научная статья по теме КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ОБЩИНА СЕСТЕР ПОПЕЧЕНИЯ О РАНЕНЫХ КАК ПРООБРАЗ КРАСНОГО КРЕСТА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ОБЩИНА СЕСТЕР ПОПЕЧЕНИЯ О РАНЕНЫХ КАК ПРООБРАЗ КРАСНОГО КРЕСТА»

Статьи и сообщения

© 2009 г. Л. В. МЕЛЬНИКОВА*

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ОБЩИНА СЕСТЕР ПОПЕЧЕНИЯ О РАНЕНЫХ КАК ПРООБРАЗ КРАСНОГО КРЕСТА

Крестовоздвиженская община представляет собой особое явление в истории России. По сути это был первый в мире опыт применения женского труда для ухода за ранеными и больными непосредственно на театре военных действий. В то время, когда, как в России, так и в Западной Европе, слабый пол работал в больницах и госпиталях крайне редко, около 150 русских женщин, вдохновленных вел. кн. Еленой Павловной, под руководством выдающегося хирурга Николая Ивановича Пирогова, поехали в Крым и, подвергаясь постоянной опасности, ухаживали за ранеными воинами в осажденном Севастополе и некоторых других местах Крымского полуострова. В создании и деятельности Крестовоздвиженской общины ярко проявились единение всех сословий российского общества, благотворительность и самоотвержение русских женщин, а также взаимодействие медицинской науки и православной религии, которые не только не вступали в противоречие, но прекрасно дополняли друг друга.

Несмотря на свою исключительность, история Крестовоздвиженской общины изучена недостаточно. В историографии, помимо краткого упоминания в общих трудах по истории Крымской войны, этот вопрос рассматривается лишь в нескольких научно-популярных очерках и статьях по истории медицинских сестер1, небольшом обзорном очерке 25-летней деятельности Крестовоздвиженской общины2, а также в отдельных статьях и брошюрах, посвященных деятельности Н.И. Пирогова в Крыму3. В этих работах, дающих общую характеристику деятельности всей общины или отдельных ее представителей, как правило, недостаточно раскрывается характер учреждения, не анализируется выработка и сущность его уставных документов, не рассматриваются место и роль в общине ее духовников, а также споры по поводу ее дальнейшей судьбы после войны. В данной статье делается попытка осветить эти вопросы на основе архивных документов, а также переписки и воспоминаний участников и очевидцев происходивших событий4. В научный оборот впервые вводится ряд документов из Государственного архива Российской Федерации (ф. 647. Великая княгиня Елена Павловна), Российского государственного исторического архива (ф. 796. Канцелярия Святейшего Синода, ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода), Библиотеки Императорского Православного Палестинского Общества и Архива Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. За возможность использовать материалы Библиотеки ИППО и Архива РДМ приношу глубокую благодарность д.и.н. Н.Н. Лисовому, любезно предоставившему мне копии документов.

Крестовоздвиженская община была учреждена в октябре 1854 г. по инициативе и на средства вел. кн. Елены Павловны. Накануне профессор Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга Н.И. Пирогов подал в Военное министерство прошение о назначении его в действующую армию военно-полевым хирургом. По словам Николая Ивановича, несколько недель он тщетно ожидал ответа, пока, наконец,

* Мельникова Любовь Владимировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН.

не получил приглашение на аудиенцию к Елене Павловне, которая объявила ему о своем плане - «основать организованную женскую помощь больным и раненым на поле битвы» и предложила «избрать медицинский персонал и взять управление всего дела»5. Удивленный Пирогов признался великой княгине, что лишь однажды, в 1837 г. в Париже, видел в госпитале женскую службу и «более по инстинкту, нежели по опытности, был убежден в великом значении женского участия»6.

Проект был новаторским, поэтому не удивительно, что вначале многими современниками был воспринят с некоторой опаской. Достаточно сказать, что император Николай I не сразу согласился на его утверждение, а главнокомандующий русской армией князь А.С. Меншиков заявил, что постоянное присутствие женщин в госпиталях послужит «только для любовных интриг с военными»7. Тем не менее, Елене Павловне удалось добиться «Высочайшего разрешения». 25 октября 1854 г. Николай I утвердил проект «Правил Крестовоздвиженской общины», а 27 октября великая княгиня сообщила Пирогову о получении ею уведомления военного министра кн. В.А. Долгорукова, что «с соизволения... императора о цели и скором отправлении сестер... сообщено им как князю Меншикову, так и Медицинскому департаменту»8.

Официальный устав Крестовоздвиженской общины был разработан и утвержден уже после войны. А первыми учредительными документами стали вышеупомянутые «Правила Крестовоздвиженской общины»9, «Обязанности сестер»10 и «Наставление главной начальнице общины»11. При анализе этих документов четко проявляются две стороны новой организации - медицинское назначение и религиозный характер.

В документах отмечалось, что Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых и больных «учреждается, с Высочайшего Государя Императора соизволения, на время военных действий, на иждивении... великой княгини Елены Павловны и состоит под непосредственным покровительством Ее Высочества»12. Цель учреждения состоит «в усердном, на теплой любви к ближнему и личном во имя Господа нашего Иисуса Христа самоотвержении основанном, содействии медицинскому начальству, в военных госпиталях, при уходе за ранеными и больными, а также в облегчении их страданий посредством христианского утешения»13. Руководителем и главным врачом Крестовоздвиженской общины был назначен Пирогов. «Ближайшее заведывание» сестрами попечения было вверено главной начальнице, назначаемой вел. кн. Еленой Павловной. Местом пребывания общины был объявлен Крым с распределением сестер по местным военным госпиталям. При этом оговаривалось, что, согласно военным потребностям, сестры могут быть посланы и в другие места.

В состав общины принимались женщины российского подданства (главным образом, вдовы и девицы), принадлежавшие к «свободным состояниям», известные «своим поведением и добросовестностью», а также преимущественно «уже имевшие случай ходить за больными». Сестры давали обязательство пробыть в общине не менее одного года. «Основным побуждением» для вступления в общину объявлялась «теплая любовь к ближнему, с твердым намерением переносить с христианским смирением все трудности принимаемых обязанностей»14. Нравственный облик сестер Крестовоздвиженской общины должны были определять следующие качества: «набожность, милосердие, целомудрие, воздержание, опрятность, скромность, доброта, терпение, безусловное повиновение постановлениям и взаимное друг другу содействие в успешнейшем исполнении возложенных на них обязанностей»15. В состав последних входили: верность данному ими обещанию «посвятить все силы свои на богоугодное служение раненым и больным», точность и беспрекословность в исполнении приказаний начальства, наблюдение за исполнением больными назначений врачей и, напротив, удаление от них всего вредного и запрещенного врачами, а также «облегчение страданий больных христианским утешением и молитвами». Особо оговаривалось, что при уходе за ранеными «сестры не должны принимать для себя ни денег, ни иных подарков, под опасением справедливого взыскания за неисполнение

сего и за всякую утайку». «О просьбах умирающих они должны немедленно доносить главной начальнице или ее помощницам»16.

Главная начальница общины подчинялась Пирогову, который должен был руководить «всеми ее распоряжениями и в случае замеченной неисполнительности передать ее должность другой» сестре, с немедленным донесением о том вел. кн. Елене Павловне. Главная начальница должна была распределять сестер по госпиталям, назначать им виды занятий (в зависимости от возраста и способностей) и следить за их исполнением. В одно и то же место следовало посылать не менее трех сестер, из которых одна назначалась старшей сестрой и отвечала за остальных. В случае необходимости присутствия «некоторого числа сестер ... в местах более или менее отдаленных от главного местопребывания общины, ... а равно и вообще для содействия главной начальнице по управлению общиной» назначались ее помощницы, по одной при каждом отделении сестер17.

Главной начальнице предписывалось обходиться с сестрами «с чувствами материнской любви и попечительности», постоянно подавать им личный пример и каждый день, перед началом трудов, совершать вместе с ними общую молитву. В случае каких-либо проступков сестер, а также «неисправностей в исполнении принятых ими на себя обязанностей», главная начальница должна была попытаться исправить ситуацию «посредством кротких увещаний и наставлений», если же эти меры не окажут должного действия, она имела право удалить из общины сестер, «оказавшихся неблагонадежными». Вопрос об исключении из общины начальнице следовало предварительно согласовать с духовником общины и главным местным врачом, а затем немедленно доложить о принятом решении вел. кн. Елене Павловне. При необходимости главная начальница могла также пригласить в помощь сестрам в качестве сиделок «некоторое число местных благонадежных женщин». В случае желания последних вступить в состав общины, при наличии «благонадежной рекомендации» и с одобрения местных врачей и духовника, после их «надлежащего испытания» начальница должна была обратиться за соответствующим разрешением к покровительнице общины. Главная начальница распоряжалась денежными средствами общины, по пути следования и на месте назначения она имела право принимать добровольные пожертвования «в пользу общины и призреваемых сестрами раненых». «О состоянии общины, действиях сестер и положении кассы» она должна была сообщать Елене Павловне еженедельно, а об экстраординарных случаях - немедленно18.

Для сестер Крестовоздвиженской общины была разработана и утверждена великой княгиней особая форма одежды, состоявшая из коричневого платья с белыми обшлагами, белого чепчика и такого же цвета фартука с карманами. Главным отличительным признаком был специально учрежденный для общины наперсный позолоченный серебряный крест на широкой голубой ленте. На лицевой стороне креста была сделана надпись «Ты, еси, Боже, Крепость моя!», на оборотной - «Возьмите иго мое на себе». К

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком