научная статья по теме КРАВЧЕНКО С.А. СОЦИОЛОГИЯ В 2-Х ТТ. Т. 1. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. УЧЕБНИК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА. М.: ЮРАЙТ, 2014. 584 С.; Т. 2. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. М.: ЮРАЙТ, 2014. 636 С Социология

Текст научной статьи на тему «КРАВЧЕНКО С.А. СОЦИОЛОГИЯ В 2-Х ТТ. Т. 1. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. УЧЕБНИК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА. М.: ЮРАЙТ, 2014. 584 С.; Т. 2. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. М.: ЮРАЙТ, 2014. 636 С»

© 2015 г.

Кравченко С.А. СОЦИОЛОГИЯ в 2-х тт. Т. 1. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. 584 с.; Т. 2. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. М.: Юрайт, 2014. 636 с.

Новый учебник С.А. Кравченко представляет развитие теоретической социологии не как становление многочисленных и разнообразных подходов, конкурирующих и полемизирующих друг с другом, а как целостный исторический процесс, включающий несколько этапов. Это первая его особенность.

Выявление логики развития социологического знания как основной предмет ме-тасоциологии поднимается автором уже давно. Он считает, что его политеоретический и полипарадигмальный характер, саморефлексия новейших теорий, вплоть до критического пересмотра базовых принципов этого знания ставят вопрос о создании единой логики. В эпоху постмодерна, когда "большие нарративы" с их "генералом" считаются ушедшими в прошлое, сама возможность метасоциологии может быть подвергнута сомнению.

Кравченко удалось найти не метанарратив, а логический принцип, объясняющий принципиальное разнообразие и несводимость теорий в условиях глубинного эпистемологического единства социологического знания. Этим принципом является "то, насколько теоретико-методологический инструментарий нацелен и способен анализировать усложняющуюся социокультурную динамику общества, исходя из постулата стрелы времени, обоснованного лауреатом Нобелевской премии И. Пригожиным, о саморазвитии материи и, соответственно, ускоряющемся развитии человеческих обществ" (т. 1, с. 40-41).

Автор считает, что усложняющаяся социальная реальность, являющаяся объектом социологии, постоянно создает вызовы для критического научного мышления, а множественность социологического знания является ответом на эти вызовы. Выделяемые пять периодов социологических теорий, представляют собой метапарадигмы, объединенные сходством познавательных ориентаций, гносеологических предпосылок анализа, методологического инструментария. Смена этих периодов определяется вызовами социального развития, потребностями их осмысления. Здесь явно оказывается недостаточен эвристический потенциал существующего знания. По сути, возникновение новой метапарадигмы социологического теоретизирования определяется преодолением очередного порога динамической сложности, и тогда новый теоретико-методологический инструментарий создается для анализа произошедших изменений.

Автор показывает относительность границ между этими периодами, поскольку в классических теориях не только можно, но и нужно находить методологические и эвристические возможности для понимания современных процессов. Он убедительно демонстрирует эвристический потенциал классики в кейс-стади, сопровождающих большинство глав.

Кравченко уделяет большое внимание новейшим тенденциям в развитии социологического знания, обусловленным возрастанием сложности в условиях глобализации, становления общества постмодерна, развития гиперреальности, самоорганизации и рефлексивности социальных акторов и социальных структур. В новых условиях оказывается востребованным принципиально новое социологическое воображение (т. 2, с. 365), предполагающее как качественно новый синтез подходов и методологий разных отраслей знания, так и качественно новое видение человека и социальных реалий. Анализируя существующие формы социологического воображения, автор предлагает собственную концепцию нелинейно-гуманистического воображения, включающей исследования ускоряющейся социокультурной динамики и глоболокальной сложности, учет различий путей модернизации, концепцию сетевого человеческого капитала (т. 2, с. 368-370). Таким образом, в учебнике представлен новый подход к методологии социологического воображения, ориентирующий на преодоление научной схоластики, создание собственных оригинальных методологий и методологический интегрализм, среди которых, на наш взгляд, особое место занимает способность удивляться, видеть новое в возможностях критического переосмысления привычного и стабильного (т. 1, с. 52-64).

Ориентация на развитие социологического воображения является стержнем его подхода к методике преподавания. Это еще одна особенность учебника. Глав-

ная цель - сформировать у обучающихся не только запас теоретических знаний, но и практические навыки их применения для анализа современных социальных, культурных, коммуникативных процессов, научить видеть, что скрыто, видеть функциональную и содержательную сложность и амбивалентность социальной жизни. Для ее достижения используются многообразные приемы, в том числе демонстрируются порой неожиданные, инновационные формы социологического воображения, например, феминистское социологическое воображение Х. Мартино и ее последовательниц, отражающее специфическое женское видение социальных реалий.

Любопытно размещение в первом томе параграфа, посвященного феминистским теориям, включение которого автор считает весьма важным. Его аргументация проста: "Доказано, - пишет он, - что у женщин иной взгляд на окружающий мир, зачастую отличный от мужского. Он обязательно должен быть представлен" (т. 1, с. 5).

Собственное социологическое воображение Кравченко представлено отдельной главой, посвященной его концепции играизации общества как формирующейся парадигмы, позволяющей анализировать неопределенности и риски современного общества. Её суть, по определению автора, состоит в формировании нового типа рациональности, характерного для действий в условиях неопределенности и институциональных рисков, конструировании и поддержании виртуальной реальности неравновесного типа (т. 2, с. 582). Играизация социальных практик объясняется автором как порождение особого рискогенного стиля жизни, востребующего новые нормативные регуляторы посредством саморефлексии "риск-опыт", которые дают акторам возможности действовать в условиях увеличения неопределенностей и возрастания динамики социальной жизни. Таким образом, Кравченко рассматривает играизацию как практики инновационной адаптации к нелинейному развитию социума, структурной и функциональной неопределенности прерывистости, парадоксам сочетания явного и латентного. Фактически, она представляет собой самоорганизацию и самотворение социальных акторов посредством действий "на удачу", в духе "шанса" и "выигрыша" при отсутствии четко предзаданных алгоритмов и институциональных ориентиров.

В качестве инновационной методологии играизация автором справедливо рассматривается в ряду парадигмальных поворотов в социологии, происходящих на рубеже XX-XXI вв. и сопряженных с глубокими качественными изменениями гносеологических оснований социологического знания. Анализ ресурсного поворота, сложности и мобильности (Дж. Урри), рискологического поворота (У. Бек), культурального (Дж. Александер) является несомненной инновацией нового учебника.

Следует отметить другие инновации рецензируемого учебника. В первую очередь, тематическое расширение и концептуальное углубление раздела о развитии социологии в России. Здесь раскрывается широкий интеллектуальный контекст российской социологии в XlX в., включая наследие таких значимых российских социальных мыслителей, как Н.Я. Данилевский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и других. Включение этих материалов представляется весьма существенным усовершенствованием подачи ис-торико-социологической проблематики по сравнению с предыдущими учебниками, поскольку российская социология, как и любая другая, развивается на почве уникальной национальной культуры и интеллектуальной традиции, оказывающей определяющее влияние и на проблематику, и на сам характер социологического теоретизирования. Как М. Вебер мог сформироваться только на почве немецкой интеллектуальной традиции второй половины XlX в., а Т. Парсонс - только в контексте американской социологии первой половины ХХ в., так и П.А. Сорокин с его интегральной социологией сформировался на почве культуры дореволюционной России, хотя и написал основные свои труды в эмиграции. Обращение автора к социально-культурному контексту развития социологии, а также к ее внутринаучным факторам развития заслуживает безусловной поддержки.

С.А. Кравченко подчеркивает практическую направленность учебника, ориентацию на формирование у студентов навыков применения теоретических знаний для анализа усложняющейся социальной жизни. Представляется, что именно глубокий анализ социологической теории, раскрытие ее многообразных познавательных возможностей создает надежную основу для получения практически применимых социологических знаний. Вывод один: новый двухтомный учебник - весомый вклад в развитие отечественного социологического образования и социологической теории.

А.В. ДМИТРИЕВ, член-корреспондент РАН (ИС РАН)

(E-mail: mig@isras.ru)

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком