научная статья по теме Крестьянские домовые росписи Русского Севера Биология

Текст научной статьи на тему «Крестьянские домовые росписи Русского Севера»

УДК 947 (470.11) + 39 (470.11) КРЕСТЬЯНСКИЕ ДОМОВЫЕ РОСПИСИ РУССКОГО СЕВЕРА

Пермиловская Анна Борисовна,

ведущий научный сотрудник, кандидат культурологии

Институт экологических проблем Севера УрО РАН г. Архангельск, Россия annaperm@atnet. ru

Традиция домовой росписи - очень древняя, ее распространение совпадает с регионами, где бытовала роспись по дереву предметов крестьянского быта. Праздничное восприятие мира, характерное для народного искусства: «Доброму человеку что день, то праздник», отразилось в декоративном убранстве традиционного жилища Русского Севера и его символике. Сюжеты домовых росписей несли также благожелательный и охранительный смысл, что обеспечило им долгое бытование.

Ключевые слова: народное жилище; декоративное убранство; домовая роспись.

PEASANT HOUSE PAINTING OF THE RUSSIAN NORTH

Anna Permilovskaya, Ph.D. in Culture Science, Leader Researcher

Institute of Ecological Problems of North, Ural Branch, Russian Academy of Sciences, Arkhangelsk, Russia annaperm@atnet. ru

Painting houses tradition is very ancient. This wooden art painting has been extended in regions where the painting of peasant life subjects has received also development. The celebratory perception of the world, characteristic for the folk art: "Every day for the kind person as a holiday" was reflected in decorative of the traditional dwelling of the Russian North and his symbolic. Plots of painting houses carried out also benevolent and guarding sense that has provided to it the long existing.

Keywords: folk dwelling; decorative furniture; painting house.

Исследование осуществлено при поддержке гранта РГНФ «Сибирь и Русский Север: проблемы миграций и этнокультурных взаимодействий XIX - начало XXI вв.», проект № 1001 00470 - А

В традиционной культуре крестьянский дом является одним из существенных и символически сложных элементов. Жилые постройки

представляют собой культурно-бытовой комплекс; они связаны с различными сторонами жизни человека: с природными условиями, преобладающими занятиями и направлением хозяйства, имущественными, классовыми отношениями, семейным укладом, общественными обычаями, традициями, эстетическими представлениями, религиозными верованиями, строительным мастерством. Всё это в той или иной степени влияет на тип, размеры, интерьер, декоративное убранство дома. В декоративном оформлении русского крестьянского жилища отразилась богатая народная культура. В орнаменте резьбы или скульптурных фигурах, украшающих дом, воплотилось понимание микро- и макрокосмоса. Особенностью орнаментальной символики являлось то, что это были не единичные символы, а целостная система, воспринимающая окружающий мир.

Данная статья является составной частью научной работы по народному деревянному зодчеству Русского Севера и посвящена конкретной цели: осуществлению культурологического анализа феномена домовой росписи в контексте традиционного жилища и его декоративного убранства. Теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании общезначимые традиции народной культуры соотносятся с конкретным анализом символики и особенностями декоративного расписного убранства экстерьера и интерьера крестьянского дома. Материалами обследования послужили артефакты, памятники народного зодчества Русского Севера, архивные и музейные источники: Архангельского областного краеведческого музея, музея деревянного зодчества «Малые Корелы», Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, Российского этнографического музея, Государственного Русского музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, девяти региональных музеях Архангельской области, Национального парка «Кенозерский», сохранившие домовую роспись. Методологической основой работы является системный и культурологический подходы. Методы исследования - большое количество эмпирического материала, собранного в экспедициях по Русскому Северу в течение длительного времени - с 1981 по 2010 год. Исследование строится на самостоятельном натурном изучении артефактов народного зодчества с проведением фотофиксации, схематических обмеров, рисунков и этнографического анкетирования. Нужно отметить, что эта данная область народной архитектуры остается малоизученной, главное препятствие - малочисленность фактического материала, нахождение объектов исследования на больших и часто труднодоступных территориях, утрата многих расписных домов. Огромное количество расписных домов, принадлежавших, как правило, зажиточным крестьянам, было уничтожено в годы коллективизации и в последующее время. Затем - естественное старение построек,

запрещение промыслов, изменение вкусов сельского населения способствовали гибели этого рода памятников культуры.

Традиция домовой росписи - очень древняя, в русских летописях XI - XII веков содержатся сведения о златоверхих церквях, которые были «исписаны» полихромной живописью. В княжеских и боярских хоромах XVI - XVII веков стены расписывались «травами», картинами религиозного содержания, а резные фигуры покрывались золотом и красками. «Коломенский дворец так пестрел узорочною резьбой, блистал и горел золотом и красками, что походил на игрушку, только что вынутую из ящика» [1, с. 448]. В декоративном оформлении крестьянских построек XIX - начала XX века роспись была распространена в Архангельской, Олонецкой, Вологодской губерниях, а также в Поволжье. Росписи по дереву были развиты и среди русского населения Сибири и Алтая. Их распространение совпадает с регионами, где бытовала роспись по дереву предметов крестьянского обихода: саней и дуг, точеной и резной утвари, игрушек, берестяных изделий, прялок. Расписные дома составляют особую группу памятников народной культуры Русского Севера. Живопись наносилась на плоскую поверхность стен дома, обшитую тесом. Это были передний фронтон избы, подшивка свесов кровли, нижняя часть мезонина и балкона, ставни наличников. Вся роспись сосредотачивалась на фронтоне главного фасада, подчеркивая и выявляя средствами декора конструктивные детали его убранства. Рисунки были выполнены в яркой гамме контрастных цветов: синий, красный, зеленый, белый, желтый. В интерьере декоративная живопись располагалась на дверях, шкафах-заборках, голбцах, опечках, припечных досках, воронцах, полатных брусьях, потолках, мебели. Истоки праздничного восприятия мира, характерные для русского народного искусства, отразившиеся в декоративном убранстве северного дома, уходят в глубины славянской культуры, в особенности исторически сложившейся национальной психологии и ментальности. «Доброму человеку что день, то праздник», - говорит русская пословица. Тем же объясняется устойчивость в русском народном искусстве темы цветения, травного орнамента, любви к красному цвету. Образы цветущих трав и деревьев в крестьянской домовой и бытовой росписи позднее осмысляются в райский сад. Содержательные сюжеты домовых росписей несли благожелательный и охранительный смысл, что обеспечивало им столь долгое и разнообразное бытование. Птица, конь, лев, единорог, птица Сирин - эти образы, происхождение которых уходит в Древнюю Русь, жили в разных видах художественного ремесла, нередко становились достоянием геральдики, а в народном искусстве существовали до начала XX века.

Время возникновения росписей связано с модификацией северного крестьянского дома, происшедшей на рубеже XVIII - XIX веков: распро-

странением белых изб, горниц, замену курных печей на отопление по-белому, изменение освещения волоковых окон на красные, и соответственно установление стойкого остекления рам. Прежде всего, это произошло в среде зажиточных крестьян Русского Севера как средство повышения репрезентативного статуса дома, принадлежавшего часто первым крестьянам данного селения. Но встречались и такие дома, которые принадлежали большим семьям среднего достатка. Эти семьи долго копили средства, чтобы пригласить мастера. В связи с этим надо отметить, что даты росписи домов никогда не совпадают со временем постройки. Иногда этот разрыв невелик, а иногда составляет десятилетия. Роспись ценили, берегли и, если случалось перевозить дом, то расписные детали как дорогое состояние перевозили вместе с ним. Покупая же дом, где сохранялась живопись, старались договориться с хозяевами, чтобы они оставили расписные детали новым владельцам. Ценная информация о стоимости расписной работы зафиксирована в надписях, которые мастера оставляли на полатных брусьях. Например, в доме А.П. Пологих, д. Смольянка Кич-Городецкого района Вологодской области сохранилась надпись: «Сей дом принадлежит крестьянину Трофиму Васильевичу... крашен 1895 - го года июня 25го дня... цена 10 руб. 50 коп.». По ценам того времени это было дорого, если сравнить, что 9 пудов муки стоили 6 руб. 50 коп., а пуд масла в 1900 году стоил от 11 руб. 50 коп. до 13 руб. 50 коп. Наличных денег у большинства крестьян было мало, чтобы тратить их на мастеров-красильщиков. Однако во многих обследованных деревнях бассейна реки Юг можно было встретить роспись не только на домах «справных» хозяев, но у середняков и даже в бедняцких избах. Небогатые семьи часто брали мастеров-отходников на постой, и в качестве платы за жилье ремесленники расписывали хозяйский интерьер [3, С. 40]. Архитектурная живопись обычно выполнялась мастерами-профессионалами как северными, так и из средней полосы России, которые работали индивидуально или в составе артелей. В народной памяти сохранились отрывочные воспоминания о пришлых мастерах, преимущественно костромских красителях (красильщиках): «красильщики наехали, на постой просятся», с которыми более всего связываются росписи в домах вдоль реки Пуи - притока Ваги. Именно там можно услышать частушку, отразившую скорость работы костромичей-отходников: «Красил Ваня костромской, красил красочкой баской; как пошел Иван домой, так и красочка долой». Во второй половине XIX века костромичи составляли большую часть бродячих мастеров (маляров) в Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниях. Среди северных мастеров исследователями установлены имена: художников Петровских (Поважь

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком