научная статья по теме ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ ДА ЛУЧШЕ! Физика

Текст научной статьи на тему «ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ ДА ЛУЧШЕ!»

§ Лучше меньше да лучше!

? Какие фотоальбомы о природе |хотелось бы видеть?

К.Е.Михайлов,

кандидат биологических наук

Палеонтологический институт имАА.Борисяка РАН Москва

Нас, граждан России, сближает не только «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», но и любовь к красоте природы нашей родины. Поэтому альбомы с художественными видами и фотографиями животных пользуются большой популярностью. В Интернете легко найти множество изображений диких животных, среди которых любимым объектом фотоохоты оказываются птицы — они вездесущи, поведение их сложно, оперение великолепно. Прогресс цифровой фотографической техники сегодня столь велик, что приобщиться к съемке птиц как и к наблюдению за ними, или бёрдвотчингу (англ. bird watching), может буквально каждый, кто не потерял изначально присущих любому человеку природного любопытства и ощущения красоты окружающего мира. В то же время фотосъемка природных объектов — это не только и даже не столько дорогостоящее оборудование, позволяющее получить завораживающе «глянцевую картинку», сколько умение наблюдать и понимать происходящее в природе. Понимать, чтобы рассказать об этом в интересной форме

© Михайлов К.Е., 2014

другому человеку посредством фотографии.

Красочный альбом «Птицы России», выпущенный издательством «Манн, Иванов и Фербер», представляет хорошую возможность для того, чтобы обсудить основные трудности, с которыми сталкиваются фотографы птиц и издатели альбомов о природе, и дать им профессиональные рекомендации.

Автор альбома, Валерий Геннадьевич Малеев, охотовед, кандидат биологических наук. В последние десятилетия судьба заставила его отойти от занятия естествознанием и плотно заняться политическими и государственными делами. Малеев был губернатором Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, членом Совета Федерации, членом политсовета партии «Наш дом — Россия», заместителем председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств, а с 2007 г. он депутат Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия», заместитель председателя Комитета ГД по регламенту и организации работы Госдумы и член Счетной комиссии ГД. Это не первый фотоальбом известного депутата, ранее вышли книги «Живая природа России», «Определитель птиц Иркутской области» и др.

В.Г.Малеев. «ПТИЦЫ РОССИИ».

М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2014. 203 с

Константин Евгеньевич Михайлов — автор фотоочерков в наших ведущих журналах о природе: «National Geographic Россия» и «GEO Россия»; соавтор-фотограф таких известных фотоальбомов, как «The World Heritage Sites of UNESCO» (2003) и «Природный парк Ленские столбы» (2007); автор-составитель иллюстрированных книг о природе: «Звери мира» (2007), «Рептилии и амфибии мира» (2010), «Заповедники России» (2009), «100 жемчужин природы России» (2011), «Горы мира» (2012). — Примеч. ред.

Важно отметить, что в любой маленькой стране Европы ежегодно выходит в десятки раз больше печатных изданий (книг, альбомов, путеводителей, определителей) на тему природы, чем в нашей огромной стране. Поэтому трудно не согласиться со словами, приведенными в кратком введении к альбому: «любое издание такого рода — не только сборник фоторабот автора, но прежде всего способ усилить интерес людей к окружающему миру, и в том числе популяризации природной фотографии и бёрдвотчин-га» [с.5]. Но любое ли издание такого рода должно восприниматься на ура («лишь бы выходили!»)? Может быть, стоит следовать известному принципу — лучше меньше да лучше? Его можно перефразировать и так: уж если у нас выходит столь мало книг и альбомов о природе, то пусть это малое будет действительно самое хорошее, самое лучшее, что у нас есть на данный момент, — как по исходному материалу (фотографии, тексты), так и по его подаче (дизайн, полиграфия).

Каковы же основные проблемы с изданием фотоальбомов о природе? С полиграфией во многих наших издательствах дела давно уже обстоят неплохо, да и профессиональная работа дизайнера-верстальщика по компоновке разворотов хорошо прослеживается. Работать надо над первичным отбором фотографий для альбома (это профессиональная задача фоторедактора) и над содержательным аспектом подачи материала. Наибольшее разочарование связано именно с отсутствием какой-либо системы в построении материала в целом и с отсутствием пояснительного текстового сопровождения, без которого восприятие объектов природы не может быть хоть сколько-то познавательным для неискушенного в данной области человека.

Начать разбор стоит с качества «исходного материала» и компоновки разворотов. Из пред-

ставленных в книге фотографий автору наиболее удалась съемка пернатых Арктики, и дизайнер-верстальщик это прекрасно понимает, поскольку именно этими кадрами заполняются первые развороты альбома, которые и задают впечатления. И впечатления хорошие, тем более что птицы сняты в характерном ландшафтном окружении, это создает «эффект присутствия», а не просто балует глаза изображениями птичек на отвлеченном размытом цветовом фоне (последнее было бы уместно для «открыточной фотографии», для определителя, но не для альбома о птицах огромного природного региона).

Однако по мере знакомства с альбомом этот приемлемый уровень фотографической ани-малистики падает, и все скатывается на прозаические изображения птиц, которыми пестрит Интернет и которые по исполнению и самому «видению природы» соответствуют по сегодняшним меркам разве что самому начальному уровню фото-бёрдвотчинга. Таких кадров в книге, увы, много (с.31, 46—47, 86—87, 89, 90—91, 102 — 103, 105, 106, 109, 112 — 113, 114, 122 — 123, 125, 135, 140, 148— 149, 150—151, 154—155, 157, 158, 159, 160—161, 163, 164, 166, 173, 176—177, 179, 180, 184— 185, 189, 192 — 193, 195). Хуже всего удались птицы семейства воробьиных. Возможно, автор не очень понимает, как их снимать и что интересного в фотоохоте за мелкими пернатыми.

Кроме «тривиальных» изображений обычных видов птиц есть в альбоме и кадры на уровне технического брака («шеве-лёнка»*, пересвечено, плохой свет и т.д.). Вот примеры: бело-плечий орлан (с.39), птенец воробьиного сыча (с.57), кедровка (с.79), черный аист (с.98), чиж

* Шевелёнка — термин, характеризующий нечеткость изображения вследствие недостаточно малой выдержки и/или отсутствия должного упора при съемке объекта.

и лазоревка (с.77), белая трясогузка (с.149). Близки к этой категории и «никакие» кадры (технически не брак, но нет осмысленного композиционного решения и/или передачи характерной природной ситуации и характерного поведения птиц конкретного вида), например: белобрюшка и буревестник (с.27), песчанка (с.30) и орлан-белохвост (с.38); рыбный филин, который, увы, выглядит как голова чучела птицы (с.43), лебеди-кликуны с «обрезанными» головами (с. 44) и некоторые другие фотографии.

Вместе с тем в альбоме есть очень хорошие, красивые, сложные по композиции и осмысленные кадры, например: моевки (с.8—9), кайры (с.11), гаги (с.16), казарки (с.17), краснолицые бакланы (с.18), конюги в полете (с.22), портрет ипаток (с.25), каменушки (с.40), гуси (с.45, 80), тетерева на болоте (с.67), «проводка»** с крохалями (с.76), вальдшнеп (с.92), горбоносые турпаны (с.96), светлоголовая пеночка (с.167), куропатки (с.171), каменки (с. 174— 175), синий соловей (с. 188), тусклая зарничка (с.194) и, конечно же, глухарь, токующий под «проливным снегом» (с.62), — это настоящий конкурсный кадр для номинации «Птицы». Как жаль, что эти интересные, запоминающиеся фотографии тонут в массе посредственных изображений. Спрашивается, разве это не видно ответственному редактору такой достаточно дорогой по затратам книги?

Таким странным сочетанием хороших и «никаких» кадров наши альбомы о природе, даже с хорошей полиграфией, пока еще сильно отличаются от луч-

** Проводка — особый технический и художественный прием съемки движущихся объектов, когда объектив ведется вслед за летящими (бегущими) животными на достаточно большой выдержке. За счет разницы в нерезкости («размытости») фона и резкого изображения перемещающихся объектов удается достичь наибольшего ощущения движения.

^ ших западных фотоальбомов.

«Выпадения» не просто пест-^ рят, они режут глаз. Невозмож-^ но представить себе «никакие» кадры и откровенную «шеве-^ лёнку» в альбомах о природе, 3 издаваемых известным немец-^ ким книжным издательством «Tecklenborg Verlag», или в выпускаемых им же журналах «Naturfoto» и «Terra». Опытный фоторедактор (обязательная должность в таких издательствах!) не допустил бы такие кадры. Нижняя планка качества должна выдерживаться строго! Неровный подбор кадров, чередование добротных фотографий с технически проваленными либо неинтересными нужно, с сожалением, признать отличительными чертами многих наших альбомов и иллюстрированных книг о природе.

И здесь не столько претензии к автору (хотя и авторы могли бы быть более самокритичными к отбору своих фотографий), сколько к издательству. К подготовке подобных книг (дорогостоящих альбомов) должны привлекаться грамотные фоторедакторы по жанру природной фотографии — важное звено «издательского механизма» между автором и дизайнером-верстальщиком. Задача дизайнера и его профессионализм состоят в другом. Нельзя требовать от многих из верстающих книги художников, которые могут быть очень далеки от природы вообще, чтобы они разбирались еще и в специфике различных требований к съемке разных природных объектов, включая птиц. Художнику может быть безразлично, что такое реальный мир птиц, а автор не всегда может повлиять на решение дизайнера. В результате получается то, что получается. А именно: в цветовом отношении развороты подобраны и «уравновешены» хорошо (в этом, собственно, важная составляющая профессионализма художника-верстальщика), но в исходном подборе фотографий для альбома — оче-

видное непонимание того, что такое современная фотография птиц. Иногда на разворот довольно назойливо (раз за разом) подбираются фотографии по формальному критерию типа «обе летящие птицы», птицы «летящие друг на друга» и тому подобное. Немалое число разворотов, как уже говорилось, целиком скомпоновано из «никаких» и тривиа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком