научная статья по теме КУБИЗМ Геофизика

Текст научной статьи на тему «КУБИЗМ»

Ж купьтура

КУБИЗМ

ХУДОЖЕСТВЕНННЫЙ ПРОРЫВ В ЕВРОПЕ. 1906 - 1926

Роберт Фальк.

Женщина в красном платье.

1918

Юрий Анненков.

Адам и Ева. 1918

Экспозиция, развернувшаяся в залах Третьяковской галереи на Крымском валу, включает более 50 произведений из музеев Западной Европы и 80 работ из московских собраний. Она представляет важнейшее для судеб искусства XX века движение французского кубизма и его представителей из России и Германии. В первую очередь это относится к работам из Шпренгель-музея в Ганновере, обладающим замечательным собранием мастеров 1910 — 1920-х годов.

Крупный международный проект, идея которого принадлежит кураторам Третьяковской галереи, осуществлен совместно со Шпренгель-музеем. В Ганновере выставка экспонировалась с большим успехом весной. Она была организована в рамках празднования года России и Германии и, по оценкам прессы, стала заметным событием культурной жизни Европы. В московской экспозиции представлены работы крупных музеев Европы.

Посетители выставки смогут увидеть живописные работы Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Хуана Гриса, Фернана Леже, Робера и Сони Делоне, Альбера Глеза, Луи Маркусси, Жана Метценже, Франца Марка, Августа Макке, Пауля Клее и др., скульптуры Раймо-на Дюшан-Вийона, Жака Липшица, Анри Лорана. Большинство этих произведений в России будет показано впервые.

Цель выставки — представить русскую живопись 1910 — 1920-х годов в аспекте ее взаимоотношений с европейским кубизмом. Кубизм — первое направление в европейском искусстве, ставшее известным в России практически сразу же после его возникновения. Если импрессионизм, живописные открытия П. Гогена, П. Сезанна и А. Матисса воспринимались русскими со значительным опозданием, то в начале XX века, благодаря коллекционерам С.И. Щукину и И.А. Морозову, русские художники получили возможность приобщиться к новейшей французской живописи. В 1908 году С. И. Щукин привез в Москву одну из новых картин П. Пикассо, за ней последовало приобретение целой коллекции его куби-стических работ. С 1909 года щукинский особняк был открыт для публичных посещений, там бывали все будущие лидеры русского авангарда: М. Ларионов, И. Гончарова, Д. Бурлюк, К. Малевич, М. Матюшин, И. Клюн, В. Татлин, В. Кандинский и др. Русские художники знакомились с произведениями кубистов и на выставках, например, выставке «Бубнового валета» в Москве в феврале 1912 года, где экспонировались работы Ф. Леже, А. Глеза, Р. Делоне, П. Пикассо, а также на выставке «Современное французское искусство» (январь 1913, Москва).

46

10/ 2003

купьтура ^

Курт Швиттерс.

Пейзаж в Опхердикке и усадьба имения Опхердикке. 1917

Знакомство с французским кубизмом стало последним толчком для появления авангардного художественного мышления, которое развивалось по законам проектирования, а не отражения жизни. Освоение русскими этого направления проходило стремительными темпами. Уже в неопримитивистских картинах Н. Гончаровой (около 1910 года) сказались элементы кубизации формы. За первую половину 1910-х годов русское искусство прошло все стадии французского кубизма и сделало из него радикальные выводы. Таким выводом стала геометрическая абстракция — супрематизм и конструктивизм.

Кубизм привел русских художников к беспредметности, и это отличало русскую живопись от французской и сближало с представителями других европейских школ, также испытавших влияние французского кубизма, — голландцем Питом Мондрианом, немецкими художниками Оскаром Шлеммером, Куртом Швиттерсом. В этот момент русское искусство оказывается ближе к международному конструктивизму, получившему особое развитие в Германии после Первой мировой войны. В последующее десятилетие, с преодолением геометрической абстракции, русские во многом возвращаются к своей «первой любви» — французской живописи. Молодые художники учатся на образцах кубизма конструктивному мышлению, композиционной логике, владению живописной фактурой. Некоторые русские художники (в частности, И. В. Клюн) в это время испытывают влияние французского пуризма (Ле Корбюзье, А. Озанфан), наследующего кубистическую традицию.

Аристарх Лентулов.

Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915

Юрий Анненков.

Июнь. Лес. 1918

10/ 2003

47

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком