научная статья по теме ЛИЧНОСТЬ - ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЛИЧНОСТЬ - ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 6, с. 76-81

ЛИЧНОСТЬ - ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

© 2015 г. Ольга Викторовна Орлова1

Аннотация: в статье рассматривается личность как важнейший институт и основная ценность гражданского общества через ее правовую социализацию.

Annotation: the article covers personality as the important institute and the essential value of the civil society by all means of lawful socialization.

Ключевые слова: личность, гражданское общество, правовая социализация, право. Key word: personality, civil society, lawful socialization, law.

Как известно, основой гражданского общества является личность, которая всегда выступает одновременно субъектом и объектом общественных отношений. От ее деятельности зависит "качество" общества, и, наоборот, общество предполагает "качество" самой личности, ибо без нее невозможно существование общественного взаимодействия, тех или иных общественных институтов.

Сегодня с полным основанием можно утверждать, что провозглашение в ст. 2 Конституции РФ человека высшей ценностью государства распространяется и на положение человека в гражданском обществе, ибо правовое государство есть порождение гражданского общества. Государство, будучи частью гражданского общества и обладая публичной властью, выступает лишь гарантом экономической, социальной, политической и духовной свободы человека как величайшей общечеловеческой ценности.

Особенность гражданского общества состоит в том, что личность обладает не только активностью и ответственностью в процессе осуществления прав, свобод и обязанностей, но и определенной степенью ответственности. Развитое гражданское общество создает условия для формирования свободной и сознательной личности с чувством собственного достоинства, но, главное, и само нуждается в таких личностях.

В гражданском обществе человек существует как автономная личность. У каждого индивида складывается определенная целостность его внутренних, социально значимых качеств, характеризующих его отношение к себе, другим людям, к той или иной социальной общности, государству и обществу в целом.

Необходимо заметить, что в человеческом обществе личность является, с одной стороны, обладателем темперамента, характера, способностей, т.е. тем, что можно назвать индивидуальностью, а с другой - носителем черт, типичных для большинства социума. И эти черты всегда соответствуют культуре конкретного общества. Вместе с тем нельзя не учитывать, что любое общество не однородно - одновременно существуют несколько субкультур в зависимости от возраста, нации, региона и т.п.

Личность не может не впитывать в себя черты субъективного и группового опыта. Но если групповой опыт позволяет человеку ощущать себя комфортно в конкретной среде, то индивидуальный опыт отражает в первую очередь то, что человек (личность) - это уникальное и неповторимое явление.

1 Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, доцент (E-mail: igpran@igpran.ru).

Иными словами, в каждом обществе существует определенный тип личности и далеко не идеальный, ибо личность -это всегда мера отражения социальной реальности. Понятие личности в целом тождественно понятию человека, который поднялся до уровня личностного отношения с обществом. Личность уже есть само отношение между человеком и обществом, означающее меру автономии, самостоятельности и самоопределения (экономического, политического, бытового, духовного и т.п.) человека и общества, необходимую для формирования и проявления творческих потенций человека.

Потребность личности в самореализации как естественное общечеловеческое качество личности предполагает раскрытие разносторонних человеческих способностей. Выработка этой потребности осуществляется в процессе социализации личности, т.е. в процессе усвоения знаний, навыков, принятия тех или иных ценностей. По мнению американского социолога Н. Смелзера, социализация - это процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям2. Это достигается путем осознания человеком своей индивидуальности в процессе определенной адаптации к окружающей действительности, что выражается в виде приспособления человека к общественным условиям, в том числе в политической и правовой сферах. И в зависимости от того, как личность усвоила "общественный опыт", насколько он соответствует ее жизненным интересам и установкам, как обеспечивается личная безопасность человека, происходит осознание личностью своей индивидуальной значимости, нужности. С поведенческой точки зрения это - свобода воли как проявление саморегуляции личности, Свобода воли характеризует внутреннюю индивидуальность человека, его самореализацию в разных областях человеческой деятельности, включая сферу реализации правовых предписаний.

Сегодня наблюдается противоречивая картина, о которой говорил еще А.Ф. Кони. "Личность все более и более умаляется", стремится «из сознательного и нравственно-ответственного "я"...укрыться за безличным "мы"»3, обладая достаточно высоким образовательным цензом и возможностью пользоваться материальными и культурными благами. И в то же время "замечается недостаток нравственной силы и деятельного отношения к жизни"4.

2 См.: Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1993. С. 94-128.

3 Кони А.Ф. Дмитрий Александрович Ровинский // Кони А.Ф. Собр. соч. Т. 5. М., 1968. С. 5.

4 Там же.

Вместе с тем, рассматривая личность как основу и главную ценность гражданского общества, необходимо подчеркнуть связь индивидуального с коллективным. С одной стороны, каждый человек индивидуален и воспринимает себя самостоятельной личностью, а с другой - общество рождает определенные ориентиры, требования, основанные на представлениях о добре, красоте и т.п., находящие свое выражение в социальных нормах. Поэтому личность, обладающая индивидуальностью, проявляя свою волю, всегда действует в определенных рамках, соответствующих требованиям общества, его ценностным и нормативным правилам (стандартам). Здесь огромную роль играют внутренние регуляторы, которым свойственна временная устойчивость, - нравы, обычаи, традиции, мораль и стереотипы поведения. Последнее во многом зависит и от той оценки, которая дается ему окружающими, тем или иным социальным институтом. Иными словами, говорить о гражданском обществе можно только тогда, когда большинство его членов одновременно действуют в соответствии со сложившимися социальными нормами и в соответствии с ожиданиями окружающих и общества в целом.

Современное российское общество (впрочем, и общество любых других стран) характеризуется тем, что оно все более и более становится индивидуализированным и одновременно стратифицированным. С одной стороны, каждый индивид стремится достичь какого-либо успеха (материального, политического и пр.), подчас не считаясь с интересами других (в рамках права или нет). С другой, - являясь представителем того или иного социального слоя, он действует в соответствии с теми социальными ценностями, которые выработаны конкретной социальной группой, ибо нарушение правил и жизненных установок, сложившихся в определенной среде, нередко выбрасывает "нарушителя" на "обочину дороги".

Воспитание правовых чувств идет по пути правовой социализации, которая, вбирая в себя в процессе "общения" "новые элементы ориентации действия, новые когнитивные ориентации, новые ценности, новые объекты и новые экспрессивные интересы"5, имеет свои особенности. Эти особенности включают в себя, с одной стороны, выработку внутренних мотивов поведения человека, а с другой - формы проявления правовой активности в процессе осуществления прав и обязанностей (собственно, это уже само правовое поведение).

Процесс правовой социализации личности есть процесс развития во взаимоотношениях с другими людьми, с социальной средой. Этот процесс носит весьма противоречивый характер. Социализация всегда ведет к усреднению личности, к стереотипам сознания и деятельности, и одновременно именно социализация способствует формированию личных качеств, позволяющих определить индивидуальное в человеке6.

Правовая социализация не есть пассивное потребление информации о законодательстве и практике его реализации. Она предполагает усвоение своего собственного правового статуса, правовых принципов организации и функционирования государственных органов и институтов гражданского

5 Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. С. 305.

6 Социализация включает в себя, во-первых, усвоение личностью всего ранее накопленного социального опыта путем вхождения в систему социальных связей, а во-вторых, активное воспроизводство данной системы связей. Иными словами, человек преобразует весь накопленный социальный опыт в собственные ценности, установки, ориентации. Социализация обеспечивает прогресс человеческого общества.

общества. Как справедливо отмечается в литературе, индивид не всегда осознанно (эксплицитно) отдает отчет, что речь идет о праве7.

Важность политико-правовой социализации личности в гражданском обществе не вызывает сомнений. Процесс политической и правовой социализации имеет как бы две взаимосвязанные и взаимозависимые стороны. С одной стороны, само гражданское общество создает политически социализированного человека, отводя ему роль пассивного усваивателя накопленного человечеством политического опыта. С другой - индивид сам себя конструирует и целенаправленно приспосабливается, адаптируется к социально-политическим условиям жизни, нередко стремясь их преобразовать в своих интересах. Причем процесс политической и правовой социализации не ограничен во времени и продолжается независимо от желания индивида всю его жизнь. При этом личность весьма избирательно усваивает политико-правовые нормы и ценности в силу своих убеждений, умозрительных и практических политических и правовых знаний и собственного опыта (не всегда удачного) политического участия.

Таким образом, здесь налицо два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: процесс сознания (внутренний) и процесс деятельности (внешний), плавно перетекающие один в другой. Это позволяет сформировать конкрет

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком