научная статья по теме Л. АНДРЕЕВ. «НА РЕКЕ» Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «Л. АНДРЕЕВ. «НА РЕКЕ»»

Б.Г. БОБЫЛЕВ

Орел

Л.Андреев. «На реке»

Рассказ Л. Андреева написан в жанре пасхальной литературы. В организации его сюжета большую роль играет хронотоп, тесно связанный с библейским повествованием о потопе. Анализируя языковые средства, автор статьи останавливается на сложных предложениях-периодах, активной звукописи, ритмизации прозы и пр.

Ключевые слова: дейксис; звуковая организация текста; экспрессия текста; синтагма; синтаксический параллелизм.

Леонид Андреев (1781-1919), весьма «популярный при жизни... был почти забыт после смерти и по сей день остается непрочитанным, неразгаданным» [Макарсков 2003: 47]. Всплеск интереса к этому «непрочитанному» писателю в последние два десятилетия связан во многом с художественной практикой русского постмодернизма. Исследователи усматривают в творчестве и мировидении Леонида Андреева родственную связь с модернистскими течениями в искусстве и философии XX в., проводя параллели между Андреевым и писателями-экзистенциалистами Камю и Сартром, ставя его произведения в один ряд с произведениями Кафки [Богданов 1990; Макарсков 2003].

Модернистская природа стилистики Л. Андреева долгое время не осознавалась. Причиной этого было следование писателя, особенно в его раннем творчестве, тематическим и жанровым традициям русской реалистической литературы

Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед. наук, кандидат филол. наук, профессор Орловского гос. ун-та УНПК. E-mail: horis-hohylev@yandex.ru

XIX в. Он демонстративно дистанцировался от декадентов и выступал членом литературного объединения писателей-реалистов «Среда» вместе с И.А. Буниным, М. Горьким, А.И. Куприным, В.В. Вересаевым, Б.К. Зайцевым. Однако за внешней жанрово-тематической традиционностью произведений Андреева скрывается принципиально иное художественное ми-ровидение, иная эстетика, иной подход к языку. Весьма характерными в этом отношении являются его пасхальные рассказы. Надо сказать, что к жанру пасхального рассказа обращались многие русские писатели: Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, А.И. Куприн, Ф.К. Сологуб, И.С. Шмелев и др. В рамках этой жанровой традиции написаны такие шедевры русской классики, как «После бала» Л.Н. Толстого, «Студент» А.П. Чехова, «Легкое дыхание» И.А. Бунина. Вместе с тем никто из русских писателей не обращался столь часто и настойчиво к пасхальной тематике, как Л. Андреев. Помимо широко известного литературного дебюта - рассказа «Баргамот и Гараська» (1898), можно упомянуть и «В Сабурове» (1899), «На реке» (1900), «Праздник» (1900), «Весной» (1902), «Весенние обещания» (1903).

Остановимся на рассказе «На реке» и попытаемся показать на этом примере особенности стилистики ранней прозы Л. Андреева.

Событийная канва фабулы («истории»1) находит свое воплощение в сюжете («нар-ративе») рассказа, первостепенную роль в организации которого играет хронотоп. Повествование охватывает только одни сутки из жизни Алексея Степановича (машиниста мельницы) - Страстную субботу; все остальные события представлены в воспоминаниях героя, т.е. вынесены за рамки сюжета. Рассказ отчетливо делится на три части: ночь на Страстную субботу -день Страстной субботы - Пасхальная ночь. Пространственным центром первой части выступает домик Алексея Степановича: выход за его порог ассоциируется с выходом героя из состояния тоскливого уединения и одиночества (этому предшествуют избиение из-за девушки, ссора с начальством, разлад с окружающими). Действие второй части разворачивается на просторе реки, вышедшей из берегов, на залитых водой улицах Стрелецкой слободы. В третьей части происходит обратный процесс: пространство как бы свертывается, предельно сжимается: мы оказываемся вместе с героем на тесном чердаке, где он находит умирающего старика, содержателя публичного дома, и ухаживающую за ним женщину. Хронотоп рассказа тесно связан с хронотопом Пасхи и библейского повествования о потопе, что открывает широкие возможности для семантических вариаций, связанных с темами воскресения и спасения. Описание внешних событий при этом играет второстепенную роль, на первый план выступают оценочные, экспрессивные моменты; изобразительность уступает место выразительности. Повествование в значительной степени носит предельно субъективированный характер: мы имеем здесь дело с интерференцией точек зрения повествова-

1 Традиционному для отечественной филологии противопоставлению фабула - сюжет (введено Ю.Н. Тыняновым и Б.В. Томашев-ским) в современной нарратологии соответствует противопоставление история - нарратив [Татару 2008].

теля и главного героя. Совмещение точек зрения повествователя и персонажа, а в ряде случаев их полное слияние, создают эффект, характерный для лирики, где «история» подается не объективировано, но через восприятие лирического героя. Тем самым, наряду с широким использованием приемов поэтической речи, закладываются основы для размывания и преодоления жанровых границ, что выступает одним из отличительных признаков поэтики модернизма и постмодернизма.

Весьма показательным в данном отношении является начальный абзац рассказа:

Алексей Степанович, машинист при Буковской мельнице, среди ночи проснулся, не то уже выспавшись, так как накануне он завалился спать с восьми часов, не то от ровного шума дождя по железной крыше, от которого он отвык за семь зймних месяцев. Рамы в окнах уже были выставлены, и звук приносился густой и отчетливый, точно над железом крыши опрокинули мешок с горохом, и сквозь этот шум едва пробивалось мягкое и задумчивое бульканье. Алексей Степанович засветил огонь и, накинув пальто, выглянул наружу. Было так темно, что в первую минуту он не мог рассмотреть ракиты, которая стояла как раз у входа. Грохот дождя на крыше стал глуше, но бульканье усиливалось; и Алексей Степанович понял, что капли дождя попадают в воду, и удивился, откуда она взялась у его домика, стоявшего на бугорке. Постепенно тьма начала двйгаться перед глазами и сбираться в черные пятна, похожие на провалы в темно-сером полотне. Вот темною полосою вытянулась ракйта; за нею черным пятном встал барак, в котором находится потухший паровик; дальше, как туча с причудливыми краями, расплывался высокий четырехэтажный корпус мельницы. Одно окно, под крышей, слабо светилось, и прямо под ним, в самом низу, смутно колебалось и двигалось на одном месте светлое пятно2.

Из восьми предложений абзаца семь представляют собой сложные предложения-периоды с гармонизированной ритмической структурой. Вместе с тем этот отрывок насыщен акцентными паузами

2 Текст рассказа здесь и далее цит. по изд.: Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1990. -Т. I.

с большим межударным интервалом в 45 слогов (выделено). В сочетании со звукописью концентрация безударных слогов создает эффект протяженности, развернутости пространства, передавая ощущение высвобождения из зимнего плена. Особенно интересна звуковая и ритмическая организация первого и второго предложений. Примеры звукописи:

среди ночи проснулся; выспавшись; завалился спать с восьми часов; ...шума дождя по железной крыше; семь зимних месяцев; точно над железом крыши; опрокинули мешок с горохом ...

Несомненную эстетическую значимость имеет ритмическая контрастность концовок указанных предложений: семь зимних месяцев (ритмический стык: расположение рядом двух ударных слогов) - и: мягкое и задумчивое бульканье (акцентная пауза). Возникает эффект экспрессивного аккорда, пучка приемов, служащего для усиления контраста мотивов заключения, несвободы и освобождения, выхода на волю.

Содержание и построение повествования определяет целиком субъективная сфера. Действительность описывается с точки зрения героя. Изображаемый мир с первых строк рассказа предстает перед нами в той форме, в какой он воспринимается Алексеем Степановичем, его слухом, зрением, обонянием. До него сначала доносится шум дождя и непонятные звуки, источника которых он не может определить. Далее повествователь сообщает нам, что Алексей Степанович выглянул наружу, но дальше исчезает объективный взгляд извне, и все изображается таким, каким видится герою:

Постепенно тьма начала двигаться перед глазами и сбираться в черные пятна, похожие на провалы в темно-сером полотне.

Здесь (и далее) мы имеем дело с серией импрессионистических деталей. Сближение повествовательной манеры Андреева с манерой художников-импрессионистов специально подчеркивается, вводится через сравнение возникающей перед глазами Алексея Степановича картины действительности с полотном. Не-

сколько позже вводится деталь, передающая обонятельные ощущения героя: «Несло свежестью и тиной и неуловимым запахом льда, воды и навоза». Субъекти-вация повествования в приведенном примере обеспечивается также за счет дейк-сиса, использования слов, указывающих на позицию наблюдателя по отношению к наблюдаемому объекту:

Вот темною полосою вытянулась ракита; за нею черным пятном встал барак. дальше, как туча с причудливыми краями, расплывался высокий четырехэтажный корпус мельницы.

В центральной части субъективирован-ность повествования сохраняется, более того, в ряде случаев она получает свое развитие и усиление: параллельно со средствами дейксиса и импрессионистическими деталями активно используются эмоционально-оценочные эпитеты и сравнения, передающие изменения в настроении и общем мировосприятии героя. Ср.:

Алексей Степанович выскочил в дверь, чуть не стукнувшись головой о низкую притолоку - и остановился: перед самыми его ногами стояла вода, уже окружившая ракиту, и по ней тихо плыли и кружились грязные соломинки навоза, смытого со двора. В заводи было тихо, и ракита уходила вверх и вниз, и отражение ее со смягченными нежными красками было красиво и воздушно. Снаружи еще сильнее чувствовалось сладостное тепло, и свет лился не только от солнца, но и от всего синего яркого неба, а воробьи кричали как пьяные. И на фоне их немолчного крика остальные звуки выделялись веселые и мелодичные.

Средства дейксиса: перед... его ногами, вверх и вниз, снаружи. Эмоционально-оценочные определения: нежными, красиво и воздушно, сладостное, яркого, веселые, мелодичные. Экспрессия описания усиливается за сче

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком