научная статья по теме ЛЕРМОНТОВ И РУССКАЯ РЕФОРМАЦИЯ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ЛЕРМОНТОВ И РУССКАЯ РЕФОРМАЦИЯ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2014 • № 6

ПОСТИГАЯ ЛЕРМОНТОВА: К 200-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

А.П. ДАВЫДОВ

Лермонтов

и Русская Реформация

В статье М. Лермонтов исследуется как аналитик русской культуры и один из пионеров Русской Реформации - гуманистического движения в российской элитарной культуре, начавшегося с творчества А. Пушкина. Лермонтов и Пушкин - каждый по своему - впервые в России сказали: личность в России возможна. Из этого источника, хотя и не только из него, родились российский неполитический либерализм и русская художественная литература XIX-XXI вв.

Ключевые слова: Лермонтов, культура, Россия, Бог, Демон, личность, любовь, поэт, спасение.

In this article M. Lermontov is studied as an analyst of the Russian culture and one of the pioneers of the Russian Reformation - humanistic movement in the Russian elite culture which started from the creative works of A. Pushkin. Lermontov and Pushkin, each on their own, were the first who declared: person in Russia is possible. This source, though not only this, created Russian nonpolitical liberalism and Russian literature of XIX-XXI centuries.

Keywords: Lermontov, culture, Russia, God, Demon, person, love, poet, salvation.

На звезды устремлял я часто взор И на луну, небес ночных убор, Но чувствовал, что не для них родился; Я небо не любил, хотя дивился Пространству без начала и конца, Завидуя судьбе его творца; Но, потеряв отчизну и свободу, Я вдруг нашел себя, В себе одном

Нашел спасенье целому народу; И утонул деятельным умом В единой мысли, может быть, напрасной И бесполезной для страны родной; Но, как надежда, чистой и прекрасной, Как вольность, сильной и святой.

М. Лермонтов

С творчества А. Пушкина и М. Лермонтова начинается и более двухсот лет продолжается в России гуманистическое движение, которое можно назвать Реформацией в русской культуре, или Русской Реформацией.

Давыдов Алексей Платонович - доктор культурологии, главный научный сотрудник Института социологии РАН.

Реформация в русской культуре:

- это сдвиг в фундаментальных ценностях элитарного и массового сознания, смена культурных оснований, переход от соборно-авторитарной доминанты в динамике культуры к личностной;

- это то, к чему российская имперская власть всегда относилась подозрительно; понимала, что без свободы творческой личности развития в стране не будет, но соглашалась с этой свободой невольно и ожидала в страхе; она видела, что независимая личность - ее конкурент и могильщик, поэтому ее творчество она всегда ограничивала и подавляла;

- это то, чем более двух веков занимается русская литература А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Гончарова, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Островского, А. Чехова, М. Булгакова, Б. Пастернака, М. Шолохова, и то, почему она получила название великой. Каждый писатель своим уникальным мышлением воздвиг собственную вершину в горной стране, которую можно назвать Русской Реформацией. Плоды лермонтовской Реформации настолько значимы, что до сих пор оказывают влияние на нравственный выбор русского человека.

Реформация как способ мышления и феномен культуры

Логику реформационного мышления как культурного явления, я начинаю с текстов Библии, хотя ее можно обнаружить и в более ранних литературных текстах. Для меня этот тип мышления начался с конфликта между мистическим гнозисом и ratio в райском саду Бога. Человек съел яблоко с древа познания добра и зла и, отбросив гнозис в своем способе познания, начал мыслить рационально. Ветхозаветные Исайя, Иеремия, Иезекииль и затем новозаветные Иисус и Павел, каждый по своему, ввели человеческое в смысл Божественного. Европейские Ренессанс (XIV-XVII вв.), Реформация (XVI-XVIII вв.) и Просвещение (XVII-XIX вв.) конкретизировали эту динамику.

Раскол христианских церквей, происшедший с VI по XVI/XVIII вв., стал частным и далеко не основным результатом Реформации как финального аккорда реформационного процесса. Начавшись в XVI в. как гуманистическая реформа Церкви, Реформация за века существенно гуманизировала основания европейской культуры. Либерализация основ религии, либерализация и секуляризация фундаментальных ценностей европейского человека, нравственное оправдание повседневности, независимости человека от исторически сложившихся стереотипов, способности личности к самоорганизации, индивидуальной ответственности перед Богом и обществом - этот расширившийся реформационный процесс стал феноменом мировой культуры и через русскую художественную литературу XIX в. проник в светскую культуру России.

Пушкин и Лермонтов впервые в России нравственно оправдали или, выражаясь юридическим языком, легитимизировали самость человека, его независимость от исторически сложившихся соборно-авторитарных стереотипов русской культуры. Впервые был отрефлектирован общественный запрос на реформационные интерпретации смыслов Божественного, веры, любви, творчества, свободы, самоорганизации, ответственности, диалога:

- любовь стала основанием самой себя;

- основанием веры стала способность искать индивидуальный путь к Богу; носителем высшей нравственности стал не столько объект веры, сколько путь к ней;

- субъективность, ранее переданная Богу и Его социальным производным, вернулась в способность личности к независимости от диктата исторически сложившихся соборно-авторитарных стереотипов и к повышению меры своей внутренней свободы;

- основанием свободы творчества и социальной ответственности стала способность индивидуума выйти за рамки культурной традиции и искать адекватную меру выхода, меру медиации (mediana (лат.) - середина, mediation (англ.) - поиск середины) на своем собственном основании;

- основанием отношения к ценности жизни стала способность к самоорганизации.

На страницах художественных произведений началась Русская Реформация - гуманистическое движение, религиозно-нравственное по своим целям, но секулярное по своим средствам.

Возможна ли личность в России?

Вопрос, вынесенный в этот подзаголовок, - основной вопрос реформационного мышления, основной вопрос Русской Реформации и основной вопрос творчества Лермонтова.

Отвечая на него, вспомним лермонтовское:

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом (т. 1, с. 282).1

Вспомним также образ Печорина в "Герое нашего времени" - символ неудачной попытки русского человека стать личностью: комплекс неполноценности, ложь и самообман, презрительное равнодушие к жизни, зависть к Другому, потому что он другой, месть любви за то, что она не с ним. Вспомним стихи "Смерть поэта", "Пророк", "Дума" и многие другие, пьесы "Испанцы", "Menschen und Leidenschafen (Люди и страсти)", "Странный человек", "Маскарад". Главный герой этих текстов -"нравственный калека". Социальную патологию этого героя В. Белинский назвал "болезнью Печорина". Пушкинский "инвалид в любви" и лермонтовский "нравственный калека" открывают бессмертный ряд - "мертвые души" Гоголя, "уроды" Гончарова, "гамлетики" Тургенева, "подпольный человек" Достоевского, "кисляй" Чехова, "шариковы" Булгакова, патологичные образы, созданные современными русскими писателями, - все они образовали портрет исторически сложившейся русской культуры, не адекватной происходящим в мире переменам и поэтому не способной жить.

И был вызов поэта несправедливому и равнодушному к человеку Богу: "Ты виновен!" в том, что русский человек - такой, какой он есть (т. 3, с. 172; с. 248). На высоту лермонтовского вызова русской культуре не поднялся в России никто ни до, ни после поэта.

Казалось бы, ответ на вопрос "Возможна ли личность в России?" есть, и он однозначен: личность в России невозможна. Но все-таки... поэт создал образ Демона. Демон искал смысл жизни, и был момент, когда он понял, что он его нашел, и был счастлив.

Поиск Лермонтовым альтернативы и соборно-авторитарной доминанте в русской культуре, и "болезни Печорина" прошел множество этапов. Поэт задавал себе вопросы и отвечал на них. Истина - в служении добру? Нет! В служении злу? Нет! Истина - в сфере между добром и злом? Нет! В слиянии с природой? Нет! В поиске справедливости? Нет! Так в чем же истина? Она - в способности поэта быть поэтом, любить и быть независимой личностью.

Прошло 200 лет со дня рождения поэта, но проблематика его "демонических" вопросов/ответов не потеряла своей актуальности и сегодня. "Способность любить" как амбивалентное основание "способности быть личностью" - центральная тема поэмы "Демон" и всей послелермонтовской русской литературы.

1 Здесь и далее произведения Лермонтова цитируются по изданию: Лермонтов М.Ю. Собр. соч. В 4 т. М., Правда, 1969.

Демон - поэтический образ, который Лермонтов придумал еще в детстве и к которому постоянно обращался в поэтических грезах. "Я небо не любил", - пишет о себе поэт в вынесенном в эпиграф стихотворении, и нашел себя "в себе одном" и для себя и для России. Из этих установок и родилась его "демониада", суть которой - в протесте против сложившихся стереотипов культуры. Наиболее глубоко проработанный вариант протестного Демона - в поэме "Демон". В 1829-1839 гг. Лермонтов создал восемь редакций поэмы и ни одна из них его не устроила. Он так и не опубликовал ее. "Я кончил - и в груди невольное сомненье!", - написал он на копии шестой редакции "Демона", посланной В. Лопухиной. Рукопись расходилась в списках. Начинал поэт с водевильного сюжета о попытке Демона соблазнить монашенку Тамару, любившую ангела, но по мере продвижения работы поэма превращалась во все более глубокий анализ человеческой реальности. И кто знает, чем закончил бы поэт, переходя от сомнения к сомнению, если бы не его смерть.

Демон служит Богу тем, что преданно созерцает Его в раю и в этом созерцании видит смысл своего существования. Но затем понимает бессмысленность жизни без "желаний". Демон - Тамаре: "Во дни блаженства мне в раю/Одной тебя не доставало...". Он не может "жить для себя, скучать собой..." (т. 2., с. 431).

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком