научная статья по теме ЛИБЕРАЛИЗМ И ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ В СПОРАХ 1930-Х ГОДОВ О БУДУЩЕМ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЛИБЕРАЛИЗМ И ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ В СПОРАХ 1930-Х ГОДОВ О БУДУЩЕМ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Либерализм и вестернизация в спорах 1930-х годов о будущем китайской культуры*

© 2014 А. Ломаное

Рассматриваются взгляды на межкультурное взаимодействие представителей либерального крыла китайской интеллигенции в республиканский период. Главное внимание уделено позициям Ху Ши и Чэнь Сюйцзина, их выступлениям в ходе дискуссии 1935 г. и различным подходам к трактовке концепции «полного оза-паднивания». Идеи свободы и индивидуализма оказали значительное воздействие на формирование отношения китайских либералов к перспективам развития национальной культуры.

Ключевые слова: Китай, Запад, культура, либерализм, вестернизация, индивидуализм.

Первая половина XX в. стала периодом активных дискуссий о будущем Китая и развитии национальной культуры. Китайские интеллектуалы предлагали разнообразные подходы, включая радикальные призывы к полному отказу от традиционного наследия.

Важную роль в дискуссиях республиканского периода о китайской культуре сыграло западническое либеральное течение. Его представители помогли углубить понимание проблем взаимодействия разных культур и пределов их совместимости. Либералы поддерживали озападнивание китайской культуры, однако их подходы к вопросу о дальнейшей судьбе китайской культурной традиции были различными.

В статье рассматриваются позиции двух известных сторонников заимствования западной культуры — Ху Ши (1891-1962) и Чэнь Сюйцзина (1903-1967). Основное внимание уделено раскрытию их подходов к китайской культуре, связи взглядов на культуру с либеральным мировоззрением. Анализ содержания полемики Ху Ши и Чэнь Сюйцзина во время проходившей в 1935 г. дискуссии о будущем китайской культуры помогает выявить глубинные различия в научном мировоззрении двух влиятельных интеллектуалов.

Эволюция взглядов Ху Ши

Современные китайские авторы называют Ху Ши «знаменем и символом китайского либерализма XX века», наряду с Янь Фу его относят к китайским либералам «мыслительно-идейного типа» (сысян линянь син цзыючжуи), воспринявшим изначальный вариант англо-американского либерализма1. Политические идеалы Ху Ши опирались на принципы свободы, защиты прав человека и демократии. С учетом китайской реальности мыслитель особо подчеркивал важность терпимости к оппозиции, гарантий прав меньшинства, призывал к мирным и постепенным преобразованиям. Он полагал, что ре-

Ломанов Александр Владимирович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН. E-mail: a_lomanov@hotmail.com

* Подготовлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-01-00295 «Китайский либерализм XX века: западное влияние и традиционная культура».

шить проблемы Китая и добиться «раскрепощения человека» можно через эволюционное реформирование государственных институтов, общества и идей.

В период «Движения 4 мая» в ходе полемики об «-измах» и «проблемах» Ху Ши выступил против увлечения абстрактными социальными теориями; он призвал сосредоточить усилия на изучении и решении конкретных проблем Китая. Вместе с тем, ученый был глубоким знатоком китайской классической философии и литературы, он стремился «привести в порядок основы национальной культуры» (чжэнли гогу), активно продвигал реформу китайского языка.

В ранний период творчества тезис о «полном озападнивании» (цюанъпанъ сихуа) не был определяющим для взглядов мыслителя. В написанной в США докторской диссертации, нацеленной на применение современной западной методологии к изучению древнекитайской философии, он отмечал, что Китай как нация со «славным прошлым» и «собственной особой цивилизацией» не примирится с новой цивилизацией, если она будет заимствована на Западе под давлением внешних обстоятельств и необходимости обеспечить выживание страны. «И это, конечно, будет огромной потерей для человечества в целом, если принятие этой новой цивилизации примет форму внезапного вытесне-

2

ния вместо органической ассимиляции, приведя к исчезновению старой цивилизации» . Ху Ши четко заявил, что будущее развитие китайской философии требует освобождения от оков конфуцианства, однако этот результат «не может быть достигнут с помощью всеобщего импорта (wholesale importation) западных философий»3. На основе переосмысления национального наследия мыслитель призывал поставить конфуцианство на более скромное место и повысить статус философских школ китайской древности, соединить их идеи с западной философией и методологией.

Идеи «органической ассимиляции» цивилизаций и нежелательности их уничтожения путем вытеснения прослеживаются в более поздних работах мыслителя. Китайский исследователь Чжэн Дахуа отмечает, что во взглядах Ху Ши заметна двойственность. С одной стороны, он пропагандировал ибсенизм как «здоровое индивидуалистическое мировоззрение». С другой стороны, в духе китайской традиции указывал, что «малое я» (сяо во) индивида опирается на «большое я» (да во) общества, «малое я» может достигнуть «социального бессмертия» лишь благодаря заслугам перед «большим я». Таким образом, «в период «Движения 4 мая» Ху Ши не только не отрицал полностью традицию, но, напротив, традиция оказывала на него немалое влияние»4.

В публикациях Ху Ши тезис о необходимости «полного озападнивания» появился в конце 1920-х годов. Впечатления от поездки в Европу (включая краткое пребывание в СССР) и США в 1926-1927 гг. усилили критический настрой мыслителя в отношении национальной традиции, он начал искать пути ускорения развития Китая по образцу западных стран.

В опубликованной в США в 1928 г. статье «Цивилизации Востока и Запада» Ху Ши заявил, что цивилизация расы — «это просто сумма ее достижений в приспособлении к окружающей среде»5. Успех или неудача зависят от способности использовать интеллект для изобретения необходимых и эффективных орудий. Восточная цивилизация основана на человеческом труде, современная цивилизация Запада построена на силе машин. Ху Ши отмечал, что за минувшие двести лет Запад обогнал Восток потому, что на Западе были созданы орудия для покорения природы и повышения производительности труда.

Отвечая на модные рассуждения о «духовности» Востока и «материальности» Запада, Ху Ши заявил о подлинной «духовности» современной технологической цивилизации, способной освободить людей от тяжелого физического труда и унизительной бедности. Чтобы двигаться вперед, цивилизация должна уходить от идеологии средневековья, от подчинения человека религии; нужно открыть путь для развития науки и создания новых машин, способных сделать жизнь людей легче и счастливее. Именно на «ма-

териальном» Западе появилась новая «религия демократии», гарантирующая свободу человека и создающая условия для непрестанных духовных поисков. «Различие между восточной и западной цивилизациями — это просто степень успеха или неудачи в процессе разрыва со средневековыми идеями и институтами, которые когда-то правили всем цивилизованным миром»6.

По мнению Ху Ши, противостоящими культурными полюсами являются Запад и погруженная в атмосферу средневековой религиозности Индия, между ними можно расставить все остальные цивилизации Востока. Ученый отметил, что Китай начал бороться со средневековым буддизмом махаяны как минимум двенадцать веков назад, опираясь на гуманистическую традицию конфуцианства и натуралистическую философию школы Лао-цзы. К середине XVII в. в Китае разработали настоящий научный метод изучения и исследования, согласно которому всякая филологическая реконструкция или критика текста должны быть основаны на доказательствах. Тем не менее, несмотря на достижения в гуманитарном знании и постепенную эмансипацию философской мысли от религии, Китай оставался отсталым.

Иным путем пошла Япония, которая «достигла современной цивилизации за короткий промежуток времени путем неограниченного принятия (unreserved acceptance) орудий и машин западной цивилизации»7. После непродолжительного сопротивления Япония перестала заботиться о сохранении средневековых религий и феодальной морали, приступив всем сердцем (wholeheartedly) к оснащению себя новым оружием, инструментами коммерции, машинами для производства и методами организации. По мнению Ху Ши, за полвека Япония стала одной из крупнейших держав мира и решила ряд важных проблем, которые не могли решить ни буддийская религия, ни китайская философия: «Феодализм ушел навсегда, установилось конституционное правление через парламентское представительство, средневековые религии были быстро подорваны»8.

На рубеже 1920-х — 1930-х годов Ху Ши отверг идею «выборочной ассимиляции» и призвал к полному принятию западной цивилизации, называя Японию примером в деле изучения достижений Запада. Картина развития цивилизации обрела однонаправленный характер движения от отсталости к современности. «Введение науки и технологии преобразило Японию и построило ее современную цивилизацию. И те же наука и технология преобразят весь Восток и приведут Китай и Индию в мир современной цивилизации»9.

В изданной в Китае в 1929 г. на английском языке статье «Конфликт культур» Ху Ши высказался в пользу «полного озападнивания»10 Ученый заявил о пересмотре своих прежних взглядов: «Я был одним из сторонников выборочного процесса [модернизации]. Теперь я сожалею об этом, поскольку считаю, что осторожный избирательный подход невозможен, и в нем нет необходимости»11.

Ху Ши заявил о разочаровании в идее продвижения по срединному пути «выборочной ассимиляции» культур. На первый взгляд она кажется разумной, поскольку предлагает брать полезное и отвергать вредное. Однако на деле это прибежище для культурного сопротивления, новое обличье для старого консерватизма. «В конце концов, культура обычно одна, это целое, и если принять этот подход, — как предлагали некоторые китайские государственные деятели, — взяв китайское знание как основу и западное знание как функцию и опираясь на теории материалистичности западной цивилизации и духовности китайской культуры, то вы будете вынуждены отбросить все шаги модернизации. Если приписывать все базовые функции социальной и культурной жизни старому, принимая от вторгшейся цивилизации лишь поверхностные внешние вещи, вы займете тот же подход, ч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком