научная статья по теме ЛИДИЯ ФЕДОРОВНА МОНОГАРОВА (09.10.1921 - 16.10.2011) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЛИДИЯ ФЕДОРОВНА МОНОГАРОВА (09.10.1921 - 16.10.2011)»

ЛИДИЯ ФЕДОРОВНА МОНОГАРОВА (09.10.1921 - 16.10.2011)

16 октября 2011 г., через неделю после своего 90-летия, скончалась Лидия Федоровна Моногарова - выдающийся российский этнограф-памировед.

Л.Ф. Моногарова родилась 9 октября 1921 г. в Москве в семье врачей. В 1940 г. поступила на исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С осени 1941 г. до лета 1943 г., когда университет находился в эвакуации, оставшаяся в столице студентка Моногарова работала агитатором в прифронтовых эвакуационных госпиталях. После возобновления учебных занятий она со второго курса проходила специализацию на кафедре этнографии в группе студентов, изучавших фарси.

В своей первой этнографической экспедиции - летом 1944 г. в освобожденные районы Украины - Лидия Федоровна получила опыт изучения материальной культуры и сбора полевого материала по традиционной семейной обрядности и народным верованиям. В последовавшей затем экспедиции в деревни Подмосковья она осваивала методы беседы с информантами и непосредственного наблюдения. В 1945 г. в составе небольшой группы студентов университета Л.Ф. Моногарова проходила практику в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР, где фиксировала виды колесного, вьючного и водного транспорта каракалпаков, собирала материал по жилищу, делала чертежи планов, изучала приемы строительной техники. Все эти знания пригодились ей, когда она, получив в 1946 г. диплом с отличием, поступила в аспирантуру Института этнографии.

Сдав экзамен по специальности, молодая исследовательница вновь отправилась в экспедицию в Каракалпакию, где занималась сбором полевого материала по семейным отношениям и родовой принадлежности в племенном союзе Кунград. Именно тогда у нее пробудился интерес к этнографическим аспектам общественной и брачно-семейной жизни, а также к национально-смешанным бракам.

В 1940-1950-е гг. одним из приоритетных направлений в советской этнографии являлось исследование малоизученных народов СССР. Научный руководитель аспирантки С.П. Толстов предложил ей заняться этнографией язгулёмцев - одного из народов западной части Памира (Горно-Бадахшанская автономная обл. тогдашней Таджикской ССР), о которых почти ничего не было известно. Она начала изучать таджикский язык и буквально по крупицам собирать сведения о жителях высокогорной долины р. Язгулём. В 1947 г., будучи членом Таджикской экспедиции под руководством Н.А. Кислякова, организованной Институтом этнографии, Лидия Федоровна впервые попала в этот оторванный от цивилизации край, где господствовали натуральное хозяйство и меновая торговля, а люди жили без электричества, радио, телефона и даже медицинского пункта. Изучая быт, семью и духовную культуру этого малочисленного народа, она по просьбе антрополога Г.Ф. Дебеца провела антропометрическое исследование 100 местных жителей, передав позднее полученные материалы В.В. Гинзбургу.

В 1948 г. она вновь оказалась в Язгулёме. Следует сказать, что из-за отсутствия каких-либо дорог, за исключением немногочисленных горных троп, ей приходилось и тогда, и позже, рискуя жизнью, в одиночку добираться от одного кишлака до другого по оврингам - ветхим мосткам-тропам, висящим над бушующей рекой. В одном из дальних высокогорных селений, как она рассказывала, жители, поразившись отчаянной смелости русской девушки-исследовательницы, добравшейся к ним путем, опасным даже для местных, все повторяли: "Заррабин! Заррабин!". Так они произносили фамилию И.И. Зарубина - классика отечественного памироведения, изучавшего их язык и культуру.

По результатам послевоенных экспедиций Л.Ф. Моногарова опубликовала в 1949 г. содержательную статью "Язгулемцы Западного Памира", а в 1951 г. защитила кандидатскую диссер-

1п шешойаш

189

тацию по теме "Язгулемцы (опыт этнографического описания)". С 1952 г. до середины 1959 г. она работала старшим научным редактором в Большой советской энциклопедии (БСЭ) и два раза в свой очередной отпуск ездила на Западный Памир. Чтобы попасть в этот закрытый для посторонних пограничный с Афганистаном регион, она заручилась поддержкой Всесоюзного географического общества, членом которого состояла.

Работа в редакции археологии, этнографии и антропологии БСЭ не приносила большого удовлетворения, поскольку призванием Лидии Федоровны была деятельность этнографа-полевика. На счастье, весной 1959 г. ее приняли на должность младшего научного сотрудника сектора этнографии народов Средней Азии и Казахстана в Институт этнографии. Здесь пригодились и ее опыт работы в БСЭ, и участие в подготовке Малой советской энциклопедии: с 1960 по 1973 г. она была заместителем главного редактора журнала "Советская этнография", а до 1981 г. - членом редколлегии. Хлопотную работу в журнале Л.Ф. Моногарова успешно совмещала с научно-исследовательской деятельностью в секторе и этнографическими экспедициями.

В 1960-1961 гг. и дважды в 1962 г. она собирала этнографические материалы по проблемам семьи узбеков, таджиков и арабов в ряде кишлаков Узбекистана, а с 1964 г. много времени уделяла полевым исследованиям среди таджиков в равнинных и горных регионах Таджикистана, таджиков Узбекистана (районы Ташкента, Бухары, Самарканда), западнопамирских народов. Ее научные интересы сосредоточивались главным образом на изучении проблем семьи, ее структуры, общественных отношений, роли патронимии. Она много времени проводила в архивах загсов и кишлачных советов.

Для планировавшегося Институтом этнографии Историко-этнографического атласа Средней Азии и Казахстана Л.Ф. Моногарова готовила материалы о памирских народах. В 19641967 гг. она побывала почти во всех долинах Западного Памира, где изучала материальную и духовную культуру рушанцев, шугнанцев, ваханцев, бартангцев, язгулёмцев, собирала материал о семье, семейной обрядности и патронимии. В 1972 г. на основе полевых исследований и собранных архивных материалов Л.Ф. Моногарова опубликовала монографию "Преобразования в быту и культуре припамирских народностей", а также ряд статей, посвященных этническим процессам.

В ходе подготовки историко-этнографического атласа она познакомилась и долгие годы плодотворно сотрудничала с таджикским исследователем И. Мухиддиновым, занимавшимся изучением земледелия и ирригации. Им удалось собрать и ввести в научный оборот интересный этнографический материал, в том числе о сельской семье Таджикистана. Изучая городскую семью, Л.Ф. Моногарова провела комплексную типологию городов Таджикской ССР с учетом национального состава их населения и предложила методику определения индекса этнической мо-заичности как основы структурного анализа национального состава города. Собранные обоими этнографами полевые материалы по теме семьи, в том числе архивные, а также обработанные на ЭВМ данные анкетного опроса 1982 г. позволили им в соавторстве подготовить монографию "Современная сельская семья таджиков" (1992 г.).

В 1993 г. Л.Ф. Моногарова защитила в форме доклада диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему "Современная семья таджиков и памирских народов", в основу которой была положены также и материалы ее монографии "Современная городская семья таджиков" (1992 г.).

Одна из главных исследовавшихся ею проблем - этнические процессы на Памире. Отдавая дань господствовавшей в советский период теории межэтнической интеграции, или единения (появление у нескольких сущностно различных этносов общих черт культуры и общего мета-этнического самосознания), Л.Ф. Моногарова писала, что в СССР в связи с социалистической перестройкой хозяйства и культуры припамирских народов постепенно изживается обособленность и происходит их сближение, а частично и слияние с таджиками. Проводя исследования на Памире, она наблюдала, с одной стороны, процесс ассимиляции горнобадахшанцев титульным этносом - таджиками, а с другой - процесс тесного сближения памирских народов между собой. Однако тогда Л.Ф. Моногарова, по ее словам, сомневалась в том, что последний имеет перспективы дальнейшего самостоятельного развития.

Распад СССР, образование независимой Республики Таджикистан, национальная политика республиканских властей и гражданская война способствовали процессам консолидации памирских народов. Л.Ф. Моногарова первой из отечественных обществоведов выдвинула и

развила мысль о складывании в постсоветский период новой этнической общности - помири (памирцы).

Она глубоко сожалела, что в 1990-е гг. прервались научные связи с таджикскими коллегами-этнографами, и переживала за судьбы горцев Памира, которым она отдала несколько десятков лет своей жизни. В 2003 г., когда отмечалось 50-летие ее научной деятельности, я решил написать о ней биографическую статью для одного из памирских изданий. При встрече спросил, как лучше назвать материал. Она, немного подумав, сказала: "Свое сердце я оставила в горах Памира".

И это правда. Наверное, никто из советско-российских этнографов последних поколений не сделал для памироведческой науки столько, сколько она. И образ этой хрупкой с виду, но сильной духом женщины-исследовательницы навсегда останется в памяти ее горцев-информантов, коллег и учеников, которым она дарила частицы своего большого сердца.

Т.С. Каландаров

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком