научная статья по теме ЛЮДИ, СПРЯТАВШИЕСЯ В СКАЛАХ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЛЮДИ, СПРЯТАВШИЕСЯ В СКАЛАХ»

«ЛЮДИ, СПРЯТАВШИЕСЯ В СКАЛАХ»

Монография Александры Шаровой «Догоны. Этнокультурная история*

(Saarbrucken. Lambert Academic Publishing, 2013. 112 с. с илл.) посвящена догонам (одному из малочисленных народов Западной Африки), обитающим на территории современного Мали - на плато Бандиагара и в пограничных регионах Буркина Фасо. Их численность, по разным оценкам, составляет 400-800 тыс. человек.

Догоны занимаются мотыжным, террасным, местами ирригационным земледелием и скотоводством. Немалые площади плодородных земель оказываются фактически недоступными из-за распространенного там онхоцеро-за - болезни, переносимой речными мошками. Изолированное расположение земли догонов способствовало консервации архаичных черт культуры, религии и социальной структуры.

В монографии автор попытался рассмотреть практически все стороны жизни догонов.

Первая часть работы посвящена происхождению, истории и истокам культуры народа. А. Шарова скрупулезно рассматривает и анализирует противоречивую информацию. Даже по поводу самоназвания догонов мнения исследователей расходятся: «люди из До» (одного из центров Древнего Мали); «люди, спрятавшиеся в скалах»1; «младшие братья» (по отношению к соседствующими с ними народностями бамбара и малинке) и др. Автор считает наиболее вероятным происхождение догонов из страны Манден, располагавшейся в верховьях Нигера на границе современных Мали и Гвинеи, что подтверждается общими чертами в мифологии и культуре.

Немало внимания в монографии уделяется истории догонов. Хотя своей государственности у

ННННВчмьЗЯ

Дп г>-: с л и л pf mipvf *

Догоны

Этнокультурная история

tL*rS LAMBERT \ Ac*d*jue hbliahlflg

этого народа никогда не было, на протяжении веков они входили в состав таких государств, как Мали, Сонгай, Сегу, Масина, Тек-рур, Западный Судан (французская колония) и Республика Мали. Политические события в истории африканских государств мало затрагивали этот изолированный народ. Как правило, правителям было достаточно, что догоны признают их власть и платят дань, а догонам была выгодна защита от кочевников, которую обеспечивали армии королевств.

Вторая часть монографии А. Шаровой посвящена религии догонов. Хотя более половины местных жителей исповедуют ислам суннитского направления, а небольшая часть (7-10%) - христианство (католицизм и протестантизм), мировые религии, смешавшись с традиционными верованиями и обычаями, превратились здесь в некую народную религию. Ислам, например, усилил веру в духов и оказался весьма терпим к магии, а христианство внесло свой вклад в мифологию. Оформление синтетизированной религии - типичный пример африканского «тройного наследст-

ва», подтверждающий детально разработанную концепцию всемирно известного историка-африканиста Али Мазруи (19332014).

Тексты догонских мифов впервые были записаны французским этнографом Марселем Гриолем (1898-1956), возглавлявшим Транссуданскую этнографическую экспедицию, работавшую в этих краях в 19311952 гг. Его труды о культуре и мифологии догонов на долгое время стали основополагающими для других исследователей, среди которых советский этнограф-африканист Б.И.Шаревская (1904-1985)2.

Автор рассматривает такие черты традиционных верований догонов, как анимизм, в т.ч. представления о ньяме - безличной сверхъестественной силе; тотемизм, культ предков и ряд других. Много внимания уделяется заупокойным ритуалам, связанным как собственно с погребением умершего, так и с многочисленными, растянутыми во времени, траурными запретами и их снятием.

Уделяется внимание и религиозным праздникам, в первую очередь сиги, связанном с культом предков и культом масок. Он отмечается раз в 60 лет с целью обновления или замены великой маски Имина-на, в которой обитает ньяма первопредка.

Маски вообще играют огромную роль на всех догонских праздниках, посвященных как личным, так и общественным событиям. Существует около 80 масок, каждой из которых соответствует свой костюм. Внешний вид масок, а также их разновидности тоже находят обоснование в мифологии. Например, маска крокодила связана с рассказом о том, как крокодилы, превратив-

№ 3 • 2015 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 75

шись в бревна моста, спасли народ догонов от преследователей.

Важной составляющей культуры догонов являлись сказки, которые служили элементом воспитания и обучения. Среди наиболее распространенных сюжетов можно назвать сказки о животных, где умный заяц наказывает жадную гиену; «сказки с моралью», повествующие о женском упрямстве, тщеславии, непослушании; сказки о «чудесных состязаниях», включающие загадки для слушателей, и многие другие. Сказка предоставляла две модели поведения (положительную и отрицательную), преподавала уроки жизни в игровой, развлекательной форме. По ним мы можем представить, какие нормы поведения в данном обществе являлись наиболее важными3.

Архаичные черты проявились не только в религиозных верованиях, но и в структуре общества догонов. Правителем считается великий огон, верховный жрец, воплощающий Лебэ - бога солнца, огня и плодородия. В каждом селении есть местные огоны (жрецы), возглавляющие совет старейшин. Основой социальной структуры общества являются гинны - группы кровных родственников со счетом родства по отцовской линии. Каждая гинна ведет происхождение от общего предка, соблюдает экзогамные запреты, имеет свое святилище. В обществе догонов выделяются достаточно замкнутые группы ремесленников. Браки между ними и земледельцами находятся под запретом. Примечательно, что для групп ремесленников характерны кросс-кузенные браки, что также является весьма архаичным пережитком.

Автор отмечает много архаичных черт и в брачно-семейных отношениях, в которых женщины обладают бблыпими правами, чем в других сферах. Они заключают помолвки своих детей, имеют право выбирать мужей, уходить от них, могут жить в доме отца до

рождения второго или даже третьего ребенка. Мужчина может иметь до четырех жен, но, как правило, ограничивается одной-двумя, поскольку конкуренция из-за женщин в обществе довольно сильная.

Последняя часть монографии посвящена материальной культуре. В плане генезиса традиционного искусства догоны представляют особый интерес, поскольку они, чуть ли не единственные в Западном Судане, сохранили древние традиции наскальной живописи. Схематичные изображения, нанесенные красной, белой и черной красками, располагались в местах совершения обрядов инициаций.

Отличительной чертой скульптуры догонов является сочетание обобщенных монументальных форм с экспрессивной динамичной композицией. Правда, ряд этнографов приписывали наиболее архаичные скульптуры теллем народу, обитавшему на плато до прихода догонов. Более поздние скульптуры отличаются меньшей экспрессивностью и большей условностью. А. Шарова считает, что вне зависимости от того, кому принадлежат те или иные изделия, теллем оказали несомненное влияние на культуру догонов.

Автор подробно описывает особенности жилых, хозяйственных, общественных и культовых построек, в т.ч. такие характерные для местного строительства элементы, как украшенные статуэтками дверные засовы и рельефные двери и ставни. Особое внимание уделяется весьма своеобразным украшениям догонов, которые во многом определяли статус человека. Интересно, что их изготовлением занимаются преимущественно кузнецы, что подчеркивает особое значение украшений в общественной жизни.

С конца XX в. у догонов появилось новое средство выживания - туризм. Для привлечения туристов устраиваются танцы масок, хотя настоящие религиозные

церемонии гостям не показывают. Часть догонов даже подрабатывает гидами, устраивая экскурсии и предоставляя свои жилища для ночевок туристам.

Туризм стал проводником новых веяний, постепенно включающих догонов в процессы глобализации: ослабляется влияние религии, распространяется европейская одежда, уходят на задний план традиционные занятия.

Монография написана автором на основе дипломной работы, защищенной в 2012 г. в ЯрГУ им. П.Г.Демидова. Это вполне добротное, обобщающее исследование с использованием широкого круга источников и литературы на русском, английском, французском и немецком языках.

Несмотря на некоторые опечатки и заметный (местами) налет «ученичества», книгу можно считать весьма полезным изданием для изучения одного из самых загадочных народов Африканского континента.

Е.В. СПИРИДОНОВА, кандидат исторических наук Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова

1 Онучко В.Г. Малийские этюды. М., 1986. С. 137. (Onuchko V. 1986. Maliyskie etyudy) (in Russian)

2 Шаревская Б.И. Мифы догонов // Фольклор и литература народов Африки. М„ 1970. С. 196. (Sharevskaya В. 1970. Mify dogonov // Folklor i literatura narodov Afriki. M.) (in Russian)

3 Завьялова О.Ю. Фольклор как механизм обучения // Африканский сборник 2007. СПб, 2008. (Zaviyalova O.Yu. 2008. Folklor как mekhanizm obucheniya // Afrikanskiy sbornik 2007. SPb, 2008) (in Russian)

76 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 3*2015

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком