научная статья по теме КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНАЯ САМОБЫТНОСТЬ ТУРЦИИ НЕ ПО «ЕВРОСТАНДАРТУ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНАЯ САМОБЫТНОСТЬ ТУРЦИИ НЕ ПО «ЕВРОСТАНДАРТУ»»

WILL BE HISTORY TOMORROW / СТАНЕТ ИСТОРИЕЙ ЗАВТРА

УДК: 327

ELINA VASILJEVNA TSYRKUL

Postgraduate student Saint-Petersburg state university, School of international relations, Russian Federation, 191060, Saint Petersburg, Smolny str. 1/3

E-mail: elina-model@yandex.ru

Cultural and religious identity of Turkey not in European standard

The article discusses the cultural and religious identity of Turkey as a "hidden" obstacle to the country's accession to the European Union as a full member. Membership of Turkey to the Islamic world frightens the Europeans much more than mismatches in voiced points of the negotiation process. Although representatives of States - members of the EU refrain from making religious issue openly discussed, they try not to make decisions that are contrary to public opinion in their countries. The article analyzes the reasons for this situation. The issue of confusion between "Islam" and "terrorism» is raised in the minds of people. The article also pays special attention to the analysis of the concept of "European identity" and the question what happened to the policy of "multiculturalism".

Key words: European identity, multiculturalism, European integration, democracy, terrorism, Islamism, the religious factor in world politics.

ЭЛИНА ВАСИЛЬЕВНА ЦЫРКУЛЬ

аспирантка кафедры мировой политики факультетa международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (Россия, 191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, 8-й подъезд)

Тел.: +7 (911) 703-73-55; E-mail: elina-model@yandex.ru

В статье рассматривается культурная и религиозная самобытность Турции как «скрытая» преграда на пути вступления страны в Европейский Союз в качестве полноправного члена. Принадлежность Турции к исламскому миру пугает европейцев куда больше, чем несоответствия по озвученным пунктам переговорного процесса. И хотя представители государств - членов ЕС воздерживаются от вынесения религиозного вопроса на открытое обсуждение, они стараются не принимать решений, противоречащих общественному мнению в их странах. В статье проведен анализ причин сложившейся ситуации. Поднята проблема смешения понятий «ислам» и «терроризм» в сознании людей. Также в статье уделяется особое внимание анализу понятия «европейская идентичность» и вопросу о том, что же произошло с политикой «мультикультурализма».

Ключевые слова: европейская идентичность, мультикультурализм, европейская интеграция, демократия, терроризм, исламизм, религиозный фактор, мировая политика.

Культурно-религиозная самобытность Турции не по «евростандарту»

Религиозный фактор», помимо трудностей социального, политического и экономического характера, создает серьезное препятствие на пути Турции в ЕС. Особенно «исламский фактор» беспокоит Германию и Францию, которые видят в нем угрозу и едва ли не главную причину невозможности пустить Турцию в Евросоюз, даже если она выполнит все условия. Так, бывший президент Франции Николя Саркози не раз утверждал, что Турция не принадлежит к Европе, и не скрывал того, что хоть она и заслуживает специальных отношений с ЕС, она не должна когда-либо стать полноправным членом блока.

В свою очередь Ангела Меркель также заявила, что ЕС не может «принимать всех в свой состав. Наша позиция в том, чтобы предоставить Турции привилегированное партнерство, но не полномасштабное членство» [1, с. 11].

В Европе не скрывают серьезных опасений, что 72-миллионная мусульманская страна своим вступлением в ЕС может нарушить исторически сложившийся этноконфесси-ональный баланс континента и ускорить начавшийся процесс исламизации Европы, что может привести к размыванию традиций европейской христианской цивилизации. Так, председатель Австрийской партии свободы Хайнц Кристиан Штрахе считает, что «Европа должна остаться в нынешних культурно-географических границах» [2, с. 11] и что «членство в Евросоюзе неевропейских стран станет его концом» [3, с. 11].

Хотя Турция является светским государством, подавляющая часть населения, 99%, причисляет себя к мусульманам. «Присоединение к ЕС еще почти 72 млн приверженцев ислама, как опасаются многие, может полностью изменить всю суть «эксклюзивного европейского характера» Европейского Союза» [4, с. 11]. Если премьер-министр Польши расценил принятие Турции как открывающее «фантастические возможности для экономики», то бывший президент Франции Валери Жискар

д'Эстен заявил, что «выступает против членства Турции, поскольку у нее другая культура, другой подход, другой образ жизни». Концепция европейской интеграции и определение формы объединения в общественном сознании изначально связывались с демократическими принципами. Культура выступает краеугольным камнем установления легитимности и демократии в рамках создаваемой институциональной системы как основополагающий фактор формируемой европейской идентичности. В сложный период разногласий о принципах европейской интеграции приходит понимание роли культуры как основы формирования общей европейской идентичности и предотвращения возникновения конфликта национальных интересов отдельных стран. «Саммит в Фонтенбло в 1984 г. подтвердил необходимость выработки стратегии продвижения идеи европейской идентичности. Идея "европейской идентичности" и "европейского наследия" становятся важным элементом современной дискуссии о европейской интеграции» [5, с. 11]. Крис Шор видит дефицит демократии как симптом крайнего дефицита культуры. Поэтому основой для интеграции должно выступить общее культурное наследие [6, с. 11]. Ключевым аспектом культурной составляющей стратегии европейской интеграции стала идея европейского гражданства. Это свидетельствовало об ориентации общественного сознания на формирование европейской идентичности как гражданского типа национальной идентичности. Д'Апполони отмечает в этом отношении, что для того, чтобы Европейский Союз стал социальной реальностью, он должен быть не только институциональным, но и прежде всего социальным образованием, т.е. реальным обществом с особой новой общеевропейской политической культурой. «Демократическая гражданственность не обязательно определяется национальной идентичностью. Но она подразумевает социализацию личности в рамках общей политической культуры. Соответственно, общая

политическая культура не может быть связана с какой-либо одной моделью национальной культуры» [7, с. 11].

Европейская идентичность - явление политическое, и его формирование предполагает достижение тождественности в понятиях гражданственность и национальность. То есть это формирование некой демократической гражданственности, которая рождает новую политическую культуру. Ведь европейская идентичность должна ощущаться всеми гражданами ЕС, в том числе мусульманами, для которых общее культурное наследие Европы является чужим культурным наследием. Но в таком случае идентичность, основанная только на демократии, открыта для всех стран с любой культурой, если главным критерием является культура политическая. Это скорее ведет к формированию мировой демократической идентичности, тогда как целью было создание идентичности европейской. Остается открытым вопрос о том, как европейская идентичность может представлять ислам и идентичность многочисленных мусульманских групп в качестве элемента структуры общеевропейской идентичности. Несомненно, что Турция - одна из наиболее самобытных стран мира, страна с собственной культурой и идентичностью, на которые наложило отпечаток прошлое кочевников Центральной Азии, ислам, традиции древних народов Малой Азии. Несмотря на то что она всеми силами старается представить себя светским государством, менталитет ее общества остается мусульманским. «Образ жизни, традиции, трудовая этика, культура общения, да и принципы социальной жизни турок сильно отличаются от европейских. Туркам присущи патриархально-клановая структура семьи и зависимость от общины. Но общинный образ жизни ограничивает индивидуализм, который является главным принципом европейского самосознания. Практика показывает, что турки в Европе живут в своих общинах и плохо интегрируются с местным населением. И руководству ЕС придется, по-видимому, учесть и мнение граждан своих стран: согласно опросам общественного мнения, большинство европейцев не хотят видеть турок в европейской семье» [8, с. 11]. Численность мусульманской общины Европы постоянно растет. «За последнее десятилетие число мусульман в европейских странах удвоилось, достигнув 23 млн, что составляет примерно 5% всей численности населения (для сравнения: в 1950 г. в европейских государствах проживало не более 800 тыс. мусульман). В настоящее время наибольшее число мусульман проживает во Франции (6 из 62 млн), за ней идут Германия (3 из 82 млн), Британия (1,5 из 60 млн), Италия (около 1 из 58 млн), Испания (около 1 из 40 млн). Предполагается, что число мусульман в Европе удвоится к 2025 г., а в 2050-м, по примерным расчетам, достигнет 20% населения. А если добавить население Турции (в настоящее время около 70 млн человек), мусульманское население Европы будет значительно больше. С учетом турецкого фактора в перспективе большинство населения Европы составят мусульмане. Эти расчеты не берут во внимание ряд других обстоятельств, которые могут повлиять на ситуацию. Это, в частности, динамика прироста (или убывания) немусульманского населения Европы, аналогичная динамика в отношении мусульманского населения, уровень иммиграции новых групп мусульманского населения, возможная иммиграция немусульманского населения, динамика изменения численности населения Турции, возможный переход из одного вероисповедания в другое и т.п.» [9, с. 11].

Почему так страшит Европу мысль объединиться с большой мусульманской страной?

Во-первых, плохая ассимиляция мусульман в Европе и, в частности, турок - в Германии. Германия, а за ней и Франция с Великобританией заговорили о провале политики мультикультурализма. «Мультикультурализм эпохи постмодерна представляет собой не только этническое разнообразие, но и разнообразие жизненных стилей, ориентаций и культурных тенденций. Поскольку культурный плюрализм состоит не в замкнутом сущ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком