научная статья по теме КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС, СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ТЕРРИТОРИЯ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС, СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ТЕРРИТОРИЯ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2013 • № 4

МЕТОДОЛОГИЯ

Н.Ю. ЗАМЯТИНА

Креативный класс, символический капитал и территория

В основе теории креативного класса Р. Флориды лежат "три Т" - талант, терпимость и технологии. Однако от творчества до креативной экономики - целая пропасть, зияющий разрыв в социальных структурах, определяющих в каждом конкретном месте свое соотношение креативного класса и символического капитала. В статье показано, что только там, где символическая власть в обществе принадлежит креативному классу, наблюдается эффект "креативной экономики".

Ключевые слова: креативная экономика, символическая власть, символический капитал, территория, пространственный поворот, организация пространства, региональное сообщество.

At the heart of the theory of a creative class of R. Florida "three T" lie - talent, tolerance and technologies. However from creativity to creative economy their is a whole abyss, a gaping gap in the social structures defining in each concrete place the ratio of a creative class and the symbolical capital. In article it is shown that only where the symbolical power in society belongs to a creative class, the effect of "creative economy" is observed.

Keywords: creative economy, symbolical power, symbolical capital, territory, spatial turn, space organization, regional community.

Креативность - модная тема в современных социологии, экономике, социальной географии, маркетинге территорий и других научных и практических сферах. В большинстве случаев креативность рассматривается в контексте творчества и благоприятствующих ему условий. Отсюда, в частности, основные показатели креативности городов и стран, предложенные Р. Флоридой [Florida, 2007] и используемые в отечественных попытках "отыскать" потенциальные креативные "силиконовые долины" в других местах [Пилясов, Колесникова, 2008]. В основе их лежат знаменитые "три Т" - талант, терпимость и технологии. Разумеется, талант и терпимость - практически неизменные спутники истинного творчества, а хорошие технологии - нередкий его результат. Однако от творчества до креативной экономики - целая пропасть, зияющий разрыв в социальных структурах, определяющих в каждом конкретном месте свое соотношение креативного класса и символического капитала.

Только там, где символическая власть в обществе принадлежит креативному классу, наблюдается описанный Флоридой эффект "креативной экономики". Там, где

Замятина Надежда Юрьевна - кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник географического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник Центра гуманитарных исследований пространства Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.

символическая роль принадлежит другим социальным группам - сколь бы многочисленна, талантлива и разнообразна ни была творческая "прослойка" социума - общество не сойдет с индустриальных (или традиционалистских) "рельс" социально-экономического развития, и в нем не наступит "эффект" экономики знания. Рассмотрю данный аспект подробнее.

Креативный класс и региональное сообщество

О роли креативности в региональном развитии впервые упомянул шведский исследователь А. Андерсон [Andersson, 1985]. Однако детальное описание креативного класса как экономической силы и особого типа экономических агентов (homo creativus) принадлежит американцу Р. Флориде [Florida, 2007]. К креативному классу последний отнес деятелей творческих профессий (около 30% работающего населения США в 1999 г.), включая так называемое "суперкреативное ядро" ("люди, работающие в науке, технике, математике и программировании, образовании, искусстве, дизайне и развлечениях - все, кто занят собственно творческой деятельностью") [Флорида, 2007, с. 91], при этом особо подчеркивая экономическое значение творчества. С большим пафосом описана также резко возросшая в конце XX в. роль креативности в самых разных областях человеческой деятельности - от свободной манеры одеваться и заниматься "индивидуальными" видами спорта до изменения ритма работы предприятий сферы услуг (распространение круглосуточных видов сервиса) и увеличения значимости творческой активности рядовых работников во всех сферах деятельности, включая промышленное производство.

Чтобы понять, как креативный класс может оказывать влияние на становление новых форм экономики, рассмотрим схему, иллюстрирующую соотношение различных порядков определения ценности в социальном обществе (см. рис.). Конструирование схемы включает три шага.

Разные миры. Первый шаг - принятие разделения различных порядков определения ценности, используемого в экономической социологии, - "миры", или "порядки" Л. Болтански и Л. Тевено [Болтански, Тевено, 2000; Радаев, 2002] и, в схожей форме, "арены" в политологии [Ледяев, 2011]. Суть такого разделения - в признании факта существования практически не согласуемых друг с другом систем ценностей, используемых одним и тем же человеком в зависимости от социальной ситуации. Так, в мире творчества высшая ценность определяется внутренним чувством благодати, в так называемом индустриальном "мире" (распространяемом, в частности, на систему школьного образования в наиболее распространенном европейском варианте) - эффективностью и - шире - профессиональной компетентностью, в рыночном мире -богатством. Порядки определения ценности сосуществуют в одном и том же социуме, но несовместимы в одной ситуации. Болтански и Тевено приводят замечательный пример, когда на экзамене в школе (ситуация индустриального мира) может быть подвергнута осуждению демонстрация экзаменуемым своего богатства ("слишком" элегантная одежда). Речь идет о привнесении ценностей одного мира (рыночный, где ценность определяется богатством) в иной (школьный, он же индустриальный, где ценность определяется профессиональной компетентностью) [Болтански, Тевено, 2000].

Здесь нет смысла обсуждать точное количество и список социальных порядков формирования ценностей, тем более что и авторы идеи [Болтански, Тевено, 2000] предусматривали возможность их пересмотра. Сами они выделили шесть миров, соответствующих различным порядкам определения ценностей: мир вдохновения, домашний, рыночный, индустриальный, гражданский и мир известности, предполагая также возникновение, например, экологического мира. В политологии используется понятие арены как "сферы деятельности, для которой характерна определенная конфигурация институциональных характеристик и политической культуры, структурирующих (курсив мой. - Н.З.) соответствующие формы деятельности" [Ледяев, 2011, с. 76]. При этом выделяются арены электоральная, гражданская, деловая, межгосударственная.

5* 131

Территория 1

Территория 2

Территория 3

Социальные "миры", Инициальный ^^ Индустриальный

определяющие базовые ^^ Рынок ппряд01' Кок&Ш1ШИ,Л- традиция ценности

экономического развития

Структурные принципы организации деятельности и отношений {иерархия/равенство, открытость/закрытость и т.о.)

Структурируемые виды деятельности (торговля, расселение, семья, образование, армия...)

\

Принцип

"Мир креативного ^ класса"

\

Принцип

Принцип Принцип

принцип организации °р™™™ П!™ш организации ор™™«

пгяжыттп тп I ТЮМШИ "гг

/\ I

Вид 1 Вид 2 Вид 3

/

ВидЛГ

Вид 1 Вид 2 ВидЗ

К

ВидЛГ Вид 1 Вид 2 ВидЗ

ВидЛГ

Рис. Принципиальная схема формирования территориальных различий по принципу преобладания символической власти различных социальных миров.

Расширяя спектр рассматриваемых обществ, очевидно, можно найти специфические религиозные миры (причем разные), и т.д. Моя задача состоит в очерчивании принципов "вписания" в общественную систему креативного класса и креативной экономики.

Порядок определения ценностей креативного класса, каким его весьма правдоподобно описал Флорида, не вписывается ни в один из названных миров. Мир вдохновения, безусловно, близок креативному классу - однако в основе данного порядка лежит полное безразличие к мнению окружающих, чего нельзя утверждать в отношении многочисленных представителей креативного класса, описанных Флоридой, внимательно и с помощью консультанта выбирающих в фирменных магазинах вместо деловых костюмов майки Helmut Lang [Флорида, 2007, с. 140-141]. Современный креативный класс, влияющий на законы развития экономики, не структурирует свою жизнь (и даже творчество) в связи с системой ценностей мира вдохновения. К миру вдохновения, строго говоря, относится классическая "богема", как она описана Флоридой, отличающаяся от креативного класса. Креативному классу в значительной степени близок мир известности (довольно жестко определяющий размер гонораров за очередное креативное произведение), но и он, по-видимому, не совсем соответствует миру тысяч творческих программистов1.

На данный момент я склонна говорить о специфическом мире ценностей, формируемым креативным классом2, причем главным мерилом ценности в нем, по-видимому, следует считать ту форму оригинальности, которую в русском варианте не случайно называют именно "креативностью": "креативная стрижка", "креативная вечеринка", "креативная кофточка" и т.д.3

Каждый мир - своя система. Формирование ценностей каждого из "миров" подразумевает создание специфической системы отношений (и, как будет пояснено ниже, соответствующей организации пространства). Это второй шаг объяснения моей схемы.

Различные системы отношений в разных мирах следуют из самого определения миров как различных систем ценностей. Не зависимые от мнения других, индивиды мира вдохновения образуют как бы нуклеарный мир независимых личностей -в то время как домашний мир буквально "основан на цепочке личных зависимостей",

1 В то же время известность в Интернете многих блогеров, хакеров и других акторов "сетевой эпохи" (нередко достигающих фантастической популярности под вымышленными "никами") заслуживает самого пристального внимания. Возможно, мы недооцениваем мир известности в контексте определения символической власти креативного класса.

2 Дать четкое и исчерпывающее описание креативного класса не входит в задачи д

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком