научная статья по теме ЛОКАЛЬНАЯ ГРУППА В ПОИСКЕ ИДЕНТИЧНОСТИ (КОМИ-ИЖЕМЦЫ: ДИНАМИКА КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ) Социология

Текст научной статьи на тему «ЛОКАЛЬНАЯ ГРУППА В ПОИСКЕ ИДЕНТИЧНОСТИ (КОМИ-ИЖЕМЦЫ: ДИНАМИКА КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ)»

© 2015 г.

Х.Ч. КИМ, Ю.П. ШАБАЕВ, К.В. ИСТОМИН

ЛОКАЛЬНАЯ ГРУППА В ПОИСКЕ ИДЕНТИЧНОСТИ (коми-ижемцы: динамика культурных трансформаций)

КИМ Хе Чжин - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник HKИнститута российских исследований Университета иностранных языков Хангук, г. Сеул, Республика Корея (E-mail: realarina@mail.ru); ШАБАЕВ Юрий Петрович - доктор исторических наук, зав. сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, г. Сыктывкар (E-mail: shabaev. hist@mail.komisc.ru); ИСТОМИН Кирилл Владимирович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнографии того же научного центра (E-mail: kistomin@naver.com).

Аннотация. Выполнен анализ культурных процессов, которые в последние годы всё очевиднее проявляются в локальных группах. Основное внимание уделено особенностям идентификации самой северной группы коми, коми-ижемцев. Их характер идентификации представлен как своеобразные "качели идентичности", когда за довольно короткий промежуток времени люди неоднократно и существенно меняют понимание своего культурного тождества с группой.

Ключевые слова: коми-ижемцы • этническая группа • локальная группа • идентичность • идентификация

Коми-ижемцы - культурная группа, сложившаяся на Европейском Севере России. Их практики ведения хозяйства, социальный облик и традиции претерпели серьезные изменения в ХХ в. Несмотря на глубокие перемены во всех сферах жизни, их культурная идентичность сохраняется, хотя ее восприятие (самими представителями группы и извне) меняется. Настоящая статья - попытка представить анализ групповой идентичности и причин, порождающих изменения в характере ее восприятия.

Коми-ижемцы эффективно осваивали ресурсы северных территорий и создали своеобразную практику ведения хозяйства, обеспечивавшую экономическое благополучие и ставшую основой культурной специфики группы. Как и остальные группы коми (а также коми-пермяки), ижемцы используют этноним "коми" в качестве самоназвания. При этом они отделяют себя от всех других групп коми, называя их представителей "зырянами" (зыряна). Этноним ижемцы (изьватас), употребляемый русскими и южными коми для обозначения представителей рассматриваемой группы, самими ижемцами до сих пор воспринимается в основном как название жителей территории бассейна реки Ижма и прилегающих к ее устью печорских деревень. Поэтому жители бассейна Усы, например, отрицают, что это название к ним приложимо, хотя и являются ижемцами в этнографическом понимании этого слова. "Изьватас" как этноним учитывался официальной статистикой в ходе переписи населения 1926 г. и затем 1989 г., но как вариант этнонима коми (коми-зыряне) [Соколовский, 2004: 225-226]. Поскольку этноним не характерен в качестве самоназвания, делать какие-либо выводы из данных по его использованию представителями группы следует с осторожностью. Примечательно,

Исследование выполнено при поддержке Университета иностранных языков Хангук в 2014 г. (This work supported by Hankuk University of Foreign Studies Research Fund of 2014).

что перепись 1989 г. не зафиксировала актуализации названного культурного определителя, а вот в 2002 г. она показала, что этноним актуализировался: 16,5 тысяч человек назвали себя коми-ижемцами. Данные переписи 2010 г. показали, что характер идентификации продолжает меняться: почти втрое (по сравнению с предыдущей) сократилось число желающих именоваться коми-ижемцами - таковых зарегистрировано только 5725 человек, причем существенно сократилось число определивших себя как "ижемец" в Ижемском районе Республики Коми.

Конечно, на столь значительное сокращение приверженцев самоназвания "изь-ватас" повлияли многие факторы. В частности развернувшаяся в республике кампания под лозунгом "Запишись коми", призывавшая всех, чьи предки жили на данной земле, называть себя только "коми" и никак иначе. В названной кампании принимали участие этнические активисты и некоторые интеллектуалы, официальные лица. По словам лидера ассоциации "Изьватас" Н.В. Рочева, переписчики, приходя в дом к ижемцам, нередко отвергали их попытки записаться как "коми-ижемец", заявляя, что такого этнонима официально не существует и можно указывать только "коми", на что респонденты соглашались, не пытаясь спорить с уполномоченным лицом. Вероятно, такие факты имели место, поскольку проводившийся в Коми мониторинг переписи (осуществлявшийся Ю.П. Шабаевым) показал, что при инструктаже переписчиков от них требовали не того, чтобы сам человек указывал, к какой этнической группе он себя относит (как этого требовала официальная инструкция), а говорили, что если у человека возникают сомнения, то лучше записываться коми, ибо от высокой доли коми "выиграет" вся республика. Существенную роль сыграло и стремление людей, прежде склонных отождествлять себя с ижемцами, осознать себя частью более крупного этнического сообщества.

Стоит заметить, что акт учета граждан, идентифицирующих себя с помощью тех или иных этнических маркеров, не позволяет говорить о наличии культурной группы как некой целостности. Для оценки того, что собой представляет группа лиц, обозначившая себя одним и тем же этническим определителем, важно рассмотреть комплекс культурных явлений: групповую солидарность и идеологию, содержание идентичности, способность группы формулировать и выражать групповые интересы и другие факторы, характеризующие культурную ситуацию внутри группы.

История формирования группы. Среди этнографических групп народа коми (зырян) коми-ижемцы (изьватас) выделялись культурной спецификой. Начало формирования группы ижемских коми приходится на вторую треть XVI в. В период между 1568 и 1585 гг. в пределах усть-цилемских территорий на р. Ижме (притоке Печоры) основана Ижемская слобода [Лашук, 1958: 97; Конаков, 1997: 19], которая долгое время была единственным населенным пунктом коми на нижней Печоре; лишь в конце XVIII в. вокруг нее разрослись новые коми поселения: Мохча, Сизябск, Гам, Бакур, Мошьюга.

В XVИ-XVШ вв. процесс формирования самой северной этнографической группы коми в основном был завершен. В результате длительного межэтнического смешения и этнокультурного взаимовлияния у ижемцев возник особый диалект с существенными заимствованиями из лексики русского и ненецкого языков, произошли изменения в традиционном хозяйственном комплексе, определились и другие существенные отличия. В XIX в. ижемцы значительно расширили территорию обитания. Был основан ряд поселений по средней Печоре, ижемцы заселили приток Печоры р. Усу, Большезе-мельскую и Канинскую тундры, основали поселения на Оби, значительная их группа осела на Кольском полуострове [Жеребцов, 1982; Конаков, Котов, 1991].

Отличительная черта хозяйства ижемцев - оленеводство. Оленеводческий комплекс они полностью заимствовали у ненцев в XVII в. Ижемцы ввели круглосуточное патрулирование стад с помощью собак, перешли к крупнотабунному товарному оленеводству в Большеземельской тундре и широко использовали продукцию оленеводства в торговой деятельности (торговля шкурами, производство замши).

Помимо оленеводства ижемцы занимались охотой и рыбной ловлей, животноводством и отчасти огородничеством, вели торговлю по всему северу России, поставляли продукцию в Москву и Санкт-Петербург. Способы хозяйствования ижемцев оказались эффективнее, чем у ненцев Большеземельской тундры, а также кольских саамов и хантов. Ижемские оленеводы целенаправленно увеличивали численность стад, и к середине 1830-х гг. ненцы потеряли приоритет в тундре, о чем косвенно может свидетельствовать "Устав об управлении Самоедами, обитающими в Мезенском уезде Архангельской губернии", принятый в 1835 г. [см. также Иславин, 1847]. К 1840-м гг. пропорции соотношения численности оленьего поголовья, принадлежащего ненцам и коми, составляла 1:4, и она сохранялась в последующие годы [Зырянский, 2004: 154].

Идентичность. Противопоставление ижемцев остальным коми ("зырянам"), а также итоги переписи населения 2002 и 2010 гг. позволяют говорить о наличии коми-ижемской идентичности. Но каково содержание названной идентичности, можно ли считать её устойчивой, в каких социальных и возрастных группах она поддерживается наиболее активно? Ответы на эти вопросы позволят сделать выводы относительно культурных изменений в группе.

Если говорить о самосознании ижемцев, то утверждения их нынешних лидеров о группе как особом этническом сообществе [Ануфриева, 2007] имеют под собой ряд оснований. Во-первых, ижемцев отличает высокая степень групповой солидарности. Во-вторых, у них устойчивая позитивная идентичность. В-третьих, в массовом сознании ижемцев значима оппозиция "коми уб зыряне", т.е. они не только символически выделяют себя из среды коми, но и противопоставляют другим группам, что выразилось, в частности, в четком маркировании культурных границ с помощью оппозиции "Мы - Они" (мы - коми, они - зыряне) и использовании различных культурных маркеров, в том числе прозвищ. В-четвертых, ижемцы отличаются развитой исторической памятью. Коми-ижемцы всегда заметно отличались от прочих коми не только хозяйственной спецификой и диалектом, но и традиционной одеждой, кухней и большей ориентацией на русские культурные традиции. "За лоском и блеском православного уклада ижемцев скрывается их внешнее благочестие, порожденное ориентацией на "русскость", и стремление "перещеголять" русских во всем, в том числе - и в их русской "православной вере" [Теребихин, Несанелис, 2008: 145]. После того как была создана автономная Область Коми и начался процесс национально-государственного строительства, ижемцы высказывались против обучения на языке коми, заявляя о желании получать образование на русском. Дело даже доходило до сожжения букварей и учебников на языке коми. Заметим, что немалую роль тут сыграло и то, что эти учебники, а также программа образования, использовали литературный язык коми, построенный на основе южных диалектов. Как бы то ни было, сегодня ориентация на "русскость" отчасти сохраняется, и не случайно некоторые идеологи ижемского движения заявляют, что ижемцы происходят от новг

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком