научная статья по теме КРЕМНЕВАЯ СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ НЕОЛИТА–ЭНЕОЛИТА ЗОНЫ ВОДОХРАНИЛИЩ ВОЛГО-КАМСКОГО КАСКАДА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КРЕМНЕВАЯ СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ НЕОЛИТА–ЭНЕОЛИТА ЗОНЫ ВОДОХРАНИЛИЩ ВОЛГО-КАМСКОГО КАСКАДА»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2009, № 1, с. 77-80

= НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АРХЕОЛОГИИ ТАТАРСТАНА

КРЕМНЕВАЯ СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ НЕОЛИТА-ЭНЕОЛИТА ЗОНЫ ВОДОХРАНИЛИЩ ВОЛГО-КАМСКОГО КАСКАДА

© 2009 г. А. В. Шипилов

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Казань

Важным источником наших представлений о древних верованиях первобытных племен всегда оставались произведения искусства. Конкретная задача работы сводится к обзору антропоморфных и зооморфных изображений, обнаруженных на поселениях эпохи неолита-энеолита в зоне водохранилищ Волго-Камского каскада, с целью ввести в научный оборот новый, а также обобщить имеющийся к настоящему времени археологический материал по рассматриваемой теме. Были использованы материалы, найденные как в ходе археологических исследований, так и находящиеся в частных коллекциях.

Проблемы, связанные с антропоморфными и зооморфными изображениями эпохи камня и раннего метала, не раз поднимались в археологической литературе. Они и по сей день привлекают внимание исследователей. Авторы в разной степени поднимают вопросы хронологии, этнокультурной принадлежности, смыслового назначения и использования находок, несущих на себе антропоморфные, орнитоморфные и зооморфные изображения. Они интерпретировались и как памятники искусства, но в большинстве своем их относили к культово-ритуальным предметам.

Находки, сделанные как в зоне водохранилищ Волго-Камского каскада, так и в сопредельных районах, изготовлены из различных материалов (камень, кость, керамика и т.д.), но среди них преобладают находки, изготовленные на кремневых отщепах. Рассматриваемая территория к настоящему времени не уступает по количеству известных находок сопредельным районам. Наиболее крупная серия предметов происходит с Каенту-бинской стоянки, расположенной в Мензелин-ском районе Республики Татарстан (далее - РТ). Памятник исследовался Н.М. Капленко совместно с автором. Находки кремневой скульптуры происходят также с Дубовогривской II, Игим-ской, Сюкеевской, Мало-Кокузинской стоянок, а также со II Мурзихинского и Тенишевского могильников. Две фигурки условно найдены в Казани.

Среди кремневых фигурок по способу обработки предметов можно выделить две группы. В одной используется отщеп с ретушью по контуру изделия, в другой - ретушь выполнена с тщательной двухсторонней обработкой всей поверх-

ности. Фигурки, изготовлявшиеся различными способами, по всей вероятности сосуществуют. Цвет используемого кремня белый, темно-красный, желтый, серый и темно-серый. Морфологически фигурки подразделяются на антропоморфные, зооморфные и орнитоморфные. Большинство изображений выполнено профильно, фронтальные - единичны.

К антропоморфным изображениям отнесены четыре кремневые скульптурки (рис. 1, 2, 3,5, 6). Все фигурки выполнены фронтально. Первая была найдена в с. Сюкеево и происходит из коллекции В.И. Заусайлова. Она дошла до нас во фрагментированном виде, высота сохранившейся части - 5.5 см (Замятнин, 1948. С. 97). Вторую не представляется возможным точно паспортизировать. Она известна с 1879 г. и происходит из коллекции Э.Д. Пельцама (Замятнин, 1948. С. 98), поэтому условно следует считать, что данная находка происходит из г. Казани. Одна рука фигурки обломана; высота ее - 7.6 см. Аналогии прослеживаются в материалах Волосовской стоянки (Уткин, Костылева, 1996. Рис. 4, 72).

Некоторыми авторами подобные фигурки отнесены к изображениям людей, одетых в широкие причудливые одежды, возможно, служителей культа, хранителей и толкователей мифов (Уткин, Костылева, 1996. С. 264). На наш взгляд, подобные кремневые скульптуры - антропоморфные изображения, и соотнесение их с какой-либо социальной категорией древних обществ представляется бездоказательно.

Третья скульптура (рис. 1, 5) происходит с Тенишевского могильника (Спасский район РТ), выполнена на тонком отщепе коричневатого кремня хорошего качества, имеет двухстороннюю отжимную ретушь по краю. Она отвечает всем требованиям канона. Ноги широко расставлены и оформлены серповидной выемкой. По классификации А.В. Уткина и Е.Л. Костылевой, скульптура может быть отнесена к первому типу. Наиболее близка ей фигурка со стоянки Сахтыш II (Уткин, Костылева, 1996. Рис. 2, 39).

Четвертая фигурка, найденная на Каентубин-ской стоянке (рис. 1, 6), также изготовлена из кремневого отщепа серого цвета, хорошего качества, имеет по всей поверхности двустороннюю

Рис. 1. Антропоморфные и зооморфные изображения. 1 - Мало-Кокузинская стоянка; 2 - Сюкеево; 3, 4 - Казань; 5 - Тенишевский могильник; 6-8 - Каен-тубинская стоянка.

ретушь, которой выделены голова, туловище, руки, межножное пространство. Прямые аналогии не выявлены, по своим типологическим особенностям она сближается с антропоморфной фигуркой с оз. Мстино и по классификации А.В. Уткина и Е.Л. Костылевой может быть отнесена ко второму типу антропоморфной скульптуры (1996. Рис. 2, 26).

Следует отметить, что по иконографии рассмотренные скульптуры типичны для абсолютного большинства известных на данный момент антропоморфных кремневых скульптур. Принято считать, что антропоморфные изображения преобладают над всеми остальными сюжетами и являются отличительной чертой волосовской культуры (Замятнин, 1948. С. 102).

К зооморфным следует отнести четыре кремневые фигурки в виде голов лося. Они происходят с Игимской (рис. 2, 5), Каентубинской (рис. 2, 1,4) стоянок и Мурзихинского II могильника (рис. 2, 3), изготовлены на кремневых отщепах хорошего качества, имеют двухстороннюю отжимную ретушь, изображение профильное. Ближайшие аналогии - кремневые фигурки с Ахмыловской, Старомазиковской III, Удельношумецкой VI стоянок в Марийском Поволжье. В.В. Никитин склонен связывать их с волосовской культурой (1996.

С. 137. Рис. 64, 1-3). Исследования, проведенные в рассматриваемом нами районе, не противоречат этой точке зрения. Так, фигурка, обнаруженная на Игимской стоянке (рис. 2, 5), была зафиксирована в слое совместно с керамикой волосовского облика. Фигурки с Каентубинской стоянки были обнаружены в ходе осмотра памятника и таким образом относятся к категории подъемного материала. По этой причине связать их с каким-либо хронологическим периодом крайне затруднительно, поскольку памятник носит многослойный характер. Тем не менее это не исключает принадлежности каентубинских фигурок к волосовской культуре, так как в ходе раскопок стоянки была выявлена керамика волосовского облика.

Анализируя костяные составные Г-образные "жезлы-посохи", С.В. Студзицкая усматривает их воспроизведение в кремневой волосовской скульптуре. По ее мнению, находки с Илети по своим очертаниям напоминают костяные прототипы (Студзицкая, 2004. С. 250). Вероятно, и находки, сделанные в зоне водохранилищ Волго-Камского каскада, не являются исключением.

Помимо изображений лосей из рассматриваемого района происходят находки, которые можно связать с изображением медведей. Первая кремневая скульптурка происходит с Мало-Кокузин-ской стоянки (рис. 1, 1). Скульптура выполнена фронтально на кварцитовом отщепе, тщательно выделены голова, туловище, межножное пространство.

Вероятнее всего зверь изображен стоящим на задних лапах. На гипотетическом уровне представляется, что в данной находке древний художник или "скульптор" стремился отобразить антропоморфный образ могучего зверя. Медведь, передвигающийся на задних лапах и действующий при этом передними как руками, ассоциировался вероятнее всего с человеком.

Вторая фигурка медведя (рис. 1, 7) была найдена в ходе исследования Каентубинской стоянки. В данном случае изображение носит силуэтный характер. Находка изготовлена на кремневом сколе сероватого цвета, с обеих сторон фигурка оформлена краевой ретушью.

Данные находки убеждают нас в том, что в рассматриваемом районе, вероятно, получил распространение культ медведя. Находки фигурок, изображающих медведей, наглядно убеждают нас в том, что истоки многих представлений, связанных с медвежьим культом, многократно зафиксированные этнографией, уходят в глубокую древность. Так, шкура медведя рассматривалась сибирскими аборигенами как верхняя одежда, под которой скрывается человеческий облик (Косарев, 1984. С. 184). Священное отношение к шкуре медведя с головой и лапами наиболее ярко проявлялось у обских угров и финноязычных народов (Косарев, 1968. С. 89, 90).

КРЕМНЕВАЯ СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ НЕОЛИТА-ЭНЕОЛИТА

79

Распространение медвежьего культа зафиксировано и на сопредельных с рассматриваемой территорией районах. Свидетельством его проявления могут служить находки глиняных скульптур медведя со стоянки Мольбище III в Марийском Поволжье (Шадрин, 1989. Рис. 6; Никитин, Никитина, 2004. С. 30. Рис. 23; С. 79. Рис. 2), а также находка костяного жезла со стоянки Давлека-ново в Башкирии (Матюшин, 1982. Рис. 38). Не меньшего внимания заслуживает находка, сделанная на Удельно-Шумецкой III стоянке. При исследовании данного памятника в одном из заполнений были обнаружены обгорелые кости лап медведя. Аналогичная картина наблюдалась и на Чирковской стоянке (Халиков, 1960. С. 60, 116-118; Никитин, 1980. С. 67).

В свете выявленных находок следует предположить, что рассматриваемая нами территория не стала исключением в распространении культа медведя в среде населения эпохи неолита-энеолита.

Фигурка, обнаруженная на Каентубинской стоянке, не исключает и другой интерпретации: ее можно связать и с изображением кабана. В ней прослеживаются черты сходства с фигуркой с поселения Юртик (Ошибкина, 1980. Рис. 21, 1).

К рассматриваемой категории кремневой скульптуры следует отнести фигурку ящерицы (рис. 1, 8) также из культурного слоя Каентубинской стоянки. Она изготовлена на кремневом от-щепе хорошего качества темно-серого кремня. Ближайшие аналогии происходит с Волосовской стоянки (Замятнин, 1948. Рис. 3, 10).

В зооморфной категории находок заслуживает внимания кремневая фигурка бобра из Казани (рис. 1, 4). Она была показана в 1879 г. Э.Д. Пель-цамом на антропологической выставке и в дальнейшем попала в собрание Антропологического музея МГУ (Замятнин, 1948. С. 98, 107).

Орнитоморфные изображения представлены пятью экземплярами. Наиболее выразителен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком