научная статья по теме ЛИТЕРАТУРНЫЕ ШЕДЕВРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ ХУДОЖНИКОВ ХХ ВЕКА Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ШЕДЕВРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ ХУДОЖНИКОВ ХХ ВЕКА»

СВЕТЛАНА ГОЛОВКО

Литературные

шедевры

в изобразительных интерпретациях художников XX века

и

Сохранение своеобразия отечественного искусства книги, одной из наиболее важных традиций русской культуры — книжной — приоритетная задача современного культурного сообщества. Можно говорить по-разному: «искусство книги», «качество художественного оформления», «печатное мастерство», «полиграфическое искусство», «изобразительное комментирование», «художественная интерпретация», но все эти термины выражают единый смысл: чувство любви и уважения к книге и к тем, кто создавал великолепные шедевры отечественного книжного искусства.

Светлана Ивановна Головко, доцент кафедры культурологии и искусств Северо-кавказского федерального университета, кандидат педагогических наук, г. Ставрополь

6"

СКУССТВО КНИГИ формировалось столетиями в контексте других культур. История книжного искусства представляет типы и модели книг, которые различаются, прежде всего, внешней стилистикой и в том числе — построением книги, книжным ансамблем, характером изображений, начертаниями шрифтов, мотивами орнаментов, различными решениями её художественной формы, которые, в свою очередь, обусловлены доминирующим стилем того или иного времени. Только в результате решения литературно-графических и композиционно-конструктивных задач книга становится произведением искусства.

Искусство книги предполагает синтез слова и изобразительного искусства. Книжный ансамбль — обложка, переплёт, шрифты, иллюстрации к тексту, элементы декора и другие его элементы — определяет значимость книги в истории культуры.

Замечательный художник-гравёр, блестящий теоретик искусства, в том числе и искусства книги Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964), работал над созданием уникальной теории искусства книги, в основе которой лежит понимание книги как искусства синтетического. «Синтетические искусства — это искусства, возникающие в результате взаимодействия различных видов искусств. Книга как синтетическое искусство возникает в результате взаимодействия литературы, графики и полиграфического искусства»1.

Образцы изобразительного комментирования воплотили в себе всё лучшее из созданного старыми мастерами и со-

временными художниками, знаменитыми типографами прошлого и типографскими предприятиями нашего времени.

Мы представим здесь лучшие образцы художественно-изобразительной интерпретации литературных шедевров, созданные талантливыми художниками прошлого века, внёсшими свой вклад с историю иллюстрирования художественных произведений, творчески развивавшими традиции русской оформительской школы, которые складывались на протяжении нескольких веков и восходят к середине XVII века.

От века XVII к веку ХХ

Во второй половине XVII в. было издано первое художественное произведение — «Повесть о Варлааме и Иоаса-фе», созданное и изданное учёным и поэтом, деятелем в области культуры Симеоном Полоцким (1629-1680). Издания Симеона Полоцкого, являющиеся замечательными памятниками книжного мастерства, печатались в кремлёвской дворцовской типографии. Особой пышностью орнамента отличается издание стихотворной Псалтыри, напечатанное в 1686 году. В их иллюстрировании принимал участие знаменитый мастер Симон (Пимен) Ушаков. Каждая из страниц «Истории о Варлааме и Иоасафе» вставлена в рамку, составленную из наборного орнамента для «предуведомления», исполняющего здесь роль заглавия, и в простую, линеечную — для основного текста. Концевая полоса украшена изящной наборной виньеткой; наборным орнаментом украшены с обеих сторон колонтитулы.

Одним из новшеств является введение в книги Полоцкого фронтисписов,

Биб.чиотечное ДЪЛО

#07 [241] 2015

превосходных, рисованных Ушаковым и гравированных на меди Афанасием Трухменским. В «Истории о Варлааме» на меди гравировано обрамление с фигурами юноши, изображающего «Войну», и девушки, олицетворяющей «Мир». Для книжной графики того времени это были новые образы, восходящие к античной древности. Текст заглавия напечатан посередине наборной техникой. Шрифт стал преимущественно новым, вязь стала уступать свои позиции. Слово «Историа», гравированное в качестве заголовка «Повести о Варлааме», чётко выступает на цветочно-лиственном фоне без какого-либо сплетения букв и очертанием своим предвещает реформу шрифта в начале XVIII века. «Повесть о Варлааме» в том же XVII в. имеется в нескольких рукописных вариантах с великолепными, сделанными тушью миниатюрами, превращающими книгу в одно из популярных в середине века произведений.

К началу XIX в. относится деятельность Платона Петровича Бекетова. Богатый, культурный, любитель книги и меценат П. П. Бекетов (1761-1836), потомок фаворита императрицы Елизаветы Петровны, имевший обширные поместья, посвятил свой досуг изданию изящной книги и гравюры. В лучшей в то время типографии в Москве с 1802 г. выпускал в основном художественную литературу: сочинения М. Хераскова, Н. Гнедича, Н. Карамзина, В. Жуковского, С. Глинки, много сделав для придания книге соответствующего облика. Издавая своё любимое произведение -«Душеньку» И. Ф. Богдановича — он стремился придать ей наиболее художественный облик, который более всего соответствовал изящному изданию. В предисловии к изданию «Душеньки» 1815 г. Бекетов писал: «Я всегда желал издать сие творение с приличною ему типографскою роскошью»2.

В типографии Бекетова вышла безупречно напечатанная и оформленная «Элегия к тени графини Шереметьевой» (1805), одно из лучших произведений мирового мастерства книжного оформления. Издание Платона Бекетова «Пантеон российских авторов», напечатанное в Москве в 1801 г., содержит 20 гравированных портретов, среди которых — Нестор, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Василий Татищев,

Антиох Кантемир, Василий Тредиаков-ский, Михаил Ломоносов. Были приведены краткие биографические сведения к каждому портрету, составленные Н. М. Карамзиным. Издание украшают гравированные фронтиспис и заглавие. На заглавном листе находится эпиграф: «Душа писателей в творениях видна, но самый образ их бывает нам приятен».

Образцовым признаётся издание «Певца в Кремле» В. Жуковского, вышедшее в 1816 г. в типографии Н. П. Румянцева, титульный лист которого украшен гравюрой на меди, изображающей Москву, выполненной одним из лучших гравёров этого времени — С. Ф. Галактионовым, и являющейся, по признанию современников, настоящим произведением графического искусства.

Напомним также, что многие сочинения известных писателей были изданы в прекрасном типографском исполнении, органично сочетали красоту содержания и великолепие художественно-полиграфического облика. К примеру: поэма «Руслан и Людмила» А. Пушкина (1820), «Пёстрые сказки» В. Одоевского (1833), академические «Сочинения» Г. Державина в 2-х томах (1863-1864 гг.), «Сочинения» К. Батюшкова (1834), «Горе от ума» А. Грибоедова (1862), «Басни» И. Крылова (1864), иллюстрированный двухтомник М. Лермонтова под ред. П. Кончаловского (1891).

90-е годы XIX в. открывают новый период в истории оформления русской книги, начавшейся изданием, в связи с юбилеем, иллюстрированного собрания сочинений М. Лермонтова: методы его построения, иллюстрирования текста произведениями изобразительного искусства характеризуются новациями. Иллюстрированный двухтомник Лермонтова появился в 1891 году в московской типографии И. Н. Кушнерёва под редакцией П. П. Кончаловского. Ни одно из предшествующих русских изданий не содержало такого числа и разнообразия рисунков, воспроизведённых новым фотомеханическим способом, — фототипий, автотипий, штриховых клише. Издание явилось собранием рисунков крупнейших художников того времени от старейших до молодых: И. Айвазовского, И. Репина, В. Васнецова, К. Савицкого, В. Сурикова, М. Врубеля, В. Серова, К. Коровина. Так, К. Савицкий дал иллюстрации к «Мёртвой царевне» и

«Фаталисту». Рисунок к «Фаталисту» передаёт особый нервно-напряжённый и тревожный дух лермонтовского произведения. Воспроизведён текст: «Господа, я вас прошу не трогаться с места! — сказал Вулич, приставив дуло пистолета ко лбу»). Васнецов взял для иллюстрирования узловые моменты сюжета «Песни о купце Калашникове», четыре его рисунка дают полное представление о содержании и драматизме действия; М. Врубель представил рисунки к «Демону» и «Герою нашего времени»; И. Репин — три рисунка к «Пророку». В иллюстрировании лермонтовских сочинений приняли участие В. Поленов («Три пальмы»), Л. Пастернак («Мцыри», «Маскарад»), И. Шишкин («На севере диком»), С. Иванов («Сосед). В художественном отношении издание иллюстрировало полную индивидуальную свободу каждого художника, создавшего его облик. Оно является одним из интереснейших для этой эпохи.

Издатель, владелец книжного магазина иностранных книг Г. Готье в новой хорошо оборудованной московской типографии выпустил «роскошное» подарочное издание — исторический роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» (1892) на веленевой бумаге, с приложением 12 рисунков К. В. Лебедева, гравированных на меди в Париже художником А. Лалозом.

Роскошное издание «Войны и мира» Л. Толстого (1912) с цветными иллюстрациями обосновавшегося в Москве латышского художника А. Апсита, создавшего для него большую акварельную

Л. Н. Толстой. Война и мир. Изд-во И. Д. Сытина. 1912. Переплёт, титульный лист, иллюстрации худ. А. П. Апсита

серию рисунков, в издании И. Сытина богато оформлено кожаными переплётами с медными накладными пластинами (с батальной сценой на верхней и растительным орнаментом на нижней). Корешок и обложка украшены позо-|>>

лоченным тиснением, орнаментированным обрезом. Титульный лист отличается богатым рисунком. Текст украшен буквицами, заставками, концовками, инициалами. Трёхцветные автотипии наклеены на картон и отдельные в тексте. Издание большого формата напечатано на хорошей мелованной бумаге; форзац, украшенный орнаментом, исполнен на цветной бумаге.

Единство, гармония, новаторство

Замечательные памятники книжного искусства были созданы и в советское время, искусство их создателей позволяет оценить единый ансамбль: красоту переплёта, совершенство набора, соотнесённость иллюстраций с текстом.

Книга этого врем

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком