научная статья по теме КЫРГЫЗСКИЙ И КАРАХАНИДСКИЙ КАГАНАТЫ: НЕИЗГЛАДИМЫЕ СЛЕДЫ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КЫРГЫЗСКИЙ И КАРАХАНИДСКИЙ КАГАНАТЫ: НЕИЗГЛАДИМЫЕ СЛЕДЫ»

172

ВОСТОК (ОМЕШ) 2015 № 2

КЫРГЫЗСКИЙ И КАРАХАНИДСКИЙ КАГАНАТЫ: НЕИЗГЛАДИМЫЕ СЛЕДЫ

© 2015 А.Ю. БОРИСЕНКО, Ю.С. ХУДЯКОВ

Третья международная научно-практическая конференция была проведена в Чолпон-Ата, 18-21 сентября 2014 г. при поддержке президента Республики Кыргызстан А. Атанбаева. Работа пленарного заседания открылась оглашением его приветственного слова. С приветствиями к собравшимся обратился от имени Тюркской Академии С. Сыздыков (Астана, Казахстан) и президент Кыргызского представительства платформы "Диалог-Евразия" У. Болушов.

Работу пленарного заседания открыл Ю.С. Худяков (Новосибирск, Россия) докладом "Военное дело кыргызов Саяно-Алтая в эпоху развитого Средневековья". Он изложил основные результаты изучения находок предметов вооружения из раскопок курганов культуры енисейских кыргызов эпохи развитого Средневековья в Минусинской котловине, Туве и Горном Алтае. Наиболее значительные изменения в этот период произошли в составе комплекса вооружения кыргызских панцирных воинов. Распад единого государства привел к тому, что кыргызские княжества не смогли противостоять военной мощи Монгольской империи в начале XIII в.

В.Я. Бутанаев (Абакан, Россия) рассмотрел исторические сведения об особенностях природной среды в период обитания в Саяно-Алтае енисейских кыргызов, которые нашли отражение в языке, фольклоре и этнической культуре современных тюркских народов этого историко-культурного района. Согласно его исследованиям, енисейские кыргызы были народом степной культуры. В легендах и преданиях они выступают древними обитателями Саяно-Алтая с тех времен, когда там была только степь и не росли деревья. Более древним населением, вероятно, были самодийские племена "эштеки", которые упоминаются в хакасских преданиях.

Председательствующий на пленарном заседании Т. Чоротегин (Бишкек, Кыргызстан) зачитал резюме доклада Х. Гасымова Сабир оглы (Баку, Азербайджан) "Основные этапы истории кыргызской государственности", согласно которому, современный Кыргызстан и Хакасия являются правопреемниками кыргызской государственности.

Выступление С.М. Сыздыкова (Астана, Казахстан) было посвящено изучению истории кочевников в Караханидском государстве. По мнению автора, карлуки, перекочевавшие из северных районов Центральной Азии в Притяньшанье, доставляли много хлопот правителям государства Караханидов, один из которых пытался поселить их в Кашгаре, чтобы они перестали кочевать, носить оружие и занялись земледелием. Кочевые племена неоднократно поднимали восстания, в результате которых, по мнению докладчика, это государство распалось. Г. Бабаяров (Ташкент, Узбекистан) проанализировал надписи на караханидских монетах, среди которых, согласно прочтению автора, содержался титул "Тюрк-хакан". Выступление Ч. Алийлмаза (Эрзерум, Турция) "Образцы древнетюркских письмен в Анатолии: эпитафийные камни Ахлата" содержало общую информацию об оленных камнях, каменных изваяниях, изображающих людей и животных, полученную в ходе поездок автора доклада по Российскому Саяно-Алтаю, Монголии и Кыргызстану. Эти стелы и изваяния докладчик сравнил с плитами с надписями на территории Азербайджана и в районе Ахлата в Турции. Сообщение И. Джамиля (Баку, Азербайджан) было посвящено образу героя Манаса в эпическом творчестве кыргызов. Доклад М.Ч. Кожобекова (Бишкек, Кыргызстан) "О первоначальном этапе кыргызского государства" содержал анализ сведений китайских письменных источников и суждений специалистов-китаистов об этнической истории древних кыргызов. К.Ш. Табалдиев (Бишкек, Кыргызстан) в докладе "Новые раскопки на городище Кан-Дебе (средневековый город Тонг)" проинформировал о результатах раскопок на данном городище, расположенном на южном побережье оз. Иссык-Куль, в течение последних трех лет. Доклад сопровождался показом научно-популярного фильма об этих раскопках. Т.К. Арзыбаев (Бишкек, Кыргызстан) охарактеризовал некоторые исторические источники по истории государства Кара-ханидов. А.К. Бектемирова (Нарын, Кыргызстан) рассмотрела проблемы сохранения архитектурного памятника эпохи Караханидов Кочкор-Баши. В селе Кочкор находится музей, в котором экспонируются и хранятся различные предметы, обнаруженные на данном памятнике, в том числе строительные детали архитектурного сооружения. Л.Н. Ведутова (Бишкек, Кыргызстан) в докладе "Государственная социально-политическая стратегия и тактика тюрков в эпоху каганатов" проанализировала сведения о раннем этапе формирования тюркских государств, о расселении и образовании на территории Семиречья согдийских торговых факторий. По ее мнению, образование тюркских государств в Центральной Азии в эпоху раннего Средневековья опиралось на предшествующий положительный опыт хуннской государственности. Э.Т. Джороев в докладе

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

173

"Историческая связь кыргызов с государством Караханидов и тюркскими народами после заката великодержавия Кыргызского каганата" подчеркнул большую роль климатических изменений на территории Центральной Азии в X в. Наступившая засуха вытеснила тюркоязычные племена из центрально-азиатских степей к их окраинам. Поэтому уже во второй четверти X в. кыргызы оставили почти все завоеванные земли. Степи Центральноазиатского региона были заняты кида-нями. В период образования Караханидского каганата кыргызы приняли ислам.

Тема выступления С. Жумашовой (Ош, Кыргызстан) - развитие социальных отношений в государствах Саманидов и Караханидов в Средней Азии. Доклад А.Т. Кыдырова (Ош, Кыргызстан) "Государство Караханидов и война" содержал сведения по военной истории государства Караханидов. Т. Кененсариев (Бишкек, Кыргызстан) в докладе "Таласская битва и геополитическое положение в Центральной Азии в эпоху Караханидов" рассказал о значении битвы на р. Талас между войсками Арабского халифата и китайской армией. В эпоху Караханидов произошла исламизация значительной части тюркского населения Среднеазиатского региона. В докладе А.М. Кылычева (Бишкек, Кыргызстан) "Персоязычные источники по истории Притяньшанья и сопредельных территорий в эпоху Средневековья" подчеркивалось их значение для истории региона. С XIII в. персидский язык стал широко использоваться в государстве Хулагуидов. На этом языке были написаны сочинения по истории Монгольской империи и хроники эпохи Тимуридов.

В совместном докладе А.М. Кылычева и Э.М. Молотовой (Алматы, Казахстан) "Исторические источники о великой империи Караханидов" исследовались события, относившиеся ко времени распространения ислама в этом государстве. По мнению докладчиков, Караханидское государство являлось "золотым мостом" между странами Запада и Востока. Со времени прибытия в Кашгар са-манидского принца Хаджи Абу Насра Самани, который стал наставником караханидского правителя Султана Сатука Бугра-хана гази, началось распространение ислама в этом государстве. Последующие победы войск Караханидов против уйгуров-буддистов стали для местного населения свидетельством превосходства ислама. В докладе Э.М. Молотовой «Предания о династии Караханидов в "Тазкирах"» проанализированы эпические мотивы в этом источнике. А.М. Мокеев (Бишкек, Кыргызстан) проанализировал термины правителей енисейских кыргызов "ажо" и "иди". Он проследил историю изучения этих терминов российскими, казахскими и кыргызскими исследователями. Согласно заключению докладчика, термин "ажо" имел значение "господин, обладатель, властелин", "отец, предок", и слово "иди" также означало "господин, обладатель, властелин".

Выступление Г. С. Токоевой (Жалал-Абад, Кыргызстан) было посвящено социальной структуре общества в период Караханидов. А.С. Ормушев (Бишкек, Кыргызстан) говорил о влиянии распространения ислама на население Караханидского каганата. Схожим по тематике было выступление Н. Марзабаевой (Жалал-Абад, Кыргызстан) - об исламе в качестве господствующей идеологии в государстве Караханидов. Н.А. Фукалов (Бишкек, Кыргызстан) в докладе "Сохранение сакральности власти у тюрков и кыргызов в переходные периоды истории Средневековья" исследовал значение некоторых титулов в государствах древних тюрков и кыргызов. По его оценке, каганы имели сакральный статус. Титулы "бильге", "тегин", "ышбара" и другие имели сакральный смысл. Существенные изменения произошли в государствах тюркских народов в IX в. в связи с распространением исламской религии.

В совместном докладе Ю.С. Худякова, А.Ю. Борисенко, Ж. Орозбековой "Изучение символического использования древкового колющего оружия кыргызов Тянь-Шаня" были проанализированы сведения ученых и путешественников XIX-XX вв., зафиксировавших случаи использования такого оружия кыргызами в погребальной и поминальной обрядности. Рассмотрены этнографические материалы, собранные в ходе проведения научных экспедиций на Тянь-Шань Ч.Ч. Валихановым, П.П. Семеновым-Тян-Шанским, С.М. Абрамзоном и другими исследователями. Выступление Г.О. Эсеналиевой (Нарын, Кыргызстан) было посвящено истории государства Караханидов в трудах кыргызского ученого-востоковеда О. Караева. В его работах было уделено большое внимание социально-экономической и политической истории государства Караханидов в Центральной Азии. Завершающий работу конференции доклад Т.К. Чоротегина (Бишкек, Кыргызстан) был посвящен анализу тюркских этносов в полиэтнических государствах Кыргызском и Караханидском каганате.

Работа конференции сопровождалась интересной культурной программой. Участники конференции посетили краеведческий музей в г. Чолпон-Ата, музей под открытым небом в его окрестностях и осмотрели петроглифические памятники и древнетюркские каменные изваяния.

Конференция стала заметным событием в научной жизни для ученых Кыргызстана, Казахстана и Российской Федерации, исследующих проблемы истории и культуры населения Центральной Азии в эпоху развитого Средневековья.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком