научная статья по теме «КРАСНАЯ ДЕВИЦА В ЗЕРКАЛО ГЛЯДИТСЯ» Языкознание

Текст научной статьи на тему ««КРАСНАЯ ДЕВИЦА В ЗЕРКАЛО ГЛЯДИТСЯ»»

«Красная девица в зеркало глядится»

© Т.С. ШАДРИНА, кандидат филологических наук

В статье рассматриваются свойственные народной культуре представления о внешности и поведении девушки, содержащиеся в вопросной части загадок.

Ключевые слова: загадка, образ девушки, символика пространственных представлений, брачная символика.

В русском фольклоре существует целый комплекс загадок, вопросная часть которых описывает образ девушки, ее жизнь и традиционные занятия до замужества.

Помимо наименования девица распространены также девушка, девка, дева, барышня. Встречаются тексты, содержащие имена собственные. Интересно, что в традиционной культуре переход в иной возраст в большинстве регионов России сопровождался изменением в личном имени: в подростковом возрасте использовались формы типа Машка, к рубежу совершеннолетия - Машуха, и только после совершеннолетия девушка получала право называться полным именем - Марья [1. С. 39-40].

Фольклорный текст можно определить как сложным образом закодированное сообщение, для понимания которого необходимо перейти «от непосредственного прочтения текстов в мир смыслов, который предполагает знание фольклорной картины мира, его законов и существенных свойств его семантической структуры» [2].

Важнейшим женским качеством является красота, причем ее понимание меняется в зависимости от возраста. Загадки часто подчеркивают внешнюю привлекательность: «Девка красивая, барин кучерявый. -

Огонь» [3]. Если в песнях и былинах присутствует довольно детальное описание внешнего облика девушки, то в загадках представлены лишь отдельные его элементы: «круглолица, белолица, во все зеркала глядится» (№ 96), «дева, как береза бела» (№ 2585).

Идеалом красоты считались здоровье и физическая сила: «Стоит Матрёна здорова, ядрёна... - Печь» (№ 3332). Традиция предъявляла к девушке как к работнице и будущей матери требование быть «тельной», то есть обладать дородностью фигуры: «Маланья толста, сухой Матвей привязался к ней - не отвяжется. - Ступа и пест» (№ 2820). Пытаясь привлечь внимание потенциальных женихов, девушки часто «надевали несколько рубашек, сарафанов, чулок, чтобы казаться толще (наряду с демонстрацией богатства и собственного рукоделия)» [1. С. 96]. Отражение этого обычая находим, например, в загадках о курице: «У нашей Параши сорок рубашек, / Вышла на улицу, ветер подул, и спина гола» (№ 955).

В понятие девичьей красоты включался также наряд девушки, который она демонстрировала во время праздничных гуляний и за изготовлением которого проводила значительную часть своего времени: «Сидит девица в темной темнице, / Ткань созидает, узор вышивает. - Пчела» (№ 662). Важная роль отводилась и украшениям, о которых загадка говорит, что они «девок красят, молодцев дразнят» (№ 4129).

Девочка-подросток пренебрежительно относится к своему внешнему виду: «Сальная Марфушка по подлавочью валяется. - Блинный помаз» (№ 4264). Но девушка заботилась о том, как она выглядит: «Красная девица в зеркало глядится. - Небо и солнце» (№ 153).

Для понимания смысла многих загадок важным является упоминание о волосах. Это обусловлено тем, что в народных представлениях волосы - средоточие жизненной силы человека. Почти повсеместно на Руси замужние женщины заплетали две косы, укладывали их вокруг головы, а затем обязательно надевали различного вида головные уборы, полностью закрывавшие волосы. Девушки же заплетали одну косу и использовали головной убор в форме венка или обруча, открывавших волосы сверху. Девичья коса воспринималась крестьянами как символ красоты и невинности: «Выходила красная девица, / Русая косица. -Мышь, петух и кот» [4. С. 192].

Лишь в особых случаях русские девушки носили волосы распущенными. Чаще всего это было связано с определенными обрядами: к примеру, «девица распускает волосы во время свадьбы, причащения, в случае траура, с распущенными волосами ее хоронят» [5]. В загадке про перевозимые к овину снопы («Скрипит скрипица, / Везет девицу, спустя косицы.») существительное косицы, стоящее в форме множественного числа, обозначает не косы, а волосы [6. Вып. 15. С. 52]; спустить в говорах - распустить [Там же. Вып. 40. С. 285]. Распу-

щенные волосы в данном контексте символизируют смерть сжатых колосьев.

Распущенные и растрепанные волосы считались характерным признаком женских персонажей нечистой силы: русалок, вил, самовил, ведьм, чумы и др. [4]. В загадках про помело «Вышла девица под одной фати-цей, / Волосы растрепала и всё золото похватала» (№ 3449) и «Кривой конь лезет в огонь, / За ним Федосья - растрепаны волосья» (№ 3451) девушка с растрепанными волосами контактирует с золотом, которое в символическом языке народной культуры относится к «тому свету», поэтому является признаком и атрибутом нечистой силы [7. С. 354-355], а также с конем, кривизна которого - тоже знак причастности к миру нечистой силы [Там же. С. 674]. Естественно, что подобные девушки резко осуждались обществом: «Сидит Федосья - растрепаны волосья, / Кто мимо ее идет, тот ее дерганет. - Горох» (№ 2448)).

В загадке «Красная девица росла в темнице, / Люди в руки брали, косы срывали. - Лук» (№ 2567), вероятно, нашел отражение обряд насильственного отрезания кос (волос) у девушки как «знак бесчестия и поругания» за утрату невинности [7. С. 618].

Традиционно женским признавалось пространство дома, а мужским -пространство внешнего мира. Символическое разделение пространства влекло за собой и распределение трудовых функций: женским считался домашний труд, мужским - освоение чужого пространства (охота, рыболовство, отхожие промыслы и т. п.).

Хотя в реальной действительности девушки работали также вне дома и его ближайших окрестностей (на жатве, на сенокосе и т. д.), однако загадки называют лишь те работы, которые они выполняли дома или во дворе. Основные виды обязанностей девушки в доме: прядение («...у каждой девицы по семь веретён...»), ткачество и вышивание («...камку тчет и узором шьет.»), вязание («.вяжут чулочки.»), помощь в организации трапезы («.ставим яства сахарные, / людям на потребу, Богу в угоду»). Среди занятий во дворе отмечается уход за скотом и работа в огороде: «Девка коровку доит.» (№ 81); «Марья мохната овец загоняла» (№ 3437); «Стоит девица на грядке.» (№ 2499).

Изображаемая в загадках девушка статична, пассивна: обычно она сидит или стоит. Девичье пространство «стационарно». Когда девушка покидает его, она подвергает себя различного рода неприятностям и опасностям. Это может быть, к примеру, потеря ценных для нее вещей, как в загадке о звездах: «Шла девица из Питера, несла кувшин бисера, / Она его рассыпала, никто не соберет.» (№ 45). В многочисленных вариантах загадки о росе красная девица потеряла ключи, когда «по воду ходила», «по полю гуляла», «под лесом скакала», «по миру (по свету) ходила» и т. д. [8. С. 240]. К тому же все эти тексты подчеркивают активность девушки: она ходит, гуляет и даже скачет.

Загадка о скрипе ведер «Девушка в овражке пищит, верещит: / Кто-то девушке ноженьку перешиб» (№ 3866) тоже рисует картину расплаты за то, что девушка покинула свое пространство: она оказывается в овраге - традиционном месте обитания чертей, кто-то (по всей видимости, черт, называть которого запрещалось) калечит ее. В народной культуре любое нарушение своей телесности (потеря руки, ноги, глаза, хромота и т. п.) было чревато отказом признать того же человека в «новом» теле; его подозревали в связи с нечистой силой [9].

Чем дальше удаляется девушка от своего пространства, тем более вредоносным оказывается воздействие на нее чуждых человеку сил вплоть до приобретения ею черт или атрибутов, свойственных нечистой силе: «За полем полянским, за лесом лесянским кричит Катерина голосом шатанским (шайтанским. - Т.Ш.). - Поезд» [10].

Особенно строгими были требования к неукоснительному соблюдению традиционных установок в переломные моменты в жизни девушки. Загадка «Сидит девица под полом и под павлиньим пером. - Мышь или крыса» (№ 1214) достоверно характеризует образ жизни просватанной девушки. Поясним, что маркером изменившегося статуса девушки в данном тексте является образ павлиньего пера. Записанная в Курской области загадка несет на себе следы украинского влияния: девичьим головным убором там были венки из цветов, а просватанные девушки дополнительно украшали их павлиньими перьями [11].

Жизненное пространство просватанной девушки резко сужается, вводятся ограничения на ее передвижение. Не случайно период сватовства на Русском Севере носит название «сидеть в невестах». Невеста не ходит даже в церковь, она «обезножела» [12. С. 62], может передвигаться лишь в сопровождении подруг, и то лишь только для того, чтобы пригласить родственников на свадьбу. Девушка прощается с «белым светом», с подругами, с односельчанами. Подпол - это символ сильно уменьшившегося локуса, а также антитеза «белому свету». Кроме того, расположение просватанной девушки в подполе подчеркивает ее изменившиеся глубинные «природные» характеристики; «она как бы лишается основных качеств живого человека: способности самостоятельно передвигаться, что-то делать, видеть, (...) говорить» [Там же. С. 65].

Безнаказанно покинуть свое место девушка могла лишь в том случае, если отправлялась на праздничные гулянья, которые обычно проводились недалеко от деревни: на поляне, на горке: «Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами. - Овес» (№ 2086).

Чтобы стать желанной для потенциальных женихов и их родителей, девушке необходимо было обладать определенным набором качеств. Неоспоримым достоинством считалось трудолюбие. Искусство рукодельницы подчеркивают загадки о пчеле: девушка вяжет «без ниток, без спицы» (№ 660), узор вышивает «без шелков, без напалок, без

тонких иголок» (№ 662) и т. п. Приучать дочь к труду и передавать ей свое мастерство обязана была мать. В загадке «Послала меня мать воя воевать. Потуканы, поворчаны, в руки - по сисюльке. - Доить корову» [13. С. 145] называются некоторые методы воздействия на нерадивую дочь: потуканы - производное от потукать, то есть попугать криками [6. Вып. 30. С. 314], поворчаны - от ворчать.

Лишь един

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком