научная статья по теме КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ В СПИСКЕ ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ География

Текст научной статьи на тему «КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ В СПИСКЕ ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ»

ИЗВЕСТИЯ РАИ. СЕРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ, 2007, № 3, с. 7-17

ТЕОРИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГЕОГРАФИИ

УДК 910.1

КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ В СПИСКЕ ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

© 2007 г. М. Е. Кулешова

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия

Поступила в редакцию 04.07.2006 г.

Более 55% объектов Всемирного культурного наследия против 6% официально признанных имеют основания быть отнесенными к номинации "культурный ландшафт". Разработана типология объектов, относимых к данной номинации, и представлены особенности их географического распределения.

С начала 1990-х годов внимание специалистов многих стран, занятых в сфере охраны наследия, обращается к феномену культурного ландшафта [2]. В 1992 г. в руководящих документах ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии появляется дефиниция "культурный ландшафт" и устанавливается его место в ряду объектов наследия [4, 6]. В соответствии с принятой типологией все объекты наследия подразделяются на природные, культурные и смешанные. Культурный ландшафт понимается как результат совместной работы, совместного творчества человека и природы. Тем не менее формально он относится к объектам культурного наследия.

Список участков Всемирного наследия, представляющий 136 стран, на август 2005 г. составлял 812 единиц, из которых 628 относились к культурному наследию, 160 - к природному, 24 - к смешанной группе. Сорок участков проходили по категории "культурный ландшафт", из них 35 относились к культурному наследию и пять были включены в смешанную группу.

Первым официально зарегистрированным культурным ландшафтом в списке объектов Всемирного наследия стал новозеландский национальный парк Тонгариро в 1993 г. Территория парка -это важный духовно-религиозный центр и культурное пространство народа маори. В следующем, 1994 г., появился еще один объект, отнесенный к категории культурного ландшафта - австралийский национальный парк Улуру, где местное племя анангу сохраняет традиционный образ жизни и ритуально-сакральные отношения с природой. В 1995 г. к двум первым объектам добавились рисовые террасы Филиппин (существующие 2 тыс. лет обширные рисовые поля Ифугао на склонах филиппинских Кордильер) и португальская Синтра (садово-парковый ландшафт с замками, дворцами, павильонами, малыми архитектурными формами). В дальнейшем число объектов этой категории наследия в составе списка

стало быстро расти. Если до 1999 г. предложения

0 включении такого типа объектов в список Всемирного наследия были единичными, то начиная с 1999 г. их число ежегодно составляет от четырех до семи номинаций. И тем более значимо, что анализ списков объектов культурного наследия позволяет заключить: "культурный ландшафт" в качестве идеи и концепции присутствует в гораздо большем числе объектов Всемирного наследия, чем формально зарегистрированное их количество.

Официальные списки культурных ландшафтов периодически публикуются в информационных бюллетенях Центра Всемирного наследия. Однако их сравнение с ежегодно обновляемыми и публикуемыми краткими описаниями всего объема номинаций [3] показывает, что статус культурного ландшафта получают далеко не все объекты, характер описания которых указывает на принадлежность их к культурному ландшафту. Многие объекты наследия, отнесенные к другим категориям, содержат существенные признаки культурных ландшафтов или даже идентифицируются страной-заявителем как культурные ландшафты. Все они образуют группу "скрытых", или латентных, культурных ландшафтов.

Такие "скрытые" культурные ландшафты ежегодно пополняют список Всемирного наследия на десяток или более объектов. На наличие "скрытых" культурных ландшафтов в списке Всемирного наследия уже обращали внимание эксперты Центра Всемирного наследия. В частности, об этом свидетельствует аналитический обзор Петера Фоулера [5]1.

1 Автор убедительно доказал, что за десятилетний период, с 1992 по 2002 г. в список Всемирного наследия фактически было включено 100 культурных ландшафтов, среди кото-

рых к официально признанным были отнесены только 30.

Выявление и критерии идентификации культурных ландшафтов в списке Всемирного наследия. Нами был проведен детальный анализ кратких описаний объектов Всемирного наследия по данным на 2005 г., которые с этого года стали доступны в русскоязычном варианте на сайте Московского бюро ЮНЕСКО [1]. В результате было выявлено около 350 объектов, которые можно рассматривать как культурно-ландшафтные комплексы. Это более половины от общего числа объектов культурного наследия мира.

Результаты проведенного анализа открывают картину потенциальных возможностей списка, заключенный в нем культурно-ландшафтный потенциал. Для выявления культурных ландшафтов в общем списке Всемирного наследия нами были установлены признаки-индикаторы культурного ландшафта, косвенно или прямо свидетельствующие о принадлежности объекта к культурному ландшафту. У каждой из типологических разновидностей культурных ландшафтов могут быть свои характерные признаки, но есть и некоторые общие показатели, на основании которых объект наследия может быть отнесен к культурному ландшафту:

• употребление понятия "культурный ландшафт" либо его типологической разновидности в кратком описании объекта;

• употребление ландшафтного топоса в наименовании номинации;

• указание на наличие охраняемой территории в наименовании номинации;

• отражение ландшафтной ситуации в кратком описании объекта;

• наличие содержательных и структурных аналогий между официально признанными и латентными культурными ландшафтами.

Некоторые краткие описания включают понятие "культурный ландшафт" и в содержательном плане полностью ему соответствуют, но ведущей ценностью наследия для этих объектов признано что-то иное (спорный вопрос!). Наименования номинаций при этом бывают такими, что никоим образом не позволяют предугадать за ними латентный культурный ландшафт2.

Другим показателем принадлежности объекта к культурному ландшафту служит употребление в наименовании номинации какого-либо географического природно-ландшафтного топоса, например, гора, долина, роща, холмы, плато, окрестности, район, регион. Кроме того, некоторые наименования номинаций вообще сводятся к

2 Например, румынские номинации "Деревни с укрепленными церквями в Трансильвании" (1999), или "Деревянные церкви исторической области Марамуреш" (1999), или "Памятники неолита на Оркнейских островах" (Великобритания, 1999).

крупным ландшафтным топонимам. Таких культурных объектов в списке Всемирного наследия

не один десяток (около 80) . Наиболее частые то-посы - горы и долины. Горы особенно характерны для номинаций Китая - 7 номинаций из 27 объектов культурного наследия включают в свои наименования горы. В Китае нет ни одного официально выделенного культурного ландшафта, что не мешает стране буквально "исповедовать" ландшафтный подход к наследию.

Еще одним важным индикатором культурных ландшафтов в кратких описаниях объектов Всемирного наследия следует назвать наличие природных характеристик местности и природных ценностей. В списке 24 объекта отнесены к смешанным (mixed property), и практически все их можно рассматривать как культурные ландшафты, хотя формально к данной номинации отнесены только четыре смешанных объекта. Помимо смешанных номинаций значительное число объектов культурного наследия содержит в своих кратких описаниях относительно развернутые природные характеристики. Собственно объект значим в его взаимосвязи с окружающим пространством; следовательно, есть основания отнести эту территориальную целостность к культурному ландшафту4. Гармонично вписаны в природный ландшафт и сочетаются с ним многие дворцово-парковые комплексы, святилища и священные места, пещерные города, города-острова или города-оазисы в пустынях, островные монастыри и королевские резиденции, террасированные сельские угодья на горных склонах и др.

Во всем мире наиболее эффективной формой охраны объектов наследия служат охраняемые территории. Охраняемая территория включает весь ландшафтный комплекс, попадающий в ее границы, поэтому номинации объектов культур-

3 Назовем для примера ряд номинаций: "Холмы Матобо" (Зимбабве, 2003), "Пальмераль - пальмовые рощи вокруг города Эльче" (Испания, 2000), "Остров Ивиса: биоразнообразие и культура" (Испания, 1999), "Берега Сены в Париже" (Франция, 1991), "Нагорье Бандиагара (Земля дого-нов)" (Мали, 1989), "Духовный центр православия Гора Афон (Святая гора)" (Греция, 1988), "Венеция и ее лагуна" (Италия, 1987), "Ущелье Айрон-Бридж" (Великобритания, 1986), "Плато Тассилин-Аджер" (Алжир, 1982), "Долина Катманду" (Непал, 1979).

4 Например, "Руины древнего города Мачу-Пикчу" (Перу, 1983) находятся "на высоте 2430 над у.м. в окружении тропических зарослей в исключительно живописной горной местности...Мощные стены, террасы и пандусы выглядят так, словно их создала сама природа, вырубив прямо в скалах", "Священные места и дороги паломников в горах Кии" (Япония, 2004) расположены посреди густых лесов и объединяют территорию в 500 га, которая "включает прекрасный окружающий горно-лесной ландшафт с изобилием рек, ручьев и водопадов", "Монастырь Гегард и верховья реки Азат" (Армения, 2000) "органично вписан в великолепный природный ландшафт верховьев реки Азат и окружен скалами, напоминающими своими формами башни".

ного наследия, в наименовании которых зафиксирован статус охраняемой территории, как правило, могут быть идентифицированы в качестве культурных ландшафтов. Это национальные парки, национальные исторические парки, археологические парки, историко-культурные парки, исторические заказники, исторические территории, пейзажные местности, города-заповедники, культурные резерваты и т.д. Их площадь соизмерима с площадью ландшафтных таксонов, а границы проводятся с учетом факторов ландшафтной целостности. В ряде случаев краткие описания таких номинаций подтверждают ландшафтные качества объекта. В других случаях наименование участка наследия косвенно свидетельствует о наличии ландшафтного объекта, что можно подтвердить, ознакомившись с подробным досье, представляе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком