научная статья по теме ЛИЧНОСТЬ И КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЛИЧНОСТЬ И КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

изучаем зарубежное право

ЛИЧНОСТЬ И КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Правовой статус личности в Республике Казахстан закреплен в разделе 2 «Человек и гражданин» Конституции Республики Казахстан.

Потенциал действующей Конституции, касающийся вопросов развития законодательства Республики Казахстан о правовом положении личности, позволяет его совершенствовать.

Главная цель всего законодательства, его аксиома — это права и свободы человека, которые определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

В связи с этим вся концепция законодательства Республики Казахстан должна быть построена по принципу: «первичен человек, первичны права и свободы личности».

Но можем ли мы сказать, что законодательство, развивающее разд. 2 Конституции Республики Казахстан, достаточно совершенно? В этой области предстоит еще много сделать. Поэтому слова главы государства Республики Казахстан Н. Назарбаева о том, что «мы должны сосредоточиться на трех принципиальных элементах: развитии институтов гражданского общества, децентрализации, создании устойчивой политико-партийной системы; необходимо предпринять шаги по укреплению стабильности, демократии и защите прав граждан», являются актуальными [1].

В 1995 г. при принятии Конституции Республики Казахстан страна следовала общемировой передовой практике и признала естественно-правовую доктрину прав и свобод личности, а именно, их абсолютность и неотчуждаемость.

В основе этой теории лежит свобода личности, или — личность свободна до тех пор, пока она не нарушает чьи-либо права и свободы. Государство имеет пределы своего влияния, и это влияние строго предусмотрено в законах.

В соответствии с этим направлением в 1995 г. государством был определен правовой статус личности.

Отметим, что концепция естественного права нашла свое воплощение в казахстанской правовой системе. Не останавливаясь на вопросах свободы личности в Республике Казахстан, только скажем, что казахстанская история и 70-летний опыт в содружестве с Советским Союзом, иная «правовая установка» в отношениях государства и личности сказались на том, что в условиях провозглашенной независимости теория естественного права не нашла свою реализацию.

Также хотелось бы затронуть вопросы, связанные с сущностью данной теории. Если исходить из ее

смысла, то о патернализме, т.е. предоставлении государством прав и свобод личности, не может быть и речи. Личность наделена необходимыми правами с рождения. Государство не играет никакой роли в реализации этих прав и свобод. В казахстанских условиях развития государства и общества это невозможно. Поэтому существующая естественно-правовая доктрина порождает трудности при реализации прав и свобод личности.

В данных условиях казахстанскому государству необходима новая модель взаимоотношений государства и личности. В связи с этим очень актуальны слова главы государства H.A. Назарбаева о том, что «мы должны заранее представлять себе модель нашего будущего общества той цивилизации, которую мы будем строить. Сегодня, когда спор между обществом тоталитарным и либеральным себя исчерпал, обнаружилось, что сами модели либерального общества весьма различны и в каждой стране имеют особую специфику. Основные различия видны между двумя типами моделей: англосаксонской и азиатской — той, которую продемонстрировали «азиатские тигры». Имея общие черты, по ряду позиций они проявили удивительную несхожесть. Первой модели больше присущ индивидуализм, второй — коммунитаризм.

В первом случае активно проповедуется ограниченная роль государства, во втором — усиленная, где государство должно активно заниматься планированием, вести за собой частный сектор и все общество. В первой модели акцент делается на макро, во втором — на микроэкономику и так далее. Как я уже отмечал, в предыдущие годы мы активно пошли по англосаксонскому варианту, ставя перед собой цель — быстрые изменения. Но сегодня мы стоим перед стратегическим выбором — по какому пути идти дальше. В обществе по этому поводу нет консенсуса. Казахстан — хоть и небольшая, все же часть Европы, да и исторически мы тяготеем к западной цивилизации, говорят одни. Мы преимущественно азиатская страна, поэтому надо придерживаться опыта «тигров»: Японии, Кореи, говорят другие. Мы глубоко впитали российский менталитет и принципы коллективизма и наш выбор во многом должен совпадать с выбором России, скажут третьи. У нас проживает преимущественно мусульманское население, стало быть, за основу надо брать новотюркскую модель, спорят четвертые.

Как это ни парадоксально, но все они правы и одновременно неправы. Мы — евразийская страна, имеющая свою собственную историю и свое собствен-

ное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций.

Перед нами не будет стоять вопроса — или то, или другое. Мы будем диалектичны и станем использовать и то и другое, переймем лучшие достижения всех цивилизаций, доказавших на деле свою эффективность.

Наша модель должна отражать конвергенцию разных моделей общественного развития. Согласно Конституции Казахстана мы строим социально-рыночную экономику. Это именно то, что нам нужно. Наша модель будет определять наш собственный путь развития, сочетая в себе элементы остальных моделей, но опираясь в основном на наши специфические условия, историю, новую гражданственность и устремления, учитывая конкретность этапов развития» [2].

В связи с этим рассмотрим некоторые теоретические аспекты существа данного вопроса.

Правовой статус личности отражает наиболее сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и является одной из важнейших политико-юридических категорий.

Основы правового статуса личности носят объективный и субъективный характер. Социальный статус человека складывается под воздействием экономических и политических факторов, сформировавшихся в обществе, в соответствии с которыми и устанавливается юридическое состояние личности. В то же время индивид в рамках общего юридического статуса действует свободно, т.е. по своей воле, сознательно избирая вид и меру своего поведения.

В литературе отсутствует единый подход к пониманию структуры правового статуса личности. Анализ различных позиций свидетельствует о том, что в структуру правового статуса личности включаются гражданство, правоспособность, основные права, свободы и обязанности, юридически закрепленные общие принципы статуса, гарантии и т.д. Представляется, что структура правового статуса личности состоит из элементов, раскрывающих его сущностное содержание. К их числу относятся юридически закрепленные общие принципы статуса личности, ядром статуса являются основные права, свободы и обязанности.

Основные права, свободы и обязанности проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение; они неотделимы от человека и гражданина, принадлежат лицу как субъекту права независимо от реализации им своей правоспособности и составляют неотъемлемую ее черту.

Гарантии также составляют структуру правового статуса личности. Принцип гарантированности является основным в системе юридически закрепленных принципов правового статуса личности наряду с принципами равенства, гуманизма, неотъемлемости и др.

Структура правового статуса личности различает понятия и содержание прав и свобод человека и гражданина. Это имеет существенное значение в определении их сущности и порядка гарантирования. Закрепленные в Конституции Республики Казахстан права и свободы означают, прежде всего, возможность свободно, самостоятельно в пределах закона действовать, активно участвовать в управлении государством, развивать свои способности, определять поступки, избирать вид и меру поведения и, как следствие, возможность пользования различными социальными благами.

Эти права и свободы представляют собой один из институтов конституционализма, носят конституционно-установленный характер и непосредственно вытекают из принципов конституционного строя соответствующего государства.

Юридическую природу правового статуса личности составляют всеобщность, равенство основных прав, свобод и обязанностей, выражающееся в равной возможности обладания материальными и социальными благами, в равенстве прав и свобод граждан и равном исполнении ими своих обязанностей, равном положении всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка и иных ограничивающих возможностей, а также их неотчуждаемость, непосредственность.

Гарантированность конституционных прав и свобод личности, или реальность их осуществления, обеспечивается путем создания государством фактических и правовых условий для их действительной реализации, а не только путем признания и юридического закрепления.

Механизм гарантирования охватывает все установленные Конституцией и законодательством Республики Казахстан сферы обеспечения для человека и гражданина предусмотренных прав и свобод, области пользования ими и распоряжения, а также механизм их защиты.

Существующие в государстве экономические, политические, социальные и иные условия, получив конституционно-правовое закрепление в законодательстве, носят характер правовых гарантий и именно в этом качестве выступают как созданные государством средства, обеспечивающие возможность обладания, пользования и распоряжения правами и свободами и их защиты.

Состояние экономики является лишь предпосылкой обеспечения прав и свобод. В механизм конституционно-правовой гарантированности прав и свобод входят также конституционно установленные принципы функционирования экономики.

Гарантированность прав и свобод личности не может рассматриваться в отрыве от гарантированно-сти прав народа независимого Казахстана как суверена и носителя государственной власти. Народовластие как основа конституционного строя Республики Казахстан является основным принципом, на кото-

Закон и право 01 • 2008

ром создан механизм конституционного гарантирования прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство как одно из основ конституционного строя имеет опред

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком