научная статья по теме ЛИЦОМ К ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОМУ КОНТИНЕНТУ. НА 32-М МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЛИЦОМ К ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОМУ КОНТИНЕНТУ. НА 32-М МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ»

КУЛЬТУРА

Т.Н.Ветрова

Лицом к латиноамериканскому континенту

На 32-м Московском международном кинофестивале

Статья посвящена 32-му международному кинофестивалю в Москве, состоявшемуся в июне 2010 г., главный приз на котором получил венесуэльский режиссер Марсель Рас-кин. Дается общая характеристика фестиваля, рассматриваются художественные и документальные картины производства стран Латинской Америки и Испании, участвовавшие как в конкурсных, так и в информационных программах киносмотра. Особое внимание уделяется циклу «Современное кино Чили».

Ключевые слова: латиноамериканское кино, жанр, экранизация, сценарий, режиссура, персонаж, роль.

Московский международный кинофестиваль, 32-й по счету (если по укоренившейся традиции вести отсчет не от первой даты его проведения в 1935 г., а от 1959 г., когда он был возобновлен после долгого перерыва), удался прежде всего своей обширной, буквально на все вкусы, программой: за девять дней было показано 214 фильмов со всего мира, собравших более 120 тыс. зрителей. Знаменательным событием фестиваля стал триумф неизвестного режиссера Марселя Раскина, представившего в конкурсе фильм «Брат» («Hermano»), также неизвестной в России венесуэльской кинематографии. Именно «Брат» получил главный приз «Золотой Георгий» за лучший фильм. «Серебряным Георгием» за режиссуру награжден автор польского фильма «Розочка» Ян Кидава-Блоньски, а «Серебряные Георгии» за лучшее исполнение женской и мужской роли достались соответственно чешской актрисе Вилме Цибулковой и албанскому актеру Нику Хе-лилаю. Традиционные два конкурса — основной и «Перспективы» — обрамлялись разнообразными внеконкурсными показами: «Вокруг света», «8 1/2 фильмов», «Азиатский экстрим», «Русский след», «Чеховские мотивы», новая программа «Выбор ФИПРЕССИ» (Федерации международной кинопрессы), включившая фильмы-дебюты режиссеров, ставших сегодня известными. Чрезвычайно интересные ленты, в большинстве своем ранее уже отмеченные призами международных фестивалей, представила программа

Татьяна Николаевна Ветрова — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства (t.vetrova@mtu-net.ru).

документального кино «Свободная мысль». Как всегда шли и ретроспективы, посвященные знаменитым кинематографистам: Акире Куроса-ве, Клоду Шабролю, Серджио Леоне, а также французскому режиссеру Люку Бессону, возглавившему жюри московского фестиваля. Последняя его работа — легкая и забавная комедия «Невероятные приключения Адель» демонстрировалась на закрытии фестиваля, а сейчас уже вышла на наши экраны. Другой мэтр французского кино Клод Лелуш, памятный нашим зрителям картиной «Мужчина и женщина», приехал в Москву открывать фестиваль своей новой лентой «Женщина и мужчины», в названии которой обыгрыва-ется вечная тема его творчества — тема любви.

При всей неизбежной пестроте крупного кинофестиваля, в этом году были заметны географические предпочтения, что отмечала на пресс-конференции и отборочная комиссия: курс был взят на страны Восточной Европы (особенно в конкурсе) и Латинской Америки. Завсегдатаям московского кинофестиваля наверняка вспомнилось лето 1999-го, когда во время 21-го ММКФ бушевали «латиноамериканские страсти» — так прямо и назывался один из фестивальных циклов, а в кинотеатре «Стрела» всю ночь нон-стоп шли фильмы из Мексики и Аргентины. Но это все было уже в прошлом веке, и вот 32-й киносмотр в Москве вновь повернулся лицом к латиноамериканскому континенту, причем к тем странам, откуда фильмы на наш экран почти или совсем не попадали. Венесуэла и Перу, Уругвай и Коста-Рика, Боливия и Панама — уникальная возможность узнать, пусть и не в полной мере, что происходит в этих малых (по сравнению с Аргентиной, Бразилией или Мексикой) кинематографиях.

Триумфом можно назвать победу молодого венесуэльского режиссера Марселя Раскина*. Впервые в истории московского кинофестиваля сразу три жюри — российской критики, зрителей и большого жюри официального конкурса — сошлись во мнении, вручив свои призы «Брату». Сразу после пресс-показа этой картины многие прочили ей победу. Критики единодушно отмечали, что это великолепно снятая человеческая история, в конце — катарсис, т.е. все, что нужно хорошему фильму. А в кулуарах кто-то заметил: звучание испанского языка пробирает больше, чем футбол.

История, рассказанная в «Брате», довольно проста. Два брата-подростка из любительской футбольной команды бедного района Каракаса самозабвенно отдаются игре в мяч на поле, мечтая когда-нибудь выступать за

Интервью с режиссером читайте в этом номере на стр. 83.

столичный футбольный клуб. Хулио — старший, Даниэль — младший, но все зовут его «Кот», потому что 16 лет назад, когда Хулио с матерью однажды проходили мимо свалки, они услышали писк котенка, но вместо него обнаружили брошенного младенца и взяли его с собой. Мальчики выросли по-настоящему родными людьми. Их объединяет и любовь к матери, и любовь к футболу. Юный «Кот», более тонкий и наивный, еще не закален суровой жизнью предместья, где вся власть в руках бандитов и наркобаронов. Хулио, напротив, уже стал частью этой жизни и не брезгует нелегальными поручениями, зарабатывая на хлеб семье. Оба брата — отличные игроки, Хулио — капитан команды, Даниэль — нападающий, и им предстоит пройти отбор у тренера профессиональной команды «Каракас». Однако накануне происходит несчастье: случайным выстрелом дружок Хулио на глазах «Кота» убивает их мать. «Кот» поставлен перед важным выбором: если назовет брату имя преступника, Хулио убьет того, и братьям придется проститься с мечтой о большом спортивном будущем. Если промолчит, то, может быть, удастся достичь заветной цели.

Все перипетии сюжета, растущая напряженность взаимоотношений братьев, все самые эмоциональные сцены так или иначе связаны с игрой в футбол — это и придает картине необычайную экспрессивность и динамичность. И это выводит типичные для сериалов мотивы, такие, как братская или сыновья любовь, мотив подкидыша, мести за убийство, за пределы сериального пространства — в натурные съемки, на футбольное поле под азартные ритмы латиноамериканской музыки. На экране вместо пространных диалогов и мелодраматических признаний идет бешеная борьба игроков за мяч, зритель в равной степени переживает и схватки двух команд, и поединок двух братьев на пустыре, когда принципиальный спор решается забитым голом. В финале, в ответственном матче в присутствии тренера из Каракаса, младший Даниэль, в который раз услышав вопрос брата «кто?», отвечает на него молча — действием, бросаясь на вратаря, виновника гибели матери, и забивая его насмерть. «Кот» жертвует собой, поскольку пощады от банды ему уже не будет, но жертва его не напрасна: в последних кадрах мы увидим Хулио, стоящего среди игроков сборной Венесуэлы на переполненном стадионе.

Режиссер Марсель Раскин говорил, что на съемочной площадке тяжелее всего было снимать сцены игры в футбол: ведь куда полетит мяч, предугадать практически невозможно. Тем более, что фильм снимался всего с одной камеры. Но как обычно случается, преодолевая трудности, создатели фильма режиссер и оператор Энрике Аулар нашли виртуозное художественное решение. Это не телерепортаж, а рассказ от первого лица — совсем близко от летящего мяча, от бьющих по нему бутсов, когда слышно дыхание игроков и видны ручьи пота. М.Раскин даже в Москву привез с собой мяч, который был талисманом во время съемок «Брата», а работал он над фильмом почти пять лет.

В одном из телеинтервью программный директор фестиваля Кирилл Разлогов на вопрос, что привлекает его в фильме «Брат» и вообще в латиноамериканском кино, ответил кратко и точно: «живость этого кино, контакт со зрителем». Действительно, зритель в Венесуэле или в Москве, зритель, сидящий в обычном кинозале или в кресле члена фестивального жюри, в равной степени захвачен историей братской любви, столь экспрессивно показанной на экране.

Заключенные «Досона»

Эпицентром же латиноамериканской программы, безусловно, стала ретроспектива «Современное кино Чили», о чем и хочется рассказать более подробно. Без преувеличения можно утверждать, что ни разу нашим отечественным зрителям не доводилось увидеть столь представи-тельное кинопанно работ лучших чилийских режиссеров. Конечно, надо посетовать, что в цикл не вошли картины молодых режиссеров, таких, как Пабло Ларраин, Себастьян Сильва, Алисия Шерсон, имевшие международное признание в последние годы. Организаторы фестиваля мотивировали это жесткими правилами: те фильмы, которые хотя бы один раз показывали на московском экране, уже нельзя включить в программу просмотров. Тем не менее, несомненным признанием успехов нового чилийского кино стало приглашение в жюри актрисы Каталины Сааведры, исполнительницы главной роли в самой нашумевшей ленте прошлого года «Няня» («La Nana», другой перевод «Служанка») Себастьяна Сильвы (наш журнал писал об этом фильме в № 7, 2010 г.).

Кино Чили в последнее десятилетие переживает определенный подъем, об этом прежде всего говорят цифры выпуска фильмов: так, в 2008 г. было снято 22 художественные и документальные картины, примерно в три раза больше, чем в предыдущие годы. Государство начинает оказывать поддержку национальному кинематографу: создан Совет по культуре (Consejo de la Cultura), Совет искусств и аудиовизуальной индустрии (CAAI), учреждены премии КОРФО (CORFO) на подготовительный период к съемкам, в основном на создание сценариев. Однако, по мнению Себастьяна Алар-кона, инициатора этой ретроспективы, усилий со стороны государства все еще явно не достаточно, чтобы чилийское кино набрало должную высоту, частные же предприниматели предпочитают вкладывать средства в развлекательное кино комедийно-эротического плана.

В фестивальной подборке нет случайных имен — в основном это люди, создававшие новое чилийское кино, ведущее отсчет с конца 1960-х годов, а также режиссеры, продолжавшие эти традиции и на родине, и в эмиграции

за рубежом. В той или иной степени знакомые нашим зрителям Мигель Литтин и Патрисио Гусман; Себастьяна Аларкона, выпускника ВГИКа, долго работавшего на Мосфильме, вообще можно считат

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком