научная статья по теме ЛОГИКА ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА Философия

Текст научной статьи на тему «ЛОГИКА ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

К 80-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА В.С. СТЁПИНА

Международный редакционный совет, редколлегия и редакция журнала поздравляют академика Вячеслава Семёновича Стёпина с юбилеем и желают ему крепкого здоровья и творческого долголетия.

Логика философского творчества

С. Н. КОРСАКОВ, Л. Ф. КУЗНЕЦОВА

В статье прослеживаются основные этапы формирования и развития концептуальных идей академика В.С. Стёпина в области философии и методологии науки, теории познания, философской антропологии и социальной философии. Показано, что логика развития его идей была инкорпорирована в логику развития методологии науки в целом, когда от анализа внутринаучных факторов динамики научного знания методология шла к выявлению механизмов социокультурной детерминации, пониманию самой науки как включенной в культуру. Особо выделены те новации, которые внес В.С. Стёпин в разработку данных проблем.

The article traces the main formation and evolution stages of conceptual ideas by Vy-acheslav S. Stepin in philosophy and methodology of science, epistemology, philosophical anthropology, and social philosophy. The logic of this evolution is incorporated in the general logic

© Корсаков С.Н., Кузнецова Л.Ф., 2014 г.

of methodological development - from the analysis of inner dynamic features of science to the exposure of socio-cultural determinative mechanisms, and to the conception of culture-involved science. The article emphasizes Vyacheslav Stepin's innovations in these problem fields.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теория, опыт, теоретическая схема, конструктивное обоснование теоретических схем, основания науки, классическая, неклассическая, постнекласси-ческая рациональность, универсалии культуры, техногенная цивилизация.

KEY WORDS: theory, experience, theoretical scheme, constructive foundation, grounds of science, classical, non-classical, post-non-classical rationality, culture universals, technogene civilization.

Первая научная публикация академика Вячеслава Семеновича Стёпина появилась полвека назад. За истекшие с тех пор пятьдесят лет им пройден большой творческий путь, причём на многих этапах этого пути В.С. Стёпин выступал в качестве одного из лидеров российской философии второй половины ХХ - начала XXI в.

Научная биография В.С. Стёпина благодатна для историка науки и философии, потому что в своей основе имеет не внешнюю логику обстоятельств, а внутреннюю логику движения мысли учёного. В.С. Стёпин последовательно продвигался в решении поставленных им проблем, и каждый следующий шаг был обусловлен новыми возможностями, возникшими в результате решения предыдущей задачи. Углубление по пути познания сопровождалось, как это обычно бывает у масштабно мыслящих учёных, расширением полей применимости выдвигаемых им идей. От решения специальных задач методологии физического знания философ шёл к фундаментальным вопросам возникновения и функционирования научных теорий, а затем к общей концепции развития науки, культуры и философии. Проследить творческий путь В.С. Стёпина необходимо, чтобы получить выводы о характере и достижениях русской философии последних пятидесяти лет. Это тем более важно, что ввиду отсутствия временной дистанции оценки развития новейшей русской философии пока что не отрефлексированы должным образом.

Вячеслав Семенович Стёпин не только по времени, но и по существу принадлежит к поколению шестидесятников. Он поступил в университет в 1951 г., в самый мрачный период сталинизма, а заканчивая университет в 1956 г., слушал зачитанный на комсомольском собрании "закрытый" доклад Хрущёва о "культе личности Сталина". Произошедшие в стране изменения не могли не оказать влияния на молодого философа. В университетские годы он активно занимался самообразованием, восполняя пробелы догматизированных учебных программ, изучал первоисточники классиков философской мысли. У него сформировался интерес к проблемам философии науки, и В.С. Стёпин стал интенсивно изучать физику, по разрешению ректората проходил обучение на физическом факультете университета параллельно с обучением на отделении философии.

Известно, что поворот от сталинистского догматизма к профессиональному философствованию в середине 1950-х гг. происходил, прежде всего, в такой сфере, как теория познания и методология науки. Существует стандартное объяснение этого феномена: стремление ищущих умов уйти в наименее идеологизированную сферу философствования. Подобное объяснение слишком схематично. Проблема значительно глубже. Ситуация в советской философии была в чем-то сходной с ранним Новым временем. Философы Нового времени занялись преимущественно гносеологической и методологической проблематикой не только потому, что это было вызвано потребностями становящейся науки. Существовали и собственные потребности самой философии: принципиально важным было обосновать суверенность разума, преодолеть традицию ссылки на авторитет в качестве решающего философского аргумента. Своим cogito Декарт обосновал суверенитет разума, и этот способ обоснования имплицитно содержал идею ценности автономной суверенной личности. Без второго не состоялось бы и первое. Поэтому от методологии и теории познания шёл прямой путь к философской антропологии и гуманизму. Нечто подобное прослеживалось в движении всей русской философской мысли второй половины ХХ столетия. В этом русле развертывались и творческие искания В.С. Стёпина.

Поступив в аспирантуру, В.С. Стёпин занялся исследованием позитивизма Венского кружка. Он досконально изучил работы М. Шлика, Р. Карнапа, Ф. Франка, Р. Мизеса, В. Крафта, а также других мыслителей, идеи которых были созвучны и оказывали влияние на исследования Венского кружка (К. Поппера, Л. Витгенштейна, Г. Рейхенбаха). Но по мере углубления в изучаемый материал В.С. Стёпин столкнулся с необходимостью пересмотра принятых в советской философии того времени исходных принципов анализа и оценки позитивизма. Первым вариантом написанного текста диссертации он не был удовлетворен, хотя на заседании кафедры в целом этот текст был одобрен. В.С. Стёпин поступил нестандартно для молодого учёного, которому надо было самоопределяться в жизни. Он не стал защищать уже рекомендованную кафедрой диссертацию и по окончании аспирантуры перешёл на преподавательскую работу.

В те годы в советской философии под влиянием книги В. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" сложилась определённая традиция "критики" позитивизма. Ленин, как известно, расценил второй позитивизм Маха и Авенариуса как разновидность субъективного идеализма. Подобная оценка была весьма сильным упрощением, ибо во втором позитивизме, как затем и в неопозитивизме отчётливо просматривается скорее влияние феноменализма Юма, а не субъективного идеализма Беркли. Ленинская оценка распространялась со второго позитивизма на весь позитивизм в целом. Исследователь не имел права по собственному усмотрению менять такие установочные оценки. А они не давали возможности провести демаркацию между историческими особенностями позитивизма как философского направления и тем объективным непреходящим вкладом, который внесли философы-позитивисты в становление философии науки как особой философской дисциплины.

Вернувшись к написанию нового текста диссертации, В.С. Стёпин сумел выйти из этой непростой ситуации, как и подобает подлинному философу. Он не приспосабливался к официальным оценкам, но и не полемизировал с ними. Он настолько глубоко проанализировал потенциальные возможности и реальные результаты позитивистской программы философии науки, что в защищённой в 1965 г. кандидатской диссертации сумел дать принципиально новое понимание всего вопроса в целом.

Прежде всего, В.С. Стёпин отграничил то содержание позитивистской программы, которое соответствовало методологическим запросам науки, от "идеологических" установок, которых позитивизм не избежал, как и всякое другое философское учение. Ускорение развития науки в эпоху индустриализации, возникновение новых дисциплин в естествознании, технических и социальных науках требовало разработки новой методологии научного исследования. Позитивизм поставил целью решить эту задачу. Через все этапы его развития от первого позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Д. Милль) к эмпириокритицизму, а затем к неопозитивизму транслировались установки на поиск закономерностей формирования нового научного знания и на выработку принципов систематизации и синтеза знаний, обеспечивающих единство дисциплинарной структуры науки [Стёпин 1963, 19-22].

Эти установки соответствовали запросам науки и их формулировку в качестве приоритетных проблем философии науки можно оценить как заслугу позитивизма. Вопрос состоял в том, как решить эти проблемы, с каких позиций разрабатывать данную проблематику.

В.С. Стёпин показал, что позитивистская программа разработки методологических проблем науки исходила из весьма узких и в целом неадекватных представлений о научном познании. Она включала три основных кластера идей.

Первый из них состоял в рассмотрении научного познания как абсолютно автономной структуры, абстрагируясь от влияния на науку социокультурных факторов. Позитивизм полагал, что научное познание должно анализироваться вне его взаимодействия с другими формами познавательной активности: философией, искусством, обыденным познанием. Согласно доктрине позитивизма, их влияние на науку создает только препятствия на пути к строго научному знанию. В русле этой установки возникла программа очищения науки от метафизики. Справедливо критикуя натурфилософские построения, не имеющие опоры в научных фактах, позитивизм перенес эту критику на философию в целом.

Элиминация метафизики из науки рассматривалась как условие разработки эффективной методологии исследования.

Второй группой идей была установка на поиск методологических принципов, абстрагируясь от их исторического развития. Позитивизм видел свою задачу в построении строго научной и окончательной системы методов, обеспечивающих эффективность исследований.

Наконец, третья группа идей была связана с пониманием научного исследования только как чисто познавательной активности, не связанной с развитием практики.

Все эти допущени

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком