научная статья по теме ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ АСИММЕТРИИ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ АСИММЕТРИИ»

ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

№ 3 2011

© 2011 г. М.Вас. ПИМЕНОВА

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ АСИММЕТРИИ

В статье на материале русской лексики анализируются факты семантического синкретизма, представляющие собой проявление формально-содержательной языковой асимметрии. Узуальные случаи «неразрешимого» синкретизма, составляющие, по мнению автора, особую лексико-семантическую категорию - синкретсемию, отграничиваются, с одной стороны, от совмещения двух значений многозначного слова, с другой стороны, от «неоднозначности» одного значения.

«...если мы хотим изучать жизнь, - а язык есть кусочек жизни людей, - то это не может быть просто и схематично» Л.В. Щерба [Щерба 1957: 83]

1. ВВЕДЕНИЕ

Статья посвящена одному из ингерентных свойств языка - синкретизму, имеющему предопределенную нерасчлененностью мировосприятия объективную природу, объясняющуюся «...физиологическим синкретизмом и ассоциацией наших чувственных восприятий, в которой, при нашей привычке к аналитическому мышлению, мы обыкновенно не даем себе отчета» [Веселовский 1913: 63-64]. Нашей целью является экспликация и систематизация фактов семантического синкретизма (они представляют собой результат отступлений от взаимооднозначных отношений между формой и содержанием) на материале русской лексики, что может послужить основой для дальнейшего изучения особенностей, причин и механизмов данного конституирующего языкового явления.

Прежде всего следует отметить, что термин «синкретизм» (от греч. оиукрптюцо^ «соединение, объединение, связывание») традиционно используется в различных гуманитарных науках, имея в каждой из них свою дефиницию. Так, например, в философии под синкретизмом понимают, во-первых, разновидность эклектики [БСЭ 1976: 421], во-вторых, дофилософские формы сознания, отличающиеся «слиянием» философии, мифа, религии и художественного творчества [Кессиди 1972]. В психологии данным термином указывают на особенность детского мышления и восприятия (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже), предопределенную тенденцией «связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания» [БПС 2004: 509]. В исторической науке синкретизм трактуют как «смешение» в средневековом сознании метафизического (мыслимого) и реального (чувственно воспринимаемого) мира [Карсавин 1915]. В культурологии его связывают с искусством «на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга» [Кравченко 2000: 529-530]. В религиоведении синкретизм рассматривают как «механическое слияние различных культов» [Мень 1993: 611]. В социологии этим термином обозначают «соединение различных элементов из различных социальных систем в новую структуру» [Ребер 2000: 249]. В литературоведении на понятии «первобытного синкретизма» строят «раз-

личные теории происхождения поэзии, ее разных родов и видов» (А.Н. Веселовский, Г. Спенсер, В. Шерер и др.) [ЛЭТиП 2001: 988] и т.д.

Обобщая имеющиеся дефиниции, следует отметить, что все они могут быть сведены к двум основным значениям термина «синкретиз м»: 1) смешение/слияние первоначально независимых друг от друга явлений / разнородных элементов; 2) исконная нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления.

В лингвистических терминологических и энциклопедических словарях данный термин толкуется в рамках первого из указанных значений, причем преимущественно по отношению к синхронному грамматическому уровню языка [Ахманова 1966: 406; Бабайцева 1990: 446]. Второе значение ('исконная нерасчлененность...') у обсуждаемого термина в лингвистических словарях не фиксируется, хотя терминологическое словосочетание «семантический синкретизм» довольно часто используется в работах историков языка1,2 и связывается с «.отражающей некий пережиточный этап мышления» языковой архаикой [Макаров 1978: 106].

То, что в лингвистических словарях синкретизм характеризуется как феномен, проявляющийся преимущественно на синхронном грамматическом уровне языка, свидетельствует об относительно хорошей изученности данных случаев в языкознании. Так, начиная с работ Н.Н. Дурново (1922 г.), Р.О. Якобсона (1936 г.), Н.С. Трубецкого (1937 г.) детально представлены виды падежного синкретизма в славянских языках (например, совпадение в русском склонении существительных формы винительного падежа с родительным или именительным в зависимости от одушевленности (например, нет лошадей, купил лошадей; нет книги, не вижу книги) [Jakobson 1936/1985: 150, 169]; неразличение творительного падежа единственного числа с винительным падежом единственного числа у всех прилагательных и существительных с основой на -ija- в чешском языке - dobrou, prvni, pani [Trubetzkoy 1937/1987: 216-217] и под.).

Известный датский ученый Л. Ельмслев в работах «Пролегомены к теории языка» и «Можно ли считать, что значения слов образуют структуру?» обращает внимание на синкретизм номинатива и аккузатива среднего рода в латинском и немецком языках [Hjelmslev 1943/1960: 344; 1958/1962: 126]. Один из виднейших представителей французского структурализма А. Мартине указывает на «синкретизм форм латинского дати-ва и аблатива в соединении с показателями мн. числа, на синкретизм форм латинского им. и род. падежей для всех существительных среднего рода; во французском языке имеется синкретизм форм сослагательного + изъявительного наклонений в ед. числе и 3-м лице мн. числа глаголов первой группы (за единичным исключением)» [Martinet 1968/1969: 102]. Подобный языковой факт фиксирует и французский лингвист М. Ма-мудян - «латинское слово animalia 'животные' является результатом синкретизма мо-немы "винительный падеж, множественное число" и монемы "именительный падеж, множественное число"» [Mahmoudian 1982/1985: 99].

П.М. Аркадьев отмечает, что современными зарубежными исследователями (Г. Стамп [Stump 2001]; Г. Мюллер, Д. Вундерлих [Müller et al. 2004]; М. Баерман, Д. Браун, Г.Г. Корбет [Baerman et al. 2005]; рец. см. в [Аркадьев 2004; 2006а; 2006б]) проанализированы «все отмеченные в языках мира типы синкретизма граммем различных грамматических категорий (падежа, числа, лица, видо-временных и модальных категорий)», то есть весь обширный корпус проявлений морфологического синкретизма [Аркадьев 2006а: 125], ср. [Гемплер 2009].

1 Наиболее последовательно - в трудах лингвистов Ленинградской / Петербургской школы (Б.А. Ларин, В.В. Колесов, О.А. Черепанова, С.А. Аверина, Д.Г. Демидов, Е.И. Зиновьева, Б.В. Кунавин, В.Д. Петрова, О.А. Радутная и др.).

2 Подробнее о предопределенной особенностями мировосприятия человека объективной природе семантического синкретизма, его наиболее ранних проявлениях и трансформации в связи со сменой концептуальных форм русской ментальности см. в [М.Вас. Пименова 2007: 34-44].

В отечественном языкознании наиболее изученными, пожалуй, являются случаи синкретизма на синтаксическом языковом уровне, что находит, например, отражение в «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой, в котором особо выделен единственный вид синкретизма - с и н т а к с и ч е с к и й с и н к р е т и з м3 (подробнее о синтаксическом синкретизме см. в [Овсянико-Куликовский 1912; Пешковский 1935; Виноградов 1947; 1955/1975; Бабайцева 1967; 1990; 2000; Фурашов 1974; 1984; 2004; Чеснокова 1996; Чесноков 2001]); только этот вид синкретизма включен как в вузовскую, так и в школьную практику преподавания русского языка.

В диахронии грамматический синкретизм пока еще не разработан в достаточной мере (см. об этом [Баранов 2003; 2006]), хотя ученые неоднократно обращали внимание на древнюю семантическую недифференцированность формальных средств языка - синкретизм имен [Жирмунский 1946]; нерасчлененность видо-времен-ных форм глагола; аналитизм древних союзов [Якубинский 1953: 210-211, 229-240, 254-265]; недифференцированность «... синтаксических отношений древнейшего периода» [Коротаева 1964: 239]; «полифункциональность» частиц [Ларин 1975: 44-45] и под. (см. также [Потебня 1899/1968: 15, 59-67, 251; Кубрякова 1978; Радутная 1988; Тарланов 2005: 236]).

Напротив, лексико - семантический синкретизм древнего слова «достаточно хорошо изучен» [Баранов 2006: 429]4 и определяется исследователями следующим образом: «двойственность субстанций», то есть слитность предметного и качественного значений [Потебня 1899/1968: 65-66]; единство «полярных значений» [Ларин 1977: 20]; «нерасчлененность древнего значения» [Ковтун 1971: 85]; сосуществование двух значений в корне [Трубачев 1976: 167]; единство значений архаичного многозначного слова, косвенно засвидетельствованное «материалами детского мышления» [Кацнельсон 2001: 368]; слово-синкрета, «представленное как образ и воплощенное в символе (языковом знаке)» [Колесов 1991: 43] и под. (см. также [Афанасьев 1865/1944: 15; Смирнова 1976: 8; Феоктистова 1984: 182; Маркова 1993: 60-61; Лопутько 2001: 173])5.

Обобщая наблюдения лингвистов, можно предположить, что некоторые (или даже многие?)6 первоначальные значения и формы слов (этимоны) отличает изначальная семантическая нерасчлененность, косвенно подтверждаемая существованием теории и практики так называемой «множественной этимологии», допускающей «одновременное существование нескольких (иногда - многих) семасиологических связей в истории того или иного значения» [Маковский 1996: 6; 2009]. Например, этимон и.-е. отглагольного имени *ктаза восходит, по мнению О.Н. Трубачева, одновременно к двум праславянским глаголам: *кге$Ш 'оживлять, освежать; воскрешать' и *кте8ай 'высекать искру, создавать огонь' [ЭССЯ 12: 95-97]. В соответствии с предложенной этимологией краса ассоциируется с положительными признаками, связанными с природной таксономией дискретных объектов (жизнь, ее возобновление и поддержание), символизируя в славянской народной поэзии огонь, красоту, молодость, цветение, весну, веселье,

3 «Синтаксический синкретизм, англ. syntactic syncretism. Синтаксическая двусмысленность, возникающая вследствие формального неразличения разных синтаксических категорий» [Ахма-нова 1966: 410].

4 О

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком