научная статья по теме ЛИТЕРА, ШПАЦИЯ, МАРЗАН И БАБАШКА ПЕРВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАБОРЩИКОВ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ЛИТЕРА, ШПАЦИЯ, МАРЗАН И БАБАШКА ПЕРВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАБОРЩИКОВ»

НИНА КУЗЬМИНА

Литера, шпация, марзан и бабашка

Первое учебное пособие для н

Возникновение и развитие школ печатного дела повлекло за собой острую необходимость в выпуске полиграфической учебной книги.

Нина Георгиевна Кузьмина, сотрудник музея печати ГМИ, Санкт-Петербург

ВЫПУСК отраслевой литературы по полиграфии и издательскому делу начался в России в середине XIX в. Раньше знания приобретали только на рабочем месте, опытным путём. Ученики поступали работать в типографии в возрасте 8-10 лет, едва освоив грамоту, период ученичества продолжался от трёх до восьми лет. На страницах единственного в стране профессионального «Типографского журнала» (1867-1869) появлялись статьи о причинах малограмотности учеников и о способах устранения этого обстоятельства. Так, было предложено «не принимать учеников, которые не умеют правильно читать и писать, хотя бы на одном языке, — взаимно обязаться принимать лишь таких наборщиков, которые могут доказать, что пробыли установленный срок в учении...»1 Эти предложения типографы оставили без внимания, так как им нужна была дешёвая рабочая сила. «Типографский журнал» продолжал поднимать ученический вопрос: «...мальчика принимают в типографию — фактор, содержатель или кто другой покажет ему кассу, употребят полчаса на объяснение ему отделений, материала для заключений, сигнатуры и проч., поставят ему верстатку, дадут несколько печатных образцов, заставят набрать строку, ознакомят его в общих словах с главными правилами распределения и выключения — и всё тут; лишь изредка, время от времени, взглянут на его набор, во всём же прочим ученик предоставлен самому себе...».2 Первое время учеников использовали на подсобных работах. На их обучение практически не тратили время, внимания их развитию не уделяли. Если

мальчик проявлял инициативу и старался обучиться наборному ремеслу, то вынужден был подсматривать за работой наборщика из-за его плеча. Делиться своим опытом из-за большой степени безработицы, старшие наборщики добровольно не желали. Это было обусловлено жёсткой конкуренцией в полиграфических заведениях.

Положение стало меняться во второй половины XIX в., когда владельцы и управляющие типографиями стали более требовательными к повышению образовательного уровня учеников. Постепенно стали возникать школы для учеников типографий. Впервые классы ремесленного обучения типографскому делу появились в 1861 г. при Доме Малолетних бедных Императорского Человеколюбивого общества. В мае 1884 г. открылась Первая школа для учеников всех типографий города при Императорском Русском Техническом обществе. В том же году, в сентябре, было основано частное училище при типографии А. С. Суворина. В 1870-х годах возникла школа при одной из крупнейших типографий того времени Товарищества «Общественная польза». Обучение в школах осуществлялось с голоса, под диктовку, поэтому возникла острая необходимость в выпуске полиграфической учебной книги.

Пособия по основам полиграфического производства поступали в Россию на немецком или французском языках. Не все посвятившие жизнь работе в типографиях владели иностранными языками. Нужны были учебники на родном русском языке.

В Германии, как родине книгопечатания, с начала XIX в. на немецком языке

-

Д ЛО #10 [196] *2013

выпускались книги для учеников и работников полиграфического производства. Одним из самых авторитетных учебников, изданных в Германии, был "Handbush der Bushdruckerkunst" (1827) (Руководство по ручному способу печати). Эта специальная литература служила учебным пособием для наборщиков Западной Европы, знакомых с немецким языком. Именно эти переводные немецкие издания служили первыми учебниками для русских наборщиков.

Первое специальное издание на русском языке для работников полиграфического производства А. Н. Серкова «Руководство для наборщиков типографского искусства при спускании полос в разные форматы книгопечатания» появилось в 1853 г. в Санкт-Петербурге. Алексей Николаевич Серков (?-1883) — наборщик, сотрудник Товарищества

по 31 представляют собой таблицы спускания полос на разные форматы без всяких пояснений. Спуск полос является одной из вспомогательных и заключительных операций наборных процессов и представляет собой «расстановку полос книжного, журнального или газетного листа в таком порядке, чтобы после отпечатания листа с двух сторон, разрезки его и фальцовки получилась тетрадь с правильно следующими одна за другой страницами».4 Если спуск полос будет сделан неверно, то нарушится последовательность при брошюровочно-переплётных работах, прежде всего фальцовки, и страницы будут следовать не в том порядке, как положено, что приведёт к браку. Таким образом, хоть эта операция и вспомогательная, но, тем не менее, очень ответственная. Спуск полос часто встречающегося вида наборщики производили практически вслепую, без схемы. В более сложных или необычных случаях расположение полос определить было довольно сложно. Специальные таблицы для определения спуска полос русским наборщикам были неизвестны.

«Общественная польза». На основе своего большого опыта работы в наборном отделении типографии он составил небольшое пособие. Эта брошюра стала первой ласточкой, первой отечественной учебной книгой для наборщиков. Учебной литературы для работников типографий и издательств в свободной продаже практически не было, а если бы и были, то не каждый наборщик мог позволить себе её купить из-за дороговизны этих книг. Об этом также упоминает А. Серков «но подобное издание этой книги на русском языке, как обширное, не может ещё в настоящее время вознаградить издержек на напеча-тание, при малочисленности наборщиков русских, которые пожелали бы приобрести покупкою столь полезное для каждого из них руководство».3 Эта книга представляет собой перевод выдержки из немецкого издания "Handbush der Bushdruckerkunst" В пособии не помещено никаких сведений ни о наборных или печатных процессах. «Руководство...» состоит из 36 страниц, 2 из которых отведены введению, страницы с 5

Впервые эти таблицы стали доступны русским наборщикам благодаря «Руководству...» А. Серкова, в котором представлены схемы спуска полос на лист, полулист и «четвёрток», то есть четверть листа в 2, 4, 8, 12, 16, 18, 24, 32, 36, 48 и 72-ю доли листа. Доля листа -это часть бумажного листа, которую составляет страница издания по отношению к формату листа бумаги в целом. Обозначается условно дробью, у которой числителем является формат бумаги, а знаменателем число равных долей, на которое разделён данный лист. «Доля листа записывается, например, 60х90/32 числитель дроби означает бумагу формата 60х90 см., знаменатель - 1/32 -долю листа».5 Для печати книжно-журнальной продукции в конце ХХ-начале

XXI вв. практически используются следующие основные доли листа: 1/8, 1/16, 1/32 и 1/64. Сокращение используемых долей листа связано со стандартизацией форматов выпускаемой продукции, компьютеризации полиграфического производства и автоматизации наборных процессов. Таким образом, в середине XIX века применялось 11 долей листа, а в конце XX века только 4. Использование 11 видов долей листа ставило наборщиков в затруднительное положение при спуске набранных полос.

Далее в пособии А. Серкова на страницах с 33 по 36 даны схемы расположения литер в наборных шрифт-кассах: греческой, немецкой, французской и русской. Местонахождение литер в кассах иностранных азбуках было необходимо знать каждому наборщику. В этом пособии приведены наиболее употребляемые варианты касс для набора в середине XIX века.

Следовательно, пособие представляет собой очень ограниченный материал и только для наборных работ. Общее представление об основах полиграфического производства эта книга не давала. Вырванные из контекста немецкого издания таблицы для спуска полос, являющиеся частью наборного процесса, и схемы расположения литер в шрифт-кассах не дают полного представления о технологическом процессе производства печатной продукции в типографиях, тем не менее издание А. Серкова даже без пояснительного текста, имело большую ценность. Оно значительно облегчило труд работников типографий, а также представляет собой первое профессиональное учебное пособие для русских наборщиков. Xотя это издание стоило довольно дорого, 50 копеек серебром, весь тираж был распродан. В скором времени автор понял свою недоработку и составил более полное учебное пособие.

Второе издание А. Серкова «Краткое руководство для наборщиков типографского искусства» увидело свет через 7 лет. В 1861 г. автор переработал и дополнил учебное пособие теоретическим материалом. Это издание почти в два раза больше по объёму и состоит из 76 страниц и представляет собой довольно обширный труд по типографскому делу. В предисловии автор сообщает: «Труд мой в настоящее время оправдан прода-

#10[196] *2013 Д Л О

жею всех экземпляров первого издания, я надеюсь, что господа покупатели не откажутся также благосклонно принять второе издание этой книги, которая пополнена всем необходимо нужным для знания наборщику».6 Во введении второго издания Серков поместил такие необходимые в работе материалы, как таблицы счёта страниц разного формата печатного листа, правило знаков для исправления корректур, таблицу обозначения римских и славянских цифр, а также объяснение знаков: арифметических, математических, календарных, аптекарских, медицинских, планетных и минералогических. В первом издании Серков дал таблицы спуска полос, так как этот процесс представлял наибольшую сложность. Во втором издании количество таблиц, посвящённых спуску полос, было дополнено новыми форматами. Во второй части введения помещены дополнительно к русской, немецкой, французской и греческой, схемы расположения литер в славянской и польской шрифт-кассах.

Основной текст «Краткого руководства» автор дал в четырёх частях, состоящих из 9 разделов. По классификации А. Серкова, «искусство типографское разделяется на 4 части: пунсон-ную, словолитную, наборную и печат-ную».7 В первом разделе дано понятие о пунсонном искусстве, занимающее всего 1 стр. Пунсон «стальной брусок прямоугольного сечения с выпуклым изображением буквы ил

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком