научная статья по теме ЛИКИ ДРЕВНЕЙ СИБИРИ Науковедение

Текст научной статьи на тему «ЛИКИ ДРЕВНЕЙ СИБИРИ»

ЛИКИ ДРЕВНЕЙ СИБИРИ

Эдуард КИРГИНЕКОВ, старший научный сотрудник ГАУК «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова» (Республика Хакасия, г. Абакан); Сергей НАРЫЛКОВ, публицист

Менялись времена, возникали и погибали империи и государства Евразии, исчезали с мировой арены

целые народы, но Хакасия, окруженная с востока, юга и запада горами Саян и Кузнецкого Алатау, непроходимыми таежными массивами и многочисленными реками, бережно сохранила до наших дней свою уникальную древнюю культуру.

«АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЕККА СИБИРИ»

Отметим, Хакасско-Минусинская котловина, расположенная в бассейне среднего Енисея, представляет собой уникальный историко-географический феномен. С одной стороны, она является неотъемлемой частью Великой степи*, поэтому сюда доходили все достижения человечества. С другой — она настолько изолирована, что не подвергалась случайным посторонним воздействиям, и у нее всегда был собственный путь развития. Иногда ее даже называют «археологической Меккой Сибири» или «музеем под открытым небом», ведь многочисленные курганы и высокие каменные стелы в степи стали частью культурно-исторического хакасского ландшафта.

В начале нашей эры в Хакасии появляются новые технологии, меняются быт и религиозные представ-

*Великая степь — обобщенное название природного региона, занимающего центральную часть Евразии (прим. ред.).

ления. Казалось, столь резкие изменения уклада народной жизни повлекут за собой конфликты и войны, но историки отмечают: в I—V вв. н.э. происходит органичное слияние разных культурных традиций, в ходе которого рождается новая, получившая название «таштыкская археологическая культура».

Китайские письменные источники сохранили сведения о далекой и богатой стране, простирающейся к северу от Китая. Археологические памятники того времени демонстрируют высокий уровень искусства, ремесла, религии и торговли. Население в то время говорило на самодийских, угорских и, вероятно, кет-ских языках, но господствующим уже тогда стал тюркский. Он и послужил основой для современного хакасского языка. Антропологи же, в свою очередь, установили: именно в то время на основе полиэтнического (неоднородного) населения начинает формироваться антропологический облик современных хакасов. В китайских летописях отмечено: население этой

Маска из Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова (г. Абакан).

Хакасия, Аскизский район, Сырский чаатас (с хакасского «камень войны»). Раскопки профессора Л.Р. Кызласова, 1950 г.

далекой северной страны имеет «рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза», но вместе с тем встречаются и брюнеты с карими глазами. Известный советский антрополог, сотрудник Института этнографии АН СССР доктор биологических наук Георгий Дебец (1905—1969) отмечал: «...в общем таштыкские маски представляют смешение европеоидных и монголоидных черт, напоминая больше всего шорцев и хакасов. Впрочем, среди последних удельный вес монголоидного компонента, по-видимому, несколько больше». А уже в наше время, в 2007 г., заведующий Сибирским зоологическим музеем Института систематики и экологии животных СО РАН, профессор кафедры ботаники и экологии Новосибирского государственного педагогического университета Вячеслав Мордкович в своих этно-экологических очерках «Сибирь в перекрестке веков, земель и народов» (2007 г.) также выделяет интересный факт, что «среди них (современных хакасов) до сих пор нет-нет, да и рождаются белокожие, голубоглазые, а то — и рыжие отпрыски».

Как же выглядели древние люди таштыкской эпохи? На кого они были похожи? Это один из самых

Маска из Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова (г. Абакан). Хакасия, Аскизский район, Сырский чаатас. Раскопки профессора Л.Р. Кызласова, 1950 г.

интригующих вопросов современной истории Сибири. Увы, очень немногие цивилизации мира донесли до нас изображения своих далеких предков. Однако благодаря трудам современных археологов и историков, а также творениям древних художников и скульпторов таштыкской эпохи, несомненно, Хакасия в этом смысле — регион действительно особенный, ведь многое мы можем узнать и понять об этом древнем народе и укладе его жизни именно благодаря сохранившимся с тех давних пор маскам, а точнее — погребальным маскам.

Как известно, погребальные маски археологи находят в египетских пирамидах, в шахтовых гробницах Микен*, в ступенчатых усыпальницах Мексики и Перу, в гробницах древнего Китая и в курганах Причерноморья России. Обычно мастера изготавливали маски из золота и нефрита, из терракоты (цветной пористой глины) и гипса, воска и глины, дерева и ткани. Маски изготавливались из золота и

*Микены — древний город в Арголиде, один из центров микенской культуры, позднее — греческой цивилизации. В настоящее время находится в руинах (прим. ред.).

Маска из Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова (г. Абакан).

Хакасия, Аскизский район, Сырский чаатас. Раскопки профессора Л.Р. Кызласова, 1950 г.

нефрита, из терракоты и гипса, воска и глины, дерева и тканей.

А что же представляют собой интересующие нас «таштыкские маски»?

«ТАШТЫКСКИЕ МАСКИ»

О погребальных масках Хакасии в 1954 г. видный отечественный исследователь археологических памятников Сибири и Центральной Азии, заведующая отделом полевых исследований Института археологии АН СССР Лидия Евтюхова (1903—1974) писала: «Государственный исторический музей в Москве, Минусинский и Абаканский музеи в Южной Сибири обладают ценнейшими «портретными галереями» предков современных обитателей Минусинской котловины». У древних жителей Хакасии сформировалось особое философское и религиозное мировоззрение о душе, о жизни и смерти человека. В основе его был заложен «культ предка-героя» и «культ огня» как посредника между богами верхнего и среднего мира, поскольку огню приписывались очищающие функции. Для умерших сородичей таштыкцы изготавливали специальные гипсовые урны, которые внешне

Маска из Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова (г. Абакан). Хакасия, Аскизский район, Сырский чаатас. Раскопки профессора Л.Р. Кызласова, 1950 г.

напоминали лицо или бюст усопшего. В современной исторической науке эти гипсовые лицевые бюсты-урны называют «таштыкскими масками», хотя слово «маска» не совсем верно отражает смысл данного археологического артефакта.

Между тем, развивая нашу мысль, важно указать: покойных таштыкцы сжигали на дровяных кладках, чтобы вместе с дымом огня дух человека возносился к Небу. После этого оставшийся прах собирали в мешочки и помещали в ритуальные куклы-манекены размерами в натуральную величину человека. Их изготавливали из одежды, набитой травой. Хоронили такие манекены в грунтовых могилах или в деревянном склепе, находящемся внутри кургана, обнесенного каменной оградой. В склепе на полатях (специальных лежанках) укладывали манекены, затем на их головы накладывали маски и рядом размещали ритуальные предметы.

«Погребальные маски делались из белой гипсовид-ной терракоты смешанного состава, куда входили каолиновые глины, найденные ныне по р. Абакану и левому берегу Енисея. Способы изготовления и назначения их различны в разное время...Совершен-

Маска из Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова (г. Абакан). Хакасия, Боградский район. РаскопкиА.И. Готлиба, 1994 г.

но очевидно, что такие маски никак не могли изготовляться механически, в форме» — писал известный российский археолог-востоковед, доктор исторических наук Леонид Кызласов (1924—2007). Маски окрашивали в белый или красный цвет, а сверху расписывали. На белых масках самым характерным орнаментом были красные спирали на лбу, висках и на носу, а щеки и губы подкрашивали красным цветом. В свою очередь, на красные маски наносили горизонтальные линии черного цвета. И помимо красной и черной красок применяли еще голубую и зеленую. По верху самой маски наносили также красочный бордюр; окрашивали уши и нос, обозначали волосы и локоны. На многих скульптурах у темени делали еще и специальный вырез для накладной косы. У других масок верхняя часть лба была обрезана, словно он был закрыт головным убором. В уши иногда вдевали сережки, для которых заранее были проделаны специальные отверстия. На шее иногда рисовали или вылепляли ожерелья. Через некоторое время склеп с манекенами сжигали вторично, и только после этого обряд погребения считали законченным. Последняя часть ритуала обычно приводила к

Маска из Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова (г. Абакан). Хакасия, Аскизский район, Сырский чаатас. Раскопки профессора Л.Р. Кызласова, 1950 г.

повреждению большинства погребальных масок, однако это позднее сыграло положительную роль: часть обломков масок сохранилась до наших дней, так как от огня происходил обжиг глины, из которой их изготавливали.

В настоящее время сохранившихся целых масок, обнаруженных археологами, известно немного. Большинство таштыкских масок в музеях представлено фрагментами гипсовых осколков, но мастерство исполнения их так высоко, что можно по разрозненным частям восстановить полный образ человека! Даже эти отдельные фрагменты маски, особенно губы, нос, подбородок, настолько выразительны, что позволяют представить и умозрительно дорисовать образ человека начала нашей эры. Каким же он мог быть при жизни, какой у него мог быть характер, и какая у него могла быть судьба?

Тут возникает еще один вопрос: почему такие маски появились в Сибири только в Хакасско-Минусин-ской котловине? Если бы это были чисто скифские традиции, то аналогичные маски специалисты обнаружили бы в лесостепной зоне от Байкала до Черного моря, если традиции хуннов, то ареал распростране-

Наука в России №4, 2014

ния мог быть еще шире на Запад и на Восток. Одна из возможных разгадок этого феномена, на наш взгляд, заключается в том, что хунны, пришедшие с Востока, впервые появились на берегах Енисея в начале нашей эры и смешались с местным населением, наследниками тагарской археологической культуры Южной Сибири. А при слиянии культур всегда возникают новые обычаи и традиции. Так, в частности

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком