научная статья по теме ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ»

1. Игра «Что происходит?»

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

В МЛАДШИХ КЛАССАХ

В основе обучения младших школьников иностранному языку лежит интерес детей к предмету.

Познавательный интерес младших школьников становится более устойчивым в том случае, если, размышляя об увиденном, они одновременно выполняют действия (берут в руки предмет, рисуют и т.д.). Чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность урока. Эту особенность можно использовать

в играх.

Лексико-грамматические игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают созданию благоприятного климата на уроке. Применение нового лексического материала в нетрадиционной форме позволяет предотвратить процесс забывания активного словарного запаса. Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, используются различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Ниже привожу несколько лексико-грамматических игр.

Цель игры: развитие навыков устной речи, развитие творческого мышления учащихся.

Учащиеся делятся на команды, которые выбирают капитанов. Команды прослушивают звуки, записанные на кассету (мяуканье кошки, лай собаки, скрежет тормозов, звук удара, стук каблучков, сирена милицейской машины), по которым они должны понять, какие события происходят и где.

Прослушав запись, учащиеся отвечают на вопросы:

- Est-ce que c'est une histoire tragique ou comique?

- Où se passe l'action de cette histoire?

- Quels sont les personnages de cette histoire?

Затем учащиеся прослушивают запись еще раз, и каждая команда должна составить рассказ, восстановив ход событий этой истории.

Примерное содержание рассказа:

Cette histoire se passe dans la rue. Le chat est au coin de la rue. Le chien est de l'autre côté de la rue. Le chien voit le chat. Il traverse vite la rue et rattrape le chat. A cause de ce chien deux voitures se heurtent. Une jeune fille voit cet accident. Elle court vers la cabine téléphonique et appelle la police. La police arrive tout de suite.

При оценке рассказа учитель отмечает:

- соответствует ли содержание рассказа звукам, услышанным учащимися;

- интересен ли рассказ;

- сложность построения фраз;

- грамматическую правильность построения фраз.

Каждый пункт оценивается по пятибалльной шкале. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

2. Игра «Угадай животное»

Эта игра используется для развития воображения, творческого мышления, навыков устной речи по теме «Животные». Учитель начинает рисовать какое-либо животное. Ученик должен догадаться, какое животное будет нарисовано. Он говорит: «Je pense que c'est ...». Затем учитель начинает постепенно дорисовывать жи-

-о-

вотное. Ученик рассказывает, какие части тела животного рисует учитель (описывает животное). Когда животное полностью нарисовано, ученик делает вывод, правильно ли он назвал животное.

3. Игра «Найди глаголы»

Игра на повторение спряжения неправильных глаголов. Играют две команды. Каждая команда должна найти все формы выбранного ими глагола. За каждую форму глагола команда получает один балл (если правильно названы глагол и местоимение, соответствующее данной форме глагола).

Найдя все формы данного глагола, команда должна проспрягать глагол полностью. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

êtes ai allez vient faites va réponds fait viens a es sommes sont répond vont faisons avez venez avons fais répondons suis répondent est vais font venons allons ont viennent vas

4. Игра «Опиши действие»

Эта игра на знание французских глаголов. Каждому учащемуся дается карточка с 12 картинками (на каждой картинке нарисовано какое-либо действие и написан номер от 1 до 12). Вместе с карточкой выдается список предложений с описанием этих действия (например: Elle ouvre la fenêtre). Учащиеся должны подобрать к каждой картинке предложение, соответствующее нарисованному действию. Задание выполняется письменно.

5. Игра «Квартира»

Эта игра на повторение лексики и развитие навыков устной речи по теме «Квартира». Учащиеся работают по группкам (4 группы). Каждой группе дается описание одной из комнат квартиры (спальня, столовая, детская, гостиная) и большой лист бумаги. Учащиеся делят лист бумаги на четыре части (4 четыре комнаты). Каждая группа рисует комнату по описанию, которое ей выдано, и подписывает названия всех предметов в комнате. Затем группы меняются карточками с описанием комнат. В конце работы каждая группа должна нарисовать всю квартиру (все предметы в каждой комнате). Карточки с описанием комнат отбираются, и каждая группа получает задание устно описать одну из нарисованных комнат. Лучшей будет считаться группа, выполнившая задание правильно и быстрее всех.

6. Игра «Что это?»

Цель игры: повторение пройденной лексики, развитие умения задавать вопросы. Игра состоит из карточки с 10 картинками. 10 красных и 10 синих квадратиков (по размеру картинок на карточках). Учащиеся играют в парах. Один из учеников, показывая картинку, спрашивает: «Que'est-ce que c'est?». Второй ученик должен ответить: «C'est une (un) ...». Если ученик ответил правильно, он закрывает эту картинку красной карточкой, если ответил неправильно или не знает, как ответить, закрывает синей карточкой. Когда все картинки на карточке будут закрыты, ученик на листочке бумаги пишет свою фамилию и количество правильных ответов. Затем учащиеся меняются ролями. По окончании игры листочки с результатами сдаются учителю, который объявляет оценки (оценки могут быть объявлены и самими учащимися, в этом случае учитель должен предварительно сообщить критерии оценок). Игра проводится после того, как лексические единицы (ЛЕ) хорошо отработаны.

С этими же карточками можно провести диалог: каждый учащийся выбирает на карточке картинку, которая ему больше нравится, и по ней задает вопросы соседу. Оценки могут быть объявлены самими

О

-Q-

учащимися, тогда по ходу диалога отмечается количество ошибок.

Эти же карточки можно использовать и для игры «Отгадай». Играют две команды. Каждая команда выбирает ведущего. Ведущий первой команды выбирает на карточке картинку и показывает ее своей команде. Учащиеся второй команды должны отгадать, что он выбрал, задавая по очереди вопрос: «Est-ce que c'est une (un) ...?» Участники первой команды отвечают по очереди: «Non, ce n'est pas une (un) ....» или «Oui, c'est une (un) ...». После того как учащиеся второй команды отгадали картинку, команды меняются ролями. На доске учитель отмечает количество правильных вопросов и ответов каждой команды. Выигрывает та команда, которая сделала меньше ошибок в ходе игры.

7. Игра «Составь примеры»

В ходе игры проверяется знание учащимися числительных. Игра состоит из 30 карточек с цифрами, написанными словами, и 30 карточек с математическими знаками (+, -, =). Учащиеся должны составить как можно больше примеров из этих карточек.

8. Игра «Кошкин дом»

Эта игра используется для закрепления пройденной лексики, развития навыков устной речи и аудирования, умения отвечать на вопросы. Игра состоит из картонного домика с кошкой и прикрепленного к кошке большого бумажного кармана. В этот карман кошки кладутся карточки с картинками или вопросами.

а) Игра на повторение лексики В карман кошки кладутся карточки с картинками по нужной теме. Учащиеся делятся на две команды. Участники команд по очереди вынимают из кармана кошки карточки с картинками и называют их. За каждую правильно названную картинку ко-

манда получает 1 балл. Выигрывает та команда, у которой окажется больше баллов.

б) Игра на развитие навыков устной речи

В карман кошки кладутся карточки с картинками по нужной теме, например по теме «Животные». Учащиеся делятся на две команды, которые выбирают себе капитанов. Капитан команды вытаскивает из кармана кошки картинку и показывает ее всем. Участники его команды по очереди описывают картинку. За каждую правильную фразу команда получает один балл. Выигрывает команда, у которой большее количество баллов.

в) Игра на развитие навыков аудирования, на умения отвечать на вопросы

В карман кошки кладутся карточки с вопросами по нужной теме, например по теме «Животные». Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда загадывает животное. Участники одной из команд по очереди вынимают из кармана кошки по карточке с вопросом и отвечают на него. Вторая команда внимательно слушает и пытается отгадать по ответам, о каком животном идет речь. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Примерные вопросы:

- Est-ce que cet animal est grand ou petit?

- De quelle couleur est cet animal?

- Combien de pattes a cet animal?

- Est-ce que cet animal a une moustache?

- Est-ce que sa queue est longue ou courte?

- Est-ce que ses oreilles sont grandes ou petites?

- Qu'est-ce que cet animal aime?

Таким образом, разнообразие форм работы на уроке, неоднократное повторение лексического материала, выполнение упражнений в форме игры способствуют повышению мотивации говорения, познавательного интереса учащихся.

С.А. Лысиченкова,

учитель франц. языка, школа № 65 с углубленным изучением франц. языка, г. Санкт-Петербург

о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком