научная статья по теме КСЕНИЯ МАКСИМОВНА ГЕРАСИМОВА (1919-2011) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КСЕНИЯ МАКСИМОВНА ГЕРАСИМОВА (1919-2011)»

228

ВОСТОК (ОМЕШ) 2012 № 4

Щ МЕМОМЛМ

КСЕНИЯ МАКСИМОВНА ГЕРАСИМОВА (1919-2011)

17 июня 2011 г. на 93-м году жизни скончалась доктор исторических наук, старейший сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Ксения Максимовна Герасимова. Она была ученым большого научного дарования, разносторонне талантливой и яркой личностью.

К.М. Герасимова окончила два высших учебных заведения в Ленинграде: в 1942 г. - музейный факультет Библиотечного института им. Н.К. Крупской и в 1947 г. с отличием - монгольское отделение восточного факультета Ленинградского государственного университета. Изучала монгольский и тибетский языки, буддизм, буддийское искусство, источники по истории буддизма на старомонгольском языке. Годы аспирантуры на восточном факультете оказались весьма сложными. Выдающиеся ученые-востоковеды Я.Б. Радуль-Затуловский (1903-1987) и Е.М. Залкинд (1912-1980) были отстранены от научного руководства. Молодая аспирантка сама выбрала тему по истории ламаизма в Бурятии, и ей пришлось работать самостоятельно и осваивать огромный объем материала. Диссертация по окончанию срока аспирантуры не была представлена. К.М Герасимова продолжала трудиться над темой в Бурят-Монгольском научно-исследовательском институте культуры (БМНИИК). Диссертация написана с использованием уникального, ранее не известного материала на монгольском языке и редких архивных документов. В 1953 г. Ксения Максимовна успешно защитила кандидатскую диссертацию на Ученом совете восточного факультета ЛГУ. В 1990 г. состоялась защита докторской диссертации в Институте этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая по специальности "этнография".

Диапазон научных интересов К.М. Герасимовой весьма широк, а степень изучения предельно глубока. Ее работы отличаются новым оригинальным подходом к предмету исследования, самостоятельным видением исследуемого материала, тщательным и скрупулезным анализом.

Она была удивительным человеком со всеми высокими качествами, присущими истинному интеллигенту, для которого нравственные критерии были важнее всех других. Ее отличали порядочность, удивительное трудолюбие, педантичность, доброжелательность, принципиальность, душевность и высочайшая эрудиция.

Интерес к Востоку зародился у К.М. Герасимовой еще в ранней юности. Это было типичное явление для многих востоковедов, выросших в среде российских восточных народов. Ксения Максимовна родилась в селе Бохан Иркутской области от смешанного брака русской женщины Акилины Ивановны Герасимовой (с 1937 г. директора Бурят-Монгольского антирелигиозного музея в Улан-Удэ) и бурята Максима Ивановича Инкижинова*. Этим фактом можно объяснить ее глубочайшие познания в области русской и бурятской культур. Она выросла в семье, где сложился ее цельный, принципиальный характер, начитанность и ученость.

Монография К.М. Герасимовой "Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков" (написана на основе кандидатской диссертации) и "Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917-1930 гг.)" положили начало планомерному научному изучению ламаизма в Бурятии. В первой монографии рассмотрены такие актуальные исторические проблемы, как церковь и государство, церковь и общественно-политические движения XX в. Вторая работа посвящена исчерпывающему анализу бурятского обновленческого движения, в которой определена его историческая природа.

К.М. Герасимова всегда ратовала за изучение многогранной культуры Центральной Азии по принципу комплексного и максимально широкого подхода, свойственного классическому российскому востоковедению. И, судя по популярности и цитируемости, какой пользуются ее глубокие по содержанию работы, она сумела этого добиться. Естественно, что в эпоху социализма было не просто заниматься буддологической проблематикой, наука получала сверху идеологические установки, поэтому К.М. Герасимовой приходилось подходить к предмету исследования, излагая ключевые положения буддизма с позиций идеологии марксизма-ленинизма в советской интерпретации.

К.М. Герасимова приложила немало усилий для создания сектора буддологии, единственного подобного рода подразделения в бывшем Советском Союзе. Ее инициатива была поддержана директором Института общественных наук СО АН СССР (ныне Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН) Д.Д. Лубсановым. Созданный в 1967 г. под ее руководством сектор подготовил фундаментальную монографию "Ламаизм в Бурятии XVIII - начала XX в. Структура и социальная роль культовой системы". Работа представляет капитальный коллективный труд, созданный сотрудниками сектора буддологии. К.М. Герасимова критически подходила к религиоведческим, текстологическим, историческим и этнографическим фактам, подвергая их объективному анализу. Исследование отличается богатой источниковедческой базой, и не потеряло актуальности в наши дни. Масштабность и глубина исследования позволяют поставить его в один ряд с трудами ведущих отечественных и зарубежных специалистов.

Возглавляя сектор буддологии, Ксения Максимовна своими исследованиями и новаторскими подходами внесла весомый вклад в развитие буддологической науки в нашей стране. Она вспоминала: "В условиях идеологического режима партократии, засилья вульгарного атеизма профессия буддолога и востоковеда была опасной и хлопотной". Так, ее статья "Символика орнамента на стрелохранилище", опубликованная в "Записках БМНИИК" в 1948 г., вызвала настоящий скандал. Научная общественность Улан-Удэ заклеймила автора как "апологета чин-гисхановщины", только по той причине, что в публикации для объяснения символики красного и белого цветов приводились цитаты из "Сокровенного сказания", древнейшего литературного памятника монголов. Критика прозвучала в центральной партийной печати и аукнулась автору отказом в приеме на работу в Институт культуры. Только по настоянию А.П. Окладникова П.И. Хадалов (с 1950 по 1954 г. - директор института) зачислил К.М. Герасимову в штат сектора истории. По решению Ученого совета БМНИИК ей пришлось отойти от своих основных занятий и приступить к написанию глав о третьей пятилетке (1938-1941) и "завершении строительства социализма" в Бурятии. Однако анализ первичных документов ЦСУ по отдельным промышленным предприятиям, колхозам, МТС и. т.д. показал, что было еще рано говорить о "завершении строительства социализма". Партийные органы и ученый совет института обрушились с острой критикой в адрес К.М. Герасимовой. На сей раз, Ксении Максимовне улыбнулась фортуна.

* Брат знаменитого актера Валерия Инкижинова, в 1930 г. эмигрировавшего во Францию.

230

RERSONALIA

А.М. Микоян выступил на XXII съезде КПСС с речью, в которой критически высказался о методике изложения советской истории. Глава, написанная исследовательницей на достоверных архивных свидетельствах, с незначительными доработками, вошла во второй том "Истории Бурят-Монгольской АССР" (1954).

В рамках сектора буддологии под руководством К.М. Герасимовой проводились конкретно-социологические исследования и опросы в семи районах Бурятской АССР (1971-1973). На основе обработанных данных написаны главы монографии о типологии отношения к религии и атеизму в демографических и социально-производственных группах бурятского сельского населения. Рукопись, подготовленная к печати, не была опубликована. Другая тема касалась вопросов, связанных с изучением индийского иконометрического канона. Работа базировалась на материале канонических иконометрических тибетских текстов, входящих в компендиум Ганчжура и Данчжура. Тексты, переведенные К.М. Герасимовой на русский язык и снабженные научными комментариями, были готовы к изданию, но титаническая работа осталась в рукописи.

Вершиной созидательной деятельности К.М. Герасимовой в области тибетологии стали монографические исследования "Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций: трактаты по иконометрии и композиции Амдо, XVIII век" и "Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма", в которые она вложила богатый опыт и свои обширные знания в области искусства, антропологии, истории, культурологии, этнографии и ряда других научных дисциплин. Первая монография отличается исключительной новизной в трактовке иконометрического канона как философской категории. Именно такое понимание, с точки зрения К.М. Герасимовой, открывало большие возможности эстетического моделирования иконографического образа. В 1989 г. вышел в свет труд К.М. Герасимовой "Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма", который лег в основу ее докторской диссертации "Этносоциальная основа синкретизма культовой системы ламаизма". В диссертации детально рассмотрены региональные формы буддизма в Центральной Азии и определена основа синкретизма его культовой системы.

Немало сил и энергии К.М. Герасимова отдала изучению средневековых тибетских наук, составляющих основу классического буддийского образования в престижных монастырских университетах Тибета. Среди них достойное место занимает тибетская наука исцеления (gso ba rig pa). Исследовательница была включена в авторский коллектив по подготовке к публикации русской версии "Атласа тибетской медицины" (АТМ) из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. Эта версия как совместный труд ученых из Москвы, Улан-Удэ, Тарту (Эстония) и Каунаса (Литва) издана в 1994 г. в издательстве "Галарт".

Тибетской медицине Ксения Максимовна посвятила ряд статей. Ей принадлежит авторство вступительной статьи к АТМ, озаглавленной "Памятник средневековой культуры Тибета" а также статьи "О структуре традиционной духовной культуры по материалах тибетских медицинских источников" в сборнике "Традиционная культура народов Центральной Азии" и «Особенности знаковой системы "Атласа тибетской медицины"». Кроме того, она в соавторстве с Н.Д. Болсохоевой написала вступительную статью «"The Atlas of Tibetan Medicine". Treasures from the History Museum of Buryatia» к каталогу выставки "Атласа тибетской медицины" в четырех музеях США. Каталог издан в издательстве "Rizzoli" в Нью-Йорке в 1998 г. "Атлас тибетской медицины" пре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком