научная статья по теме ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «СЛАВЯНСКОЕ ДРЕВО»: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ ЯЗЫКА ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «СЛАВЯНСКОЕ ДРЕВО»: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ ЯЗЫКА ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

М.А. ОСТРЕНКОВА

Ярославль

Лингвокультуроведческое исследование «Славянское древо»: познавательные и ценностные смыслы языка традиционной культуры*

Автор обращается к теме взаимосвязанного изучения русского языка и народной культуры и предлагает разработку лингвокультуроведческого исследования, направленного на осмысление школьниками мифологемы Мирового древа. Использованный для организации исследования дидактический материал (этнофитонимы, заговоры, духовные стихи, научные тексты о славянской этноботанике) и разнообразные методы проектно-исследовательской деятельности расширяют представление о возможных объектах линг-вокультуроведческого исследования, круге источников для его проведения, творческих формах систематизации культурной информации.

Ключевые слова: язык традиционной культуры; мифологема Мирового древа; лингвокультуроведческое исследование.

Обращение к уникальному контексту традиционной культуры на уроках словесности в школе предоставляет возможность не только оценить языковое своеобразие народного слова и фольклорного текста, но и «"погрузиться" в мир ценностей русского народа» [Вендина 1998: 12] — тех понятий, предметов и явлений, которые являются результатом познания действительности и важными опорами и ориентирами в жизни носителя традиционной культуры.

Уходящий в историю уклад жизни, сочетающий утилитарное и символическое назначения предметов, интересен сам по себе, и знакомство «с тем фантастическим миром, который существует здесь в народных верованиях» [Аникин 2011: 130], обогатит представление школьников о культуре народа. Но важнее другое: язык традиционной культуры (понимаемый здесь и как система яыковых единиц, и как система невербальных знаков, передающих информа-

* Статья публикуется в рамках проекта «Совершенствование преподавания русского языка в современной школе».

Остреикова Марина Анатольевна, кандидат филол. наук, доцент кафедры теории и практики коммуникации ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

E-mail: ma_861spetanza@mail.ru

цию) становится источником информации о самом народе, о его способности наблюдать, анализировать, обобщать, т.е. познавать мир; подвергать осмыслению результаты познания мира и эмоционально переживать их — словом, выражать с помощью языка ценностные смыслы познания. Именно эти акценты — познавательный и ценностный — расставлены в предлагаемом лингво-культуроведческом исследовании «Славянское древо».

Рекомендованное для проведения в V и VI классах исследование направлено на осмысление школьниками одного из ключевых символов славянской мифологии — символа мироздания, Мирового древа, в котором отразился познавательный опыт народа и которое являет собой ценностную модель мира. В его семантике представлены универсальные ценности жизни, порядка, плодородия.

Архетипический образ Мирового древа осмысляется школьниками через его поэтический вариант — образ Славянского древа К. Бальмонта, с помощью текстов о символике деревьев в традиционной культуре и в процессе изучения этнофитонимов, прозрачная внутренняя форма которых позволяет учащимся получить доступ к языческим и христианским реалиям, представленным в свернутом виде в номинациях растений и цветов.

8

Образным и конструктивным «стержнем» урока стало стихотворение К. Бальмонта «Славянское древо». Говоря об образном стержне, мы имеем в виду то, что именно поэтические образы стихотворения — образы русских цветов, растений и деревьев, образ Славянского древа — становятся объектами лингво-культуроведческого анализа. Стихотворение допускает «включение» в работу других текстов, объясняющих семантику образов или реконструирующих «этимологическую память слова»: это заговоры, духовные стихи, легенды, а также научные тексты из работ по этнолингвистике, фольклору, славянской мифологии. Образная структура текста стихотворения «Славянское древо» определила также логику и этапы исследования — от знакомства с символическими функциями березы (как самого русского дерева) в традиционной культуре к актуализации культурной информации этно-фитонимов и к осмыслению семантики Мирового древа.

Постановка цели урока

Учитель сообщает о том, что школьники продолжают исследовать язык русской традиционной культуры, чтобы узнать новое о славянских мифах, образах, обрядах, о том, как человек представлял мир и как эти архаические представления были сохранены народным словом, фольклорным текстом.

Осмысление одного из ключевых символов славянской мифологии — символа Мирового древа

I этап. Осмысление символической функции березы в традиционной культуре славян. Работа с фрагментом текста К. Бальмонта «Славянское древо» и текстами из книги В.Я. Проппа «Русские аграрные праздники». Цель — подготовить учащихся к пониманию ценностных смыслов образа Славянского древа.

— У Константина Бальмонта есть стихотворение «Славянское древо». Предположите, какой поэтический образ в нем создан?

Ответы школьников чаще всего сводятся к следующему: автор создает образ какого-то (варианты: красивого, русского) дерева. Поддерживая гипотезы, учитель предлагает назвать «самое русское» дерево. Ученики, как правило, называют березу. Переключая внимание

школьников с очевидных «природных» характеристик березы (внешний вид дерева в разное время года), «хозяйственных» (березовые дрова хорошо горят, из бересты плели корзины, на бересте писали) или оценочных (красивое, прекрасное) на скрытые, «культурные» — те, которые были востребованы в обря-дово-ритуальных практиках носителя традиционной культуры (см. тексты из книги В.Я. Проппа), учитель уже на этом этапе задает вектор исследовательской деятельности — лингвокультуро-ведческий, предполагающий актуализацию культурной информации, содержащейся в названиях растений.

— Вы выбрали в качестве Славянского древа березу, ограничившись указанием только на внешние признаки. Однако береза упоминается в описании многих народных праздников и обрядов. Принимая в качестве прообраза Славянского древа березу, мы должны знать, почему береза «вовлекалась» в разные события, становясь иногда «главным действующим лицом».

Прочитайте тексты1 и подготовьтесь к устному пересказу по вариантам.

Березка — первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие деревья еще едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березки обладают особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки: от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать.

Березовые ветки или молодые березки приносились из леса и расставлялись по домам без особых обрядовых действий. Дома украшались также цветами. Березками украшали дворы, дома, горницы, ворота, отчего деревня приобретала праздничный вид.

(Обряд завивания.) Березка избирается молодая, сочная, в таком месте, чтобы вокруг нее можно было водить хороводы. Если березка избиралась заранее, ее заламывали, т.е. отмечали. Для совершения празднества девушки шли в лес. Выбранную березку «завивали», т.е. загибали концы веток в кольца и закрепляли их так, чтобы образовались венки, которые как бы росли на дереве.

1 Тексты из книги В.Я. Проппа «Русские аграрные праздники» и тексты, включенные в «Этимологическое лото» (см. ниже), представлены с незначительными купюрами. Учитель на свое усмотрение проведет необходимую адаптацию с учетом уровня подготовленности школьников.

Сибирский обычай пригибать вершины березок к траве и делать «косы», связывая эти вершины с травой. В других местах верхушки двух берез связывались между собой так, что образовывался род арки. Венки могли плестись из веток других березок, переплетаться с травами и цветами и навешиваться на избранное дерево. Завитую березку украшали. У кого-нибудь из девушек находился шелковый поясок, которым перевязывают березку внизу у корня.

На березку навешивали разноцветные ленты, нитки и лоскутки. Иногда украшали березку и цветами. На березку могли также навешиваться «козули», т.е. венки, испеченные из теста. Это так называемое майское дерево или просто «май». У русских дерево не всегда срубали, оно могло оставаться в лесу.

Хоровод ходит вокруг дерева, а там, где верхушки двух березок связаны в форме арки, под ними проходят играющие и поющие. Каков исконный смысл этого обряда? Сила роста, по представлениям народа, находится в верхушках и в концах веток, откуда идет рост, можно рассматривать загибание в кольцо и связывание как способ уловления и сохранения этой силы.

Эту силу надо вынести из леса и передать ее земле и людям. Завитую березку рубили и бросали в рожь. Внесение обряженного деревца из леса на поле и в жилище представляло собой попытку использовать растительную силу дерева и передать ее от деревьев земле и злакам.

Вопросы к тексту:

1. Почему именно березку использовали в данном обряде?

2. Почему ветками березы украшались дома и вне обрядовых действий?

3. Какой смысл имело плетение венков и для чего связывали верхушки двух берез?

4. Считаете ли вы этот обряд красивым, поэтичным — в чем его красота?

Чтение учителем текста К. Бальмонта (см. ниже) и вопрос о том, как дети понимают словесный образ Славянского древа, подводят учащихся к выводу, что Славянское древо — это не конкретное дерево, а обобщенный образ. На вопрос «Образ чего?» ученики дают ответ: «Всех деревьев России». На промежуточном этапе исследования учитель принимает такой ответ. (При помощи вопроса «Какие эпитеты, сравнения и метафоры создают образы деревьев Славянского древа?» необходимо обра-

тить внимание школьников на то, как поэтизируются внешние, наблюдаемые признаки деревьев.) Однако следует добавить, что, как и у березы, у многих деревьев есть еще и особое назначение в народных праздниках.

Девически вспыхнет красивой калиной, На кладбище горькой зажжется рябиной, Взнесется упорно, как дуб вековой. Качаясь и радуясь свисту метели, Растянется лапчатой зеленью ели, Сосной перемолвится с желтой совой. Осиною тонкой, как дух, затрепещет, Березой засветит, березой заблещет, Серебряной ивой заплачет листвой. Как тополь, как факел пахучий,

восстанет, Как липа июльская, ум затумани

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком