научная статья по теме КУЛЬТУРА ДОЛЛЬКАЙМ-КОВРОВО (САМБИЙСКО-НАТАНГИЙСКАЯ): ПОДХОДЫ К ДЕФИНИЦИЯМ ОБЩНОСТИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КУЛЬТУРА ДОЛЛЬКАЙМ-КОВРОВО (САМБИЙСКО-НАТАНГИЙСКАЯ): ПОДХОДЫ К ДЕФИНИЦИЯМ ОБЩНОСТИ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 1, с. 163-172

ДИСКУССИИ

КУЛЬТУРА ДОЛЛЬКАЙМ-КОВРОВО (САМБИЙСКО-НАТАНГИЙСКАЯ): ПОДХОДЫ К ДЕФИНИЦИЯМ ОБЩНОСТИ

© 2014 г. О.А. Хомякова

Институт археологии РАН, Москва (olga.homiakova@gmail.com)

Ключевые слова: Юго-Восточная Прибалтика, римское время, западнобалтский круг древностей, самбийско-натангийская культура, культура Доллькайм-Коврово.

The article considers the definitions of the West Baltic circle and the archaeological community of the first centuries of the first millennium AD situated on the territory of modern Kaliningrad peninsula. The problem of its denomination and correlation with the "group" and "culture" is also covered in this work. The community was detached by O. Tishler and later considered repeatedly in a range of works of the beginning of the 20th c. including K. Engel who gave the most extensive definition. In the second half of the 20th c. this definition was developed by the archaeologists of the Polish school. The archaeologists of the former USSR have also made their own approaches to the studying of this community. Nowadays the community is considered to be one of the cultures of the West Baltic circle. There are two definitions of it - "Sambian-Natangiyan culture" and "Dollkeim-Kovrovo culture". They reflect two different academic approaches to the notion "archaeological culture" - the former connects it straightly with its ethnic group and the latter cast doubt on the direct correlation of archaeological classification and group identification with ethnicity.

Археологическая общность, расположенная на территории современной Калининградской обл. РФ, - ключевая для понимания хронологии и ряда исторических процессов Центральной Европы первых веков н.э. Находясь на западной границе так называемого балтского мира, а также у начала "Великого янтарного пути", который связывал данный регион с Римской империей в 1-1У вв., она занимала особое положение среди археологических культур региона.

Политическая ситуация, сложившаяся после Второй мировой войны, сделала возможным параллельное изучение рассматриваемой археологической общности учеными Европы (прежде всего Польской республики и Германии) и бывшего СССР. Осложняло процесс изучения длительное отсутствие доступа к богатейшим археологическим коллекциям XIX - первой половины ХХ в., вплоть до начала 2000-х годов считавшихся утерянными. Интернациональный характер историографии обусловил не только наличие различных школ и подходов, но и довольно большой круг проблем дискуссионного характера, в том числе имеющих принципиальное значение. До сих пор не решен вопрос определения общности как "культуры" или

"культурной группы", ее наименования и основных признаков.

Базовые определения конца XIX - первой половины ХХ в. Первое определение этих древностей принадлежит О. Тишлеру (Tischler, 1891. S. 97, 98). В его основе - принцип выделения ареалов памятников, объединенных рядом категорий археологического материала, эволюционирующих во времени, наиболее полно затем сформулированный Г. Коссиной (Kossinna, 1911).

В пределах бывшей Восточной Пруссии выделялись следующие культурные регионы: 1) северный, литовский (Мемельский край); 2) Самбийский п-ов и северная Натангия (до р. Алле, района Бартен-штайна); 3) область к западу от р. Пассарге вдоль течения р. Вайзель; 4) восточная и южная части Восточной Пруссии. Изучаемый ареал получил название "самбийско-натангийский" (Das Samländisch-Natangische Gebiet), который характеризовали "поля погребений" (Gräberfelder) (Tischler, 1879. S. 159, 160). Соответственно подход к его изучению основывался исключительно на анализе материалов раскопок грунтовых могильников. Определенный круг базовых памятников, формировавших "культурное ядро", был локализован на полуострове и примыкающей с юга к р. Преголя области.

В качестве определяющего признака был назван погребальный обряд: трупоположение на раннем этапе и сожжение с помещением останков в керамическую урну - на позднем (Tischler, 1891. S. 97, 98). Эволюция культуры характеризовалась тремя этапами: "ранним" периодом В (I—II вв.)1, "средним" С (III — начало IV в.) и "поздним" D (IV—V вв.) (Tischler, 1891; Tischler, Kemke, 1902. S. 13).

Позже Э. Холлак выделил только три области: юго-западную, с округами Нойденбург и Зольдау и югом округа Остероде; восточную, куда входила центральная часть Мазурии и южная Эрмланда; центральную, где главная роль отводилась Самбии (Hollack, 1908. S. 56, 57). В ее пределах он выделил два района: к востоку от Деймы, между реками Прегель и Мемель и севернолитовский в нижнем течении Мемеля.

Вышедшая к тому времени публикация систематизированных по категориям и периодам материалов раскопок второй половины XIX в. (Tischler, Kemke, 1902), позволила включить в определение и характерные предметы погребального инвентаря (Hollack, 1908. S. 58—64). Этот набор признаков был достаточно точным и в будущем лишь уточнялся и дополнялся другими исследователями.

Определение, включавшее не только признаки, но и отличия общности от соседних областей, принадлежит Э. Блюме, который сформулировал его в рамках введенного им понятия "культурная группа" (Kulturgruppe). В погребальном обряде он отметил наличие предметов вооружения, не характерных для погребальных памятников нижнего течения Вислы, в инвентаре и керамике — ряд исключительных форм. Среди них существенную роль в теории эволюции культуры играли сосуды с многочастной ручкой, которые Э. Блюме впервые представил как пример формы, восходящей к традициям западно-балтийских курганов раннего железного века. Среди предметов периода С им были выделены "более ранние" и "поздние" типы. Культура уже традиционно локализовалась к востоку от нижнего течения Пассарге, в пределах Натангии и Самбии (Blume, 1912. S. 14, 163, 170).

В характеристике Н. Обрега впервые наблюдается наиболее полное следование методу Г. Коссины и его главному принципу, уравнивавшему понятие культуры с этносом. "Самбийская группа" по Н. Обергу — одна из трех, входивших в число "прусской территории", сложившейся в VI в. и выделяемой по лингвистическому принципу (Äberg, 1919.

1 История складывания хронологической шкалы могильников Калининградского п-ова и ее характеристика рассмотрены отдельно (Хомякова, 2012).

S. 5-11). Внимание, главным образом, уделялось позднеримскому периоду и великому переселению народов. Трупосожжение отмечалось как ведущий признак обрядности начиная с III в., среди предметов выделялись изделия с кольцевой гарнитурой и штампованным орнаментом, фибулы со звездо- и веерообразной ножкой (Âberg, 1919. S. 12-66).

Акцент на этнических интерпретациях - пожалуй, главная особенность определений В. Герте. Именно у него впервые можно встретить гипотезу о переселении готов за р. Пассарге и образовании ими "господствующего слоя" в западнобалтском обществе2. Решающую роль в генезисе культуры, по его мнению, оказали влияния с территории нижнего течения Вайзеля и из района Ногата. Помимо восточногерманских отмечались и импульсы из Юго-Восточной Европы, юга России (Gaerte, 1929. S. 162-259). Особое внимание было уделено им-портам с территории Римской империи. Важным было разделение форм предметов по категориям и культурным группам и представление их в виде сводных таблиц.

Наиболее развернутое, и, несомненно, этапное определение, оказавшее влияние на представления о дефинициях древностей региона и в послевоенный период, принадлежит К. Энгелю (Engel, 1933. S. 262-286; 1935. S. 77-86. Abb. 42-48). Между тем необходимо понимать, что если, с одной стороны, в его основе - анализ древностей Восточной Пруссии, с другой - это пример полного следования территориально-хронологической версии понятия культуры (Engel, 1933. S. 266, 267; 1935. S. 82-85). Стоит отметить и акцент на этнической характеристике: гипотезе о решающей роли германского компонента в развитии балтских культур, наиболее ярко проявившейся в совместной работе К. Энгеля и В. Ла Бома (Engel, La Baume, 1937. S. 144, 145. Abb. 29). Логическим продолжением этих изысканий стали разработки Г. Янкуна, впервые применившего для культурных дефиниций региона картирование наиболее характерных форм предметов (Jankuhn, 1950. Abb. 1-4, 12-15) и анализ костюмного комплекса как одного из ведущих культурных определителей.

Итак, древности центральной и северной Восточной Пруссии были объединены в западнобалтский круг "плоских" полей погребений (Westbaltische Flachgräberkultur), внутри которого были выделены группы (Unterkulturgruppen), идентифицируемые с племенными группировками: западно- и восточ-номазурская (соответственно племена галиндов и

2 Похожие территории присутствуют и у Н. Оберга (Âberg, 1919. S. 5).

Рис. 1. Схема дефиниций культур Римского времени К. Энгеля, расположенных между Вислой и Финским заливом (по: Engel, 1933; 1935). Условные обозначения: а - базовый культурный круг; б - [под]культурная группа; в - независимое культурное пространство; г - смешанная культура; д - контактная зона; е - направление основных культурных влияний.

судавов), мемельская (скальвы и курши) и самбий-ско-натангийская (аэстии) (рис. 1).

Характерными чертами общностей западнобалт-ского круга считались огромное количество индивидуальных признаков и собственных культурных связей при кажущейся однородности; ключевое значение самбийско-натангийской группы. Для нее был выдвинут тезис о "культурном континуитете" - непрерывном существовании кладбищ с первых веков н.э. вплоть до прихода Немецкого ордена в XIII в. Отмечалось и сохранение традиций раннего железного века: сооружение каменных надмогильных конструкций, изготовление некоторых форм керамических изделий, в качестве которых К. Энгель вслед за Э. Блюме называл сосуды с многочастной ручкой. К признакам погребального обряда периодов В и С впервые были отнесены захоронения вместе со всадниками взнузданных

лошадей. Определялась и ведущая роль контактов с Римской империей и торговли янтарем.

В рамках понятия смешанных культур (Mischkulturen) выделялась инстер-прегельская группа (Inster-Pregel Gruppe) (Engel, 1933. S. 278; 1

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком