисторической антропологии Княжества Монако, Монако ***Лаборатория молекулярной и структуральной археологии (UMR 8220) Университета Пьера и Марии Кюри, Париж

Ключевые слова: Центральная Азия, Минусинская котловина, эпоха бронзы, окуневская культура, каракольская культура, наскальное искусство, краска.

The article is devoted to the use of paint in the rock art of the Okunev culture of the Minusinsk basin at the Northern-Eastern outskirt of the Central Asia in the second half of the 3rd - the beginning of the 2nd millennium BC. A new classification of painting has been developed which taking into consideration the technological role of paint in creating a visual image (individual or supportive role) and its color (monochromatic, red or black, or dichromatic). The dichromatic compositions, existence of which in the Okunev culture was unknown earlier, have been studied and reconstructed for the first time. It has been discovered as a result of laboratory research of paint tests that the main pigment of red color was hematite (three tests) and one sample contained a large amount of ochre. In all samples the pigment was mixed with grains of crystal. The black color (two tests) consists of charcoal (which in prospective gives an opportunity to date straightly the monuments of the Okunev rock art, and also the studying of the used wood species), and its laying probably was being made by rubbing. Using black and red colors in the Okunev culture rock art and the presence of dichromatic images have the closest analogues in the Karakol culture art of Altay. The similarity can also be seen in the style, especially with Early Okunev culture images. This similarity is of such a level that two variants of one picture tradition can be discussed.

На территории Центральной Азии памятники наскального искусства - один из важнейших типов археологических источников. В абсолютном большинстве случаев изображения здесь нанесены выбивкой, вырезаны или прошлифованы на скалах и стелах. Значительно более редко и малоизучено использование краски. Данная статья посвящена использованию краски в одной из ключевых изобразительных традиций этого региона - окуневс-ком искусстве второй половины III - начала II тыс. до н.э. Окуневское искусство связано с одноименной археологической культурой и локализовано в южной части бассейна р. Енисей, в границах Минусинской котловины между хребтами Западного, Восточного Саяна и Кузнецкого Алатау. К этому времени здесь относятся более 40 памятников на скалах и около 500 каменных стел, плит, скульптурных изображений с образами антропоморфных персонажей, различных животных, ритуальных атрибутов и др. (Леонтьев и др., 2006; Есин, 2010б).

В окуневском наскальном искусстве известны как отдельные изображения, так и целые компо-

зиции, выполненные краской. Вместе с тем время, прошедшее с момента создания этих росписей, негативно повлияло на их сохранность. Порой визуально в обычных условиях на поверхности камня потерявшая яркость краска почти незаметна, и требуется опыт, чтобы обнаружить ее следы. Неслучайно до середины XX в. в литературе нет сведений о присутствии краски на стелах, связанных с окуневской культурой. Ситуация изменилась лишь после обнаружения ряда стел в курганах окуневс-кой культуры, где пигмент сохранился лучше (Лип-ский, 1961. С. 274; Вадецкая, 1965. С. 3; 1980. С. 55, 59). При этом факты существования хронологически близких росписей красной краской на скалах Минусинской котловины стали известны раньше: первые зарисовки вводятся в научный оборот уже в середине XIX в. (Корнилов, 1854. С. 635).

Нанесенных краской изображений окуневской культуры на сегодняшний день значительно меньше, чем выполненных в иной технике. Однако, возможно, такая ситуация - лишь следствие их большей уязвимости по отношению к различным внешним

факторам. Сохранность нанесенного краской изображения напрямую определяется его защищенностью от воздействия воды и ветра. На скалах лучшей сохранностью обладают росписи, защищенные от атмосферных явлений отрицательным наклоном скальной плоскости или навесом, а среди стел и плит - найденные в курганах, т.е. защищенные слоем земли и камней. Иногда консервации краски способствует образующаяся на камне корочка кальцитовых отложений, но она же затрудняет ее обнаружение. Кроме того, сохранность красочных изображений, видимо, зависит также от свойств самой краски и характера каменной поверхности. Например, одни изображения, даже находившиеся в погребениях, расплываются пятнами, теряют четкий контур, а другие, несмотря на то что находились под открытым небом, сохраняются лучше.

В сложных случаях для того, чтобы зафиксировать наличие краски на камне, может быть использована фотосъемка в лучах синего света (Есин, 2010б. С. 109). Также изучению нанесенных краской изображений может помочь использование естественного или искусственного увлажнения камня, делающее рисунок ярче и контрастнее (Есин, 2012. С. 69). Схожий с увлажнением эффект позволяет получить более безопасная для сохранности памятника фильтрация красного цвета на цифровой фотографии, доступная во многих графических редакторах (Миклашевич, Солодейников, 2013).

Несмотря на широкое применение краски, специальные исследования, посвященные ее составу и способам использования в окуневском наскальном искусстве, ранее не проводились. Как правило, в публикациях упоминался лишь сам факт наличия краски на изучавшемся памятнике и ее цвет. Только Н.В. Леонтьев (Леонтьев и др., 2006. С. 14) и Е.А. Миклашевич (2003-2004. С. 22, 23) предпринимали краткие обобщения. Цель данной статьи -восполнение имеющегося пробела.

Цвета пигментов и варианты их использования. К настоящему времени надежно зафиксировано использование в окуневском наскальном искусстве краски двух цветов: красного и черного. Наиболее распространена красная краска, оттенки которой на разных памятниках могут варьироваться. Черная краска встречается редко и пока зафиксирована только на стелах, плитах и черепах из погребений. Она менее стойкая, чем красная, хуже сцепляется с камнем, и после извлечения плиты из земли и высыхания ее остатки могут быстро осыпаться и выветриваться. Для выявления следов этой краски требуется особое внимание в ходе полевых работ. В литературе имеется упоминание о возможном наличии белой краски на одной из плит могильника

Верхний Аскиз I (курган 1, мог. 8) (Ковалев, 1997. С. 87). Однако проверить это предположение в ходе повторного обследования плит, проведенного спустя более 15 лет после раскопок, не удалось - пигмент не был обнаружен. Вещество белого цвета имеется на поверхности скалы по бокам выбитого лика (и отчасти на нем самом) на южном склоне горы Тепсей. По своей структуре этот лик сопоставим с раннеокуневскими (Есин, 2010а. С. 69). Но это, очевидно, не искусственно нанесенная краска, а естественные кальцитовые отложения, образовавшиеся на поверхности красновато-коричневого песчаника в результате стекания воды с расположенного выше склона горы. При этом, однако, нельзя исключать, что наличие здесь белого натека могло быть одной из причин выбора данного места для создания антропоморфного образа (Есин, 2010б. С. 112).

С точки зрения используемых цветов все известные в настоящее время в окуневском наскальном искусстве росписи можно разделить на две группы: монохромные и бихромные. В свою очередь монохромные росписи тоже представлены двумя вариантами: красная краска того или иного оттенка; черная краска.

Однако порой помимо цвета у этих изображений имеются также иные существенные признаки технологического характера, поскольку часто фиксируется взаимосвязь росписи с другими приемами нанесения рисунков. Поэтому еще один критерий для классификации, который обязательно должен учитываться, - самостоятельная или несамостоятельная роль росписи в создании изображения. С этой точки зрения по материалам наскального искусства эпохи бронзы Центральной Азии можно выделить три варианта росписей.

Самостоятельные - когда краска играет полностью самодостаточную роль на изобразительной поверхности (такие изображения можно назвать нарисованными). К этому же варианту относятся те случаи, когда нанесению краски предшествовало создание эскиза будущего рисунка при помощи резных линий, имевших лишь вспомогательное значение (например, две фигуры из погребения каракольской культуры в с. Беш-Озек, Республика Алтай (Кубарев, 2009. С. 26. Рис. 121, 6)).

Несамостоятельные - когда краска наносилась поверх предварительно выбитого, прошлифованного или вырезанного изображения на какой-либо поверхности или даже покрывала все изделие (такие изображения можно назвать раскрашенными). В отличие от первого варианта краска здесь наносилась на уже созданное изображение или какой-то его элемент, поэтому с технологической точки зре-

ния играла роль дополнительного средства усиления выразительности образа. При этом, как и в первом варианте, цвет краски может быть различным. Например, среди силуэтно выбитых и прошлифованных антропоморфных фигур эпохи бронзы с памятника Кандзянь Шимэньцзы (уезд Хутуби, Синьцзян) имеются как полностью раскрашенные красной краской, так и сочетающие раскраску тела в красный цвет с раскраской лица или всей головы в белый (Баишег, 2012. Р. 135).

Комбинированные с другими приемами нанесения изображений, когда одни элементы образа выполнены краской, а другие - в иной технике, и разные технические приемы, фактически, равноправны. Иначе говоря, нанесение краски играет самостоятельную роль, но уже не для всего изображения, как в первом варианте, а лишь для отдельных его элементов. Пример такого варианта - рисунки на некоторых плитах могильника Каракол в Республике Алтай, у которых черные и красные элементы нанесены краской, а белые - выскабливанием поверхности камня, причем выс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком