научная статья по теме КРИМИНОГЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «КРИМИНОГЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА»

УДК 343 ББК 67

КРИМИНОГЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНОГО

ХАРАКТЕРА

Алина Равилевна ИСМАГИЛОВА, соискатель кафедры уголовного права Уфимского юридического института МВД России

E-mail: Fanis@mail.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. Предупреждение преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера, предполагает знание свойственных им криминогенных детерминантов. Автор определил последние и дал им криминологическую оценку, восприятие которой позволит правоприменителю повысить эффективность профилактики названного вида деяний.

Ключевые слова: детерминанты преступности, факторы распространения религиозного экстремизма, фундаментализм, сатанизм, терроризм, джихад.

Annotation. Prevention of crimes related to the activities of non-traditional religious associations destructive nature presupposes knowledge, specific crime determinants. The author has defined the past and gave them criminological assessment, the perception which the authority will increase the effectiveness of prevention mentioned types of acts.

Key words: the determinants of crime, factors of religious extremism, fundamentalism, satanism, terrorism, jihad.

Научный руководитель — И.М. Агзамов, доктор юридических наук, доцент Рецензент — А.А. Магомедов, доктор юридических наук, профессор

Школы России еще в 1991 г. превратились в самый настоящий полигон по внедрению сектантских учений и проведению оккультных экспериментов (опытов) на детях. Нетрадиционные религиозные объединения деструктивного характера до недавних пор чувствовали себя в наших школах как дома1. В последние годы пути вторжения в школы религиозных сект стали приобретать все более разнообразный и неявный характер.

Надо заметить, что попытки обоснования права на свободу совести, права любого нетрадиционного религиозного объединения вести неограниченную в какой бы то ни было форме деятельность в школах не имеют никаких осно-

ваний. Их вторжение в государственные и муниципальные образовательные учреждения противоречит, прежде всего, светскому характеру учения в них2.

Согласно ч. 5 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»3 запрещено вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки воле детей и без согласия родителей или лиц, их заменяющих. То есть без согласия учащихся и их родителей или лиц, их заменяющих (согласие родителей или лиц, их заменяющих, в соответствии с указанным Федеральным законом требуется только для малолетних учащихся, однако в соответствии с международными правовыми актами, устанавливающими право на выбор образования

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2015

и воспитания для своих детей в соответствии с собственными убеждениями, родители вправе требовать согласования этого и в отношении учащихся от 14 до 18 лет), не может быть осуществлена в какой-либо форме пропаганда вероучения оккультных и иных религиозных сект и вовлечение в них учащихся.

Традиционная для того или иного народа религия принадлежит к неотъемлемой части той или иной национальности культуры, поэтому принудительное вовлечение учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в религиозные объединения, отличающиеся от той или иной признанной государством религиозной конфессии, к которой они принадлежат или которую предпочитают, является одной из форм их культурной и религиозной дискриминации и геноцида.

В связи с этим обращают на себя внимание «факторы распространения религиозного экстремизма в современной России, относящиеся к образованию», которые выделяет В. А. Бур-ковская:

■ «общее снижение уровня образованности населения (появление после длительного перерыва слоя детей школьного возраста, не умеющих читать и писать);

■ незамещенная деидеологизация российской школы;

■ профессиональная неготовность школьно-

го учительства к открытому обсуждению духовных проблем общества и учащихся;

■ вытеснение воспитательных курсов (прежде всего граждановедения) на уровень факультативных (необязательных) предметов;

■ неконтролируемое или патронируемое государством внедрение в отдельных секторах системы образования преподавания основ религиозных знаний, как правило, относящихся к одной из традиционных религий;

■ открытие при профессиональных учебных

заведениях культовых учреждений, как правило, относящихся к одной из традиционных религий»4.

Одной из целей деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера наряду с проникновением в образовательные учреждения является внедрение ими своих последователей в государственные и правоохранительные структуры.

Среди факторов, относящихся к идеологической сфере, большую роль играют противоречия в общественном сознании, связанные с моралью и нравственностью. Однако основу нравственности составляют религиозные учения. Отсюда отрицание и отсутствие в России в советское время четкой позиции государства по взаимодействию с традиционными религиозными конфессиями и институтами, что привело Русскую Православную Церковь (РПЦ) к началу 90-х годов XX в. к некоторой инфантильности и пассивности в вопросах приобщения православного населения страны к христианской вере на фоне активной миссионерской деятельности всевозможных отечественных и зарубежных религиозных тоталитарных сект. И это тогда, когда вклад РПЦ, имеющей свою богословскую науку, в деле познания и отказа населения от наносного сектантства мог сыграть важную роль и оказаться значительным в морально-нравственном развитии российского общества.

Нравственная и религиозная неопределенность проживаемого нами ныне периода истории способствует на рубеже веков распространению фундаментализма той или иной религии, особенно в мусульманском мире. Фундаменталисты стремятся вернуть общество к правильным лишь с их позиций представлениям о нравственности и доктринальным устоям в их первоначальном смысле, считая наиболее опасными отступников от основ веры в среде единоверцев.

Религиозный фундаментализм характеризуется следующими признаками:

1) стремлением сохранить «исконные» традиции, культы, обряды;

2) противопоставлением «светскому» духу мира;

3) борьбой с любыми проявлениями «секуляризации»;

4) отношением к государству, праву и всему светскому как к средству реализации религиозных целей, которым они и должны быть подчинены;

5) навязыванием окружающим своих доктрин и образа жизни;

6) демонстрацией глубоких религиозных убеждений, напоминающих фанатизм5.

Любой фанатизм, в том числе религиозный, является свидетельством крайнего проявления своих убеждений, толкающих к экстремизму и терроризму. Поэтому фундаментализм религиозный в сочетании с рядом социальных обстоятельств и условий может привести человека к

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2015

совершению преступления и должен быть в виду этого отнесен к криминогенному фактору6.

В границах одной из разновидностей фундаментализма может быть определен и сатанизм. Он сформировался уже давно, еще в эллинистическую эпоху в Месопотамии, где язычество в период наступления христианства воспротивилось ему, «находя среди своих богов те образы, которые в христианстве олицетворяли зло, сатанинское начало». Вероучение сатанизма содержит в себе основные элементы христианского учения о сотворении мира, однако императивы поведения в нем, как отмечают ученые, противоречат христианским заповедям7.

Если христиане своей целью ставят достижение верности Богу, то приверженцы сатанизма отрицают это, стремясь доказывать верность так называемого своего подхода собственными поступками, основанными на вероучении, представляющем собой антихристианство. В истории встречается не один источник сатанинского вероучения. Все они в тот или иной ее период были направлены на то, чтобы научить своих последователей причинять зло другим людям. Основополагающие идеи сатанизма определяют то, что нет никого сильнее сатаны, который заслуживает восхищения и поклонения.

Сатанисты считают, что в о отношении людей нужно проявлять жестокость и насилие и быть готовыми к насилию в отношении себя со стороны других. Ни в чем нельзя себе отказывать. Структуры социализма нужно разлагать и делать это надо изнутри. Для обеспечения выполнения данной цели в сатанизме имеется множество различных путей, связанных с воздействием на человеческую психику.

Анализ положений (постулатов) сатанизма указывает на их криминогенный характер.

По справедливому замечанию И. Куликова, высокая криминогенная опасность сатанинских сект обусловлена прежде всего самой их природой. Когда учение, лежащее в основе идеологии секты призывает убивать людей, разрушать храмы, надругаться над кладбищами, нельзя ожидать от ее адептов, что они будут заниматься исключительно вышиванием гладью8.

По вероучению сатанистов, не нужно дорожить собственной жизнью и жизнью других людей. Взгляды сатанистов на жизнь человека указывают на то, что от них следует ожидать совершения ими преступлений против жизни и здоровья людей. Как видим, сатанизм, будучи негативным социальным явлением, отличается от признанных религиозных учений тем, что в нем

искажена и дискредитируется сущность общечеловеческих ценностей. Сатанизм противопоставляет себя последователям мировых религиозных движений через попытки распространения своего влияния в среде молодежи, создание преступных сообществ, вовлечение своих последователей в наркотическую зависимость, а нередко и путем доведения их до самоубийства. Распространенность последнего в указанной среде, а также многочисленные факты и иной преступной деятельности сатанинских сект9 вызывают необходимость активизации противодействия им со стороны государства и позитивных сил общества.

По большей части сатанисты совершают свои преступления на кладбищах или в близи них10, а вследствие имеющихся общепризнанных недостатков в охране мест захоронений и памятников исторического и культурного наследия страны, как правило, такие деяния остаются без реагирования со стороны правоохра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком