СВЕТЛАНА ЕРМИШКО, главный библиограф Художественно-промышленной академии им. В. И. Мухиной
Люди - это куклы, созданные Богом
К вопросу об истории и философии куклы
В ходе истории роль куклы постоянно менялась: она была и идолом, которому человек поклонялся, и игрушкой, и актером. В зависимости от назначения, куклу изготовляли и производят по сей день из самых разных материалов и самыми разными способами. Можно ли сегодня умалять роль куклы, когда человечество самозабвенно играет в нее уже около сорока тысяч лет?
Зеркало, в которое мы всматриваемся
КАРЛ ГЮСТАВ ЮНГ в своей книге «Человек и его символы» писал: «Когда душа начинает понимать символ, перед ней возникают представления, недоступные чистому разуму». Кукла же представляет собой не просто символ, а целую совокупность символов. Она - как зеркало, в которое мы всматриваемся, разглядывая свое отражение. Она - проводник в увлекательнейшее из путешествий - в глубины собственной души.
Человек испокон пытается разгадать загадку жизни, познать себя, проникнуть в тайны мироздания. Порой искусство создания кукол, как неразгаданная тайна, заключается в одушевлении неживого предмета.
Мифы многих народов повествуют о том, что боги создавали кукол из разных материалов, а те потом превращались в людей. Именно так выглядит сотворение человека в скандинавском эпосе «Старшая Эдда»: что-
бы оживить сделанную из дерева куклу, ее качают в люльке, как настоящего ребенка. Значительно позже отголоски этого кельтского мифа проявятся в литературном образе Пиноккио, по-нашему - Буратино.
Создание куклы как подобия человека является одним из средств самопознания. Ее значение многообразно - ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Изначально кукла отождествлялась с божеством, а долговечность материала, из которого ее изготовляли (в музеях мира хранятся фигурки из глины, камня, рога и кости, датируемые каменным веком), позволяла человеку считать ее бессмертной и тем самым примириться с несправедливостью окружающего мира. В древние времена кукла имела глубокий магический смысл. Она была одним из орудий «симпатической магии», действующей по принципу подобия (как, например, в вудуизме). Считалось, что через куклу магическое заклятие позволяло человеку воздей-
ствовать на внешний мир и на существ, его населяющих, в том числе и людей.
Сакральная сила куклы
У разных народов в разные времена кукла служила символом плодородия и материнства (например, статуэтки палеолитических Венер). У некоторых народов Азии, Африки и Америки до сих пор сохранились первобытные формы кукол.
На Руси куклу как символ продолжения рода подкладывали под матрац молодоженам. У кавказских народов женщины, молясь о ниспослании детей, приносили в жертву куклу или модель колыбели. У народов Средней Азии девушка могла играть с куклой до замужества, а потом хранила ее как талисман материнства и счастливой семейной жизни. А разве кукла на капоте современного свадебного автомобиля не означает то же самое?
Сказки и легенды разных народов сохранили отзвуки воспоминаний о важнейшей магической роли куклы - ее связи с предка-
#12 [36] *2005 Л -Ю
шание. А в эпоху Возрождения появились необычайно роскошные куклы. Они служили модными манекенами. Интересно, что впервые эту роль куклы стали исполнять еще в XIV веке, когда королева Англии послала несколько кукол в Париж, чтобы получить образцы новейшей при-
ми. Например, в русской народной сказке Василиса Прекрасная получает от матери в знак благословения куколку, ставшую ее защитницей и покровительницей.
Существуя на грани двух миров, кукла издавна помогала поддерживать связь между живыми и мертвыми, служила посредником между двумя мирами. Кукол использовали для проведения различных сезонных обрядов. Например, в марте, провожая зиму и встречая весну, и посейчас кое-где сжигают чучело Масленицы. После сбора урожая, на границе лета и осени, устраивали захоронение соломенной куклы Андропушки, пряча таким образом силу, сокрытую в хлебном колосе, до весны.
Новые платья — новые роли
По внешнему виду куклы как носительницы материальной культуры можно сказать, где и кем она была сделана, какой эпохе принадлежит. Например, древнейшие египетские куклы, датируемые 2000 гг. до н. э., вы ре за ны из тон ких до щечек и рас пи саны геометрическими орнаментами. Их головы украшены париками из деревянных и глиняных бус, а руки и ноги подвижны. Эти плоские куклы вполне соответствуют канонизированным художественным образам древнего Египта.
В античных Греции и Риме, где господствовали идеалы гармонии тела и духа, куклы были мягкими и обтекаемой формы. Их члены были тоже подвижны. В У-^ вв. до н. э. своими терракотовыми куклами «коры» прославился город Сарда - столица Ливии.
В период раннего средневековья кукла потеряла свою под виж ность, ста ла статуэткой, символизирующей аскетизм и послу-
дневные туалеты. Выполнялись такие заказы и для русского двора. Так, в Оружейной палате в Москве хранятся три орденские куклы XVIII века с резными деревянными головками в роскошных платьях на фижмах.
дворной моды. Надо заметить, что французские куклы ХУ-ХУ! вв. свидетельствуют о высоком мастерстве скульпторов, модисток и ювелиров.
В эпоху барокко, когда Париж был окончательно признан законодателем мод, кукольный костюм достиг вершин великолепия. Для каждого заказчика делали две куклы: «Большую Пандору» и «Маленькую Пандору». Первая демонстрировала нарядные костюмы, вторая - более скромные повсе-
Куклы начала XIX века отражают черты прихотливой изысканности эпохи романтизма. В это время появляются «восточные» куклы, неваляшки и куклы-«бэби». С середины XIX века кукол делают в основном из бисквитного фарфора, который производили из каолина (белая глина. - Прим.ред.). Интересно, что в период с 1870-х по 1940-е гг. благодаря богатым запасам каолина и дешевой рабочей силе основным экспортером фарфоровых кукол была Германия. На этих кукол надевали парики из мохера или настоящих волос, их туловище было из папье-маше, а конечности обтянуты лайкой.
0-х гг. в Москве, в мастерских А. Мамонтова, стали делать «этнографические» и исторические куклы в «русском» стиле. С 1891 г. их производство было переведено в Сергиев Посад. По одежде этих кукол можно судить о моде того времени: это - русский костюм с кружевами, вышивкой по канве и бисерным низанием (которое возродилось в конце XIX века).
Л Л О #12 [36] *2005
Старушка Барби и другие
В XX веке революцию в кукольной промышленности совершил абсолютно новый синтетический материал - пластик. Так в 1948 г. аме ри канс кая ком па ния «Иде ал» начала выпуск кукол с пластиковой головой. А в середине 1950-х, когда изобрели винил (мягкий пластик), куклы совершенно преобразились: они стали мягкими, с «настоящими» волосами, которые можно мыть и укладывать. В 1959-м началось производство знаменитой Барби, ставшей самой известной куклой в мире.
Любая кукла ценна тем, что представ-ля ет собой чис тый об раз. И се год ня пси хо-ло га ми до каза но, что, нап ри мер, де ти бо -ятся слишком реалистичных кукол. «Кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры. Поэтому излишнее сходство, натуральность, подавляющая фантазию, слишком большая подробность вложенного в нее сообщения, ей вредят. Кукла — стимулятор, вызывающий нас на творчество», - писал Ю. Лотман.
Кукольные образы всегда будили воображение человека - невольного участника непонятного ему действия. Кукла фигурирует в произведениях многих философов, писателей и художников. «Рассмотрим каждого из нас — одушевленное существо — как куклу, изготовленную богами: что бы ни побудило их на это — желание избавляться от нас или найти серьезное приложение своим силам, мы об этом никогда не узнаем правду!» - писал Платон.
по теме «Куклы»
1000 Tin Toys. Köln, 1996.
Altay M. Куклы. — Будапешт, 1966.
Andra E. Spielzeug. Leipzig, 1955.
Bachmann M. Das Grosse Puppenbuch. Leipzig, 1971.
Bachmann M. Seiffener Spielzeugschnitzer. Leipzig, 1956.
Bednar K. Puppets and Fairy Tales. Prague, 1958.
Coleman D S. Иллюстрированная энциклопедия кукол. В 2-х т. — Нью-Йорк, 1968.
Douet V. J. История кукол. Всемирный путеводитель. Богато иллюстрированное издание. — Нью-Йорк, 1993.
Favelas P.M. La magie des automates // Art et Decoration. 1980. №224. C.84—89: цв.ил.
Faveton P. Le tour de la Question: Reve D'enfant // Art et Decoration. 1984. №252. C.80—85: цв.ил.
Forek-Sohmahl M. Искусство изготовления куклы различных стран и народов 80-х гг. Альбом с сопроводительным текстом, библиографические сведения о мастерах кукол. 1990.
Gifts to make for children. London, 1981.
Goodfellow C. Всемирная иллюстрированная история куклы. Лондон, 1993.
Grams M. Die Geschopfe // Kultur im heim. 1988. №6. C.31—33: цв.ил.
Herron R. Куклы различных стран мира с середины 19 в. до настоящего времени. Каталог с ценами для искусствоведов и коллекционеров. 1990.
Keil O. Spielzeug. Leipzig, 1965.
Leber W. Die Puppenstadt Mon Plaisir. Leipzig, 1965.
Spielzeug. Leipzig, 1958.
Zabawki. Warszawa, 1967.
Апрелева Н. Кукла и чудеса света. 2000.
Артамонова Е.В. Куклы. М.: Эксмо-Пресс, 2000.
Василькова А. Душа и тело куклы. М., 2003.
Войдинова Н.М. Куклы в доме. М., 1998.
Герцик Э. Народные игрушки. Прага, 1957.
Гогоберидзе Н.С. Этнография Грузии. Куклы. Тби-ли си, 1964.
Голдовский Б. Куклы: Энциклопедия. М., 2004.
Голубева Ю.О. Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия. 2000.
Дайн Г. «Дочки-матери» // Декоративное искусство СССР. 1978. №2. С.30—31: ил.
Дайн Г. Древнейший вид игрушки // Декоративное искусство СССР. 1974. №8. С.39—43: ил.
Знакомьтесь: это кокэси // Знание-сила. 1989. №10. С.92: ил.
Зобин Г. Кукольный карнавал // Родина. 2003. №9. С.108—109: цв.ил.
Игрушка — радость детей. М., 1912.
Игрушка в жизни ребенка. М., 1980.
Игрушка. Ее история и значение. М., 1912.
Игрушка: Сборник материалов по производству игрушек. М., 1943.
История французских кукол // Art et Decoration. 1983. №245. С.96—101: цв.ил.
Кей X. Куклы, игры и игрушки: Карманный справочник / Пер. с англ. Н.Е. Юркевич. М., 2003
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.