научная статья по теме ЛЕНИНСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИИ И АНАЛИЗ ВЫРАЖЕНИЯ ПОКАЗАНИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ Философия

Текст научной статьи на тему «ЛЕНИНСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИИ И АНАЛИЗ ВЫРАЖЕНИЯ ПОКАЗАНИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ»

Ленинское определение материи и анализ выражения "показания органов чувств"

АНЬ ЦИНЯНЬ I

Вплоть до настоящего времени считается, что классическое определение материи в марксистской философии содержится в работе Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", а именно: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" [Ленин 1961, 131]. Начиная с тридцатых годов прошлого столетия, российскими, а также китайскими философами была проделана большая работа по изучению этого определения, однако, по моему мнению, до сих пор не раскрыто полностью его глубокое содержание, поэтому существует необходимость разобраться в различных истолкованиях этого определения, распространенных в философской литературе.

В имевшем широкое распространение учебнике "Основы марксистско-ленинской философии" под ред. Ф.В. Константинова его авторы подчеркивали, что это определение с материалистических позиций решило основной вопрос философии, "в нем указывается на объективный источник нашего знания, каковым является материя, и на ее познаваемость1 [Основы марксистско-ленинской философии 1982, 48].

В вышедшей в 1989 г. книге "Введение в философию" о ленинском определении материи говорится так: "В этом определении выделено два основных признака: во-первых, материя существует независимо от сознания, во-вторых, она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию..." [Введение в философию 1989, 51]. В обоих случаях не затрагивается важный вопрос: как именно мы узнаем о том, что материя существует объективно? Действительно ли признание объективного существования материальных вещей является главным вопросом борьбы материализма и идеализма? Для материалистической философии указания лишь на объективное существование материи явно недостаточно, этот вывод необходимо подтверждать, в противном случае материализм лишается обоснования и становится лишь верой. Важной задачей В.И. Ленина в "Материализме и эмпириокритицизме" был поиск доказательств того, что "материя существует объективно вне наших ощущений". Соответствующая мысль В.И. Ленина нашла выражение в его определении, поэтому при анализе этого определения мы не можем обойти данную проблему.

© В.Г. Буров (перевод), 2011 г.

Китайские ученые обращали на нее внимание. Например, в вышедшем в 1960 г. отдельном издании "Материализма и эмпириокритицизма" после указания на то, что материя есть философская категория для обозначения объективной реальности писали, что эта объективная реальность ощущается человеком. Если соответствующее китайское выражение обратно перевести на русский язык, оно будет выглядеть так: "которая ощущается человеком", т.е. китайские ученые считают, что "объективное существование материи" ощущается органами чувств человека. Хотя они не обходят вопроса о том, как мы узнаем, что материя существует объективно, однако их понимание отличается от того, что хотел сказать В.И. Ленин.

Ключ к решению данной проблемы заключается в интерпретации слова "дана" во фразе "дана человеку в ощущениях его". В содержании слова "дана" - "давать" - нет значения "ощущать". Перевод на китайский язык слова "дана" из ленинского определения материи как "ощущается" ошибочен. Вместо оборота "дана в ощущениях" Ленин мог бы просто сказать "ощущается". Однако он этого не сделал, ибо полагал, что существование объективной реальности нельзя просто "ощутить". Слово "дана" в ленинском определении материи имеет более глубокое и богатое содержание, нежели то, которое выражается словом "ощущается".

В "Материализме и эмпириокритицизме" Ленин, как и махисты, понимает ощущения как данные, полученные пятью органами чувств: глазами, ушами, носом, ртом, телом, т.е. речь идет о цвете, звуке, вкусе. Однако махисты рассматривают ощущения как элементы мира, утверждая, что вещи есть комплексы ощущений, они отрицают тот факт, что вне ощущений существует материя, которая является их источником. То есть махисты превращают ощущения в стену, разделяющую человека и внешний мир. Ленин, напротив, считает, что ощущения являются мостом, связывающим человека и внешний мир, что через цвет, звук, а также вкус и т.д. он получает информацию о внешнем мире. Одновременно человек познает, что внешний мир, являющийся источником ощущений, существует объективно, является объективно существующим. Вся работа "Материализм и эмпириокритицизм" свидетельствует о том, что Ленина интересовали не конкретные показания пяти органов чувств, а признание существования позади ощущений объективной реальности, являющейся их источником. Именно здесь заключено принципиальное отличие понимания Ленина от понимания махистов.

Однако Ленин отлично осознавал, что подтверждение этого объективного существования чрезвычайно трудное дело, так как махисты уловили один момент, который состоял в следующем: ощущения являются исходным пунктом любого познания, а исходят они из пяти органов чувств человека, их содержанием могут быть лишь цвет, звук, а также вкус и т.д. В то же время существование той объективной реальности, которую должна обозначать категория материи, никакими органами чувств ощущаться не может. В связи с этим Ленин приводит слова Дидро, который говорил: "Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую, на мой взгляд, могли бы создать только слепые! И эту систему, к стыду человеческого ума, к стыду философии, всего труднее опровергнуть, хотя она всех абсурднее" [Ленин 1961, 28].

Очевидно, для того чтобы стать материалистом, самое главное состоит в возможности подтверждения существования той объективной реальности, которая обозначается как материя. Необходимое доказательство можно получить только путем познания в конечном счете из ощущений человека. Однако органы чувств не в состоянии непосредственно сделать так, чтобы человек ощутил это существование. Подобное обстоятельство создает затруднение для материалистической философии. В "Материализме и эмпириокритицизме" Ленин находит выход из этого затруднения, который выражен фразой "показания органов чувств".

Ленин указывает, что человек действительно не в состоянии непосредственно ощутить существование объективной реальности, однако в процессе ощущений он все-таки получает знание об этом существовании. Он говорит: "Когда наши органы чувств испы-

тывают толчок извне от тех или иных предметов, - исчезновение "явлений", когда то или иное препятствие устраняет возможность воздействия заведомо для нас существующего предмета на наши органы чувств. Единственный и неизбежный вывод из этого, который делают все люди в живой человеческой практике и который сознательно кладет в основу своей гносеологии материализм, состоит в том, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела, что наши ощущения суть образы внешнего мира" [Ленин 1961, 102-103]. Ленин также говорит: «Мах "открыл элементы мира": красное, зеленое, твердое, мягкое, громкое, длинное и т.п., говорят нам. Мы спрашиваем: дана ли человеку, когда он видит красное, ощущает твердое и т.п., объективная реальность или нет?» [Ленин 1961, 131].

Смысл слов Ленина состоит в следующем: человек действительно через органы чувств получает конкретные ощущения красного, зеленого, твердого, мягкого, громкого, длинного и т.д., однако он получает эти ощущения только при контакте с некими внешними объектами. Если однажды этот контакт нарушается, эти ощущения исчезают, что означает - ощущения субъективны, их источник объективен. Другими словами, Ленин хотел сказать следующее: то, что мы получаем ощущение красного цвета, а не зеленого или какого-либо другого цвета, и получаем именно здесь, а не в каком-либо другом месте, определяется не нами. Это означает также, что, получая ощущение красного, зеленого, мягкого, твердого и т.д., мы одновременно получаем знание о том, что "источник этих ощущений объективен, а не создан нашей субъективной волей". Именно подобное знание говорит нам о том, что вне нас существует некая объективная реальность. Понятие материи как раз и является ее обозначением. Подобное знание по своей сути не является ощущением, но оно связано с ним. Ленин называет это явление показаниями органов чувств человека. "Вопрос о том, принять или отвергнуть понятие материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органов чувств, вопрос об источнике нашего познания" [Ленин 1961, 131]. Ленин также указывает, что материалисты являются последовательными сенсуалистами, они не только признают, что источником знаний являются ощущения, но и признают, что органы чувств дают человеку показания о существовании объективной реальности. «Все знания из опыта, из ощущений, из восприятий. Это так. Но спрашивается, "принадлежит ли к восприятию", т.е. является ли источником восприятия объективная реальность? Если да, то вы - материалист. Если нет, то вы непоследовательны и неминуемо придете к субъективизму, к агностицизму» [Ленин 1961, 129]. Критикуя махистов, Ленин говорит: "Махисты любят декламировать на ту тему, что они - философы, вполне доверяющие показаниям наших органов чувств. На самом же деле махисты - субъективисты и агностики, ибо они недостаточно доверяют показаниям наших органов чувств, непоследовательно проводят сенсуализм. Они не признают объективной, независимой от человека реальности, как источника наших ощущений" [Ленин 1961, 130].

Приводимое выше китайское слово "тиши" в оригинале означает "показание", это отглагольное существительное от глагола "показать", его основное содержание - "дать кому-либо (вариант - какому-нибудь человеку) посмотреть (вариант - взглянуть) на вещь", перевод его как "тиши" в основном правилен. Слово "показание" и его перевод на китайский язык как "тиши" выражает главную мысль Ленина об объективной реальности: человек не может непосредственно ощут

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком